Западная Европа как культурно-исторический регион
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛОГО ДОМА
Учебное пособие по дисциплине "Архитектурные конструкции"
Сдано в пpоизводство _________ Подписано к печати _________ Формат бумаги 60х84 1/8, Бумага офсетная, № Печать офсетная, Объем 8 усл,печ,л. Уч.изд. л, 2,3. Тираж 200 экз.3аказ №.______ Ротапринт ГУЗ, 103064, Москва, ул, Казакова,15
Западная Европа: «колыбель» промышленной революции в начале XXI в. Западная Европа как культурно-исторический регион Европа — часть света, сравнительно небольшая по площади (7 % суши земного шара) и численности населения (11,5 % мирового уровня), где сейчас располагается свыше 50 стран и государственных образований. Тем временем Европа не просто территория от мыса Нордкина на севере до мыса Марроки на юге и от Уральских гор на востоке до мыса Рока на западе. Европа — это цивилизация, сокровищница уникальных достижений человеческого разума. Европейская культура (понимаемая широко, с включением в ее состав и православной цивилизации) играла и продолжает играть выдающуюся роль в мировом развитии. Много веков подряд европейский регион находился в центре мирового развития. Начиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий, Европа выступала как самый динамичный регион. Бурно развивались производительные силы, наука, культура. Человечество не знает ни одной культуры, влияние которой было бы столь масштабным, преобразующим все мироустройство. При этом Европа выработала уникальные структурные особенности, которые обусловили ее жизнестойкость, легкую приживаемость в социокультурных нишах и надежную выживаемость в инокультур-ном окружении. Конкретно Западная Европа — это десятки государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным, культурным и духовным своеобразием. Многие рассматривают этот культурно-исторический регион как некое единое целое, столетиями формировавшуюся общность населяющих его народов. Помимо выражений «западная цивилизация» и «западноевропейская цивилизация» существуют также понятия «европеизм» — течение, выступающее за полную интеграцию западноевропейских государств и мотивирующее это наличием вышеупомянутой общности местных народов; «европоцентризм» — тенденция в общественной мысли, в соответствии с которой восхваляется и идеализируется Европа как образец социально-экономического устройство и духовного развития. (Выражение «ат-лантизм» имеет более размытые контуры и ассоциируется с геополитической концепцией, в основе которой лежат геостратегические и военные цели приатлантических стран, включая США и Канаду.) Единство и целостность западноевропейского региона — в общей культурно-цивилизационной идее, в принципах, которые были заложены еще в античной Греции. Они составили базу политической, трудовой и бытовой этики не только Европы, но и англоязычной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Эти принципы — «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». В Европе они выражены наиболее ярко, так как имеют глубокие корни. Поэтому самая яркая черта Западной Европы — идентичность. Несмотря на очевидные различия между частями, в Европе сохраняется общее в истоках и наследии. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать Европу в качестве цивилизационного пространства с единым этнокультурным кодом, определяющим самоощущение и самопознание европейцев. Культурно-историческое своеобразие Европы проявляется и в том, что она с исключительной силой и ясностью, нигде больше не встречающейся, воплотила в общественном сознании и эмпирической данности рационализм. Уже греческий рационализм отличается от восточного мышления известной последовательностью, позволившей заложить основы математики и завершить создание формальной логики. Коренным образом европейский рационализм стал отличаться от иного мировоззрения с конца средних веков. Рационализм стал судьбой Европы и признаком новой техногенной цивилизации. Европе издавна известна идея политической свободы. В качестве идеи и как реальность свобода в Европе устояла под натиском универсальной деспотии и тоталитаризма и заложила основу сознания правового гражданского общества. Свобода всегда несет с собой новизну, порождает атмосферу состязательности и стремление к славе и известности в любой области жизни. Свобода людей и их мышления озарила всю европейскую историю, сконструировала европейский дух и создала огромные возможности, но вместе с тем и опасности для человека. Европейцам свойственна решительность, в силу которой начинания доводятся до логического завершения, до выявления альтернатив, осознания принципов внутренней борьбы. Она традиционно ощущалась и в напряженности основных сторон европейской жизни — в напряженности между романскими, германскими и славянскими народами, между империями и отдельными нациями, между государством и церковью, между христианством и культурой, между католицизмом, протестантизмом и православием. Любая претензия в европейской жизни сразу же ставится под вопрос. В результате европейская цивилизация — это не монотонный культурный ландшафт, но многомерный и динамичный. Решительность проявляется, прежде всего, в революциях, совершенных европейцами: географической, духовной и научно-технической, воплотившихся в европейской политике, экономике, социальной этике и психологии. Решительность европейского характера ранее всего проявилась в религиозной сфере, но особенно ярко в политике колониальных захватов*. Поэтому можно утверждать, что Европа — не сумма стран и народов, а их единство, отличающееся постоянным внутренним диалогом и интенсивными контактами с другими культурными мирами. В рамках европейской цивилизации важную роль играет Россия. Будучи частью Европы, она продвигает ее элементы и стиль в Азию, но и Азия через Россию воздействует на Европу. Тем самым Европа и Россия определяют друг друга. Россия давно вошла полноправным участником в систему европейских держав. Без нее нельзя говорить о современном общеевропейском доме. Историко-географический обзор. Происхождение слова «Европа» часто связывают с городом под названием Европа, располагавшимся в области Кария в юго-западной части Малой Азии. Весьма распространенной в античное время была также легенда о Европе — дочери царя Агенора из Тира, похищенной критянами**. По некоторым версиям, название Европы происходит от слова «Эреб» (темный) и означает страну заходящего солнца (запад) в отличие от Азии («Аси») — страны восхода солнца (восток). О Европе как географической области писали Гесиод и Гека-тей Милетский, Геродот и Фукидид, Аристотель и Изократ, Стра-бон и Плиний Старший, Полибий и Птолемей. Многие греческие и римские авторы были единодушны в определении географических границ Европы. Она представлялась им территорией между Азовским морем и рекой Дон (или Кавказом) на востоке и Иберией с Атлантическим океаном на западе. Британия рассматривалась как остров в Европе. Южная граница проводилась по Малой Азии, Черному и Средиземному морям, а северная — по Дунаю. Как видно, в античном представлении Европа ограничивалась в основном территорией, прилегающей к Средиземному морю, * Своеобразным проявлением таком деятельности является германский «натиск на Восток». Под ним подразумевается не только историко-географическое явление, но и политическая идеология имперской Германии. Первыми натиск немцев испытали прибалтийские славяне. Движение немцев на восток было приостановлено в XV в. В дальнейшем малочисленность германо-славянских столкновений перекрывают ужасающие катастрофы двух мировых войн в XX в. ** Мифологическую сцену похищения быком Зевсом Европы изобразил на своей картине замечательный русский художник В.А.Серов. которое считалось в качестве ее ядра и пространственной основы. В дальнейшем по мере включения в политические, экономические, духовные контакты Центральной и Северной Европы границы региона все больше обретали современные очертания. Однако лишь в начале XVIII в. были определены восточные рубежи Европы, ранее обозначаемые Доном. Это сделал выдающийся русский ученый-энциклопедист, географ, историк, этнограф, филолог, математик, металлург, дипломат, основатель Екатеринбурга В.Н.Татищев (1686— 1750). В своей статье «Европа», включенной в «Лексикон российский», он указал границей Европы Уральские горы. Вся территория Европы была заселена человеком, вероятно, уже в эпоху каменного века. С III тыс. до н.э. начинает обнаруживаться разложение первобытно-общинного строя, и социальная жизнь людей завершается образованием государств. Первые из них возникают на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова и на острове Крит. Они имели достаточно развитые социальные структуры. В экономической жизни важнейшую роль играли дворцовые хозяйства. В конце II тыс. до н.э. государства материковой Греции и Крита гибнут. Однако уже в начале I тыс. до н.э. вновь возникают условия для формирования государств на территории Греции. Отправной точкой всего общественного развития Греции становится полис, который, видоизменяясь на протяжении веков, оставался государственной организацией Древней Европы. Позднее на территории Апеннинского полуострова возникает италийский вариант полиса — цивитас. Самым ярким примером его был Рим. В результате обширных военных экспансий полисов формировались крупные державы. Первыми из них были эллинистические царства. Далее — империя, созданная Римом. Эта держава, выросшая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. Включив в свой состав эллинистические царства и средиземноморские области Европы, Рим способствовал распространению в них городского строя, рабовладельческого способа производства, техники, культуры. Греко-римское наследие явилось субстанцией европейской цивилизации. В это время закладываются основы европейской общественной мысли, понимание природы, личности и общества. В эпоху Римской империи было достигнуто максимальное объединение европейского пространства. Это была, по выражению немецкого философа Р. Гвардини (1885—1968), «попытка полной и всеохватывающей конструкции бытия». Однако подобное состояние не могло быть долговечным. Уже с конца II в. преобладание переходит к союзам, складывавшимся в племенном мире. Их перевес начинает сказываться и в военном, и в культурном отноше- нии. Наступает так называемая «варваризация» Европы. Таким образом, у истоков следующего средневекового этапа цивилизаци-онного развития Европы стояли два различных мира. Каждый из них переживал кризис. Римская империя — упадок, варварский мир — зарождение социальных структур. Смысл происходящего на этом величайшем «перекрестке времени» был назван русским поэтом М.А.Волошиным (1877— 1932) «...преосуществлением Всемирной власти на земле». Более чем тысячелетний отрезок времени (с IV по XV в.) охватило Средневековье. Раннесредневековая Европа представляла собой кипящий котел боровшихся друг с другом племен и народов, различавшихся по уровню развития. На фоне внутренней дифференциации складывалось культурное единство Европы. Ее цивилизационное содержание обогащалось постоянными связями с соседними регионами. В ходе этнических, торговых, дипломатических, военных и других контактов с различными народами Европа в Средние века вобрала в себя не только античное и варварское наследие, но и богатейший опыт Востока. Для духовной атмосферы того времени главным было становление христианства. Христианская церковь стала, быть может, самой высокой формой организации человеческого духа. Она оказалась способной соединить противоречивое, вобрать в себя идеалы жизни и надежно хранить их в виде традиций. Решающее влияние христианства на Европу было не только духовным, но и политическим. Религиозное миропонимание, право, обычаи, этика, мораль, наконец, церковная иерархия и богатство создали общий феодальный порядок, сцементировали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере определило неповторимость европейской цивилизации. Европейский средневековый мир в целом был более насыщенным и динамичным, чем прежний. Именно в Средние века возникло большинство европейских государств, определились в основном их границы, были заложены этнокультурные основы будущих наций. Появились парламенты, суды присяжных и первые конституции. Были изобретены ножницы, часы, книгопечатание, оконное стекло, огнестрельное оружие и многие другие новшества. С конца Средневековья возникает современная наука, сделавшая позже европейскую культуру отличной от культуры всех других регионов. Рубеж XV—XVI вв. — решающее для судеб Европы время. Европейцы осуществляют географическую революцию и выходят в мир. Страсть к открытиям сделалась формой, в которую облекся предприимчивый дух европейцев. В Ц86 г. Диас первым из европейцев отважился добраться до мыса Доброй Надежды, в 1492 г. — Колумб достиг американских островов, в 1498 г. — Себастьян Ка-бот доплывает до Лабрадора, т.е. до американского материка. Но- ый континент уже входит в сознание европейцев, когда Васко да Гама доплывает от Занзибара до Каликут и прокладывает морской путь в Индию. В 1500 г. Кабрал открывает Бразилию. Наконец, с 1519 по 1522 г. Магеллан совершает свой знаменательный, венчающий всё подвиг: первое путешествие человека вокруг Земли, из Испании в Испанию. Тем самым доказывается, что прав был Мартин Бехайм, создавший в 1490 г. свое «земное яблоко», первый глобус, осмеянный поначалу как глупая затея. Так смелое деяние подтвердило отважную мысль. В итоге мир стал для европейцев круглым. Европа приобретает особое положение среди мировых цивилизаций. В Европе нет оцепенения и топтания на месте. Наступает эра европейского расцвета и интенсивного продвижения по пути культурного прогресса. Европа внезапно становится центром и повелительницей Вселенной. Из Европы начинается заселение Америки, Австралии, Южной Африки и формирование их духовных оснований. Она оказывает решающее влияние и на другие части мира, в том числе на Россию с ее восточно-христианскими корнями. Россия в свою очередь заселяет весь север Азиатского материка до Тихого океана. «Географическая революция — это использование Океана в качестве основного средства всемирной коммуникации. Передвижение по Океану позволило Европе объединить обитаемый мир.» А. Тойнби, английский историк «После кругосветных путешествий мир стал для европейцев круглым. То, что не было ими покорено, либо не стоит того, либо еще будет покорено.» Гегель, немецкий философ «Если бы преимущества Европы, вытекающие из ее географической и социально-экономической специфики, не нашли выражения в господстве — во всех значениях этого термина, — то европейский прорыв не имел бы ни блеска, ни быстроты (и главное) — последствий. Преимущества, а затем и превосходство Европы привели к ее доминированию над остальным миром.» Ф. Бродель, французский историк Уже с начала XV в. для честолюбивых португальцев и испанцев земной шар оказался тесным. Понадобилось деление его демаркационными линиями. Вскоре в колониальную экспансию активно включаются другие европейские страны. Наступает эра нового империализма. Вид Европы мгновенного изменяется. Возникает мощное европейское доминирование, европейский централизм. В XIX в. мир окрашивается в цвета европейских государств. Влияние Европы становится глобальным. К началу XX в. европейцы контролировали 85% земной поверхности и 70 % ее населения.
Европейские параметры оказались не только масштабными, но также преобразующими мировое устройство. В итоге европейцам удалось связать народы мира в единое сообщество и посредством своих политических и военных сюжетов сделать новую политическую карту мира европейской. Исключительное положение в то время занимала Великобритания. Ни одна страна со столь незначительной территорией и численностью жителей не держала в своих руках судеб огромного числа людей, живущих по всему земному шару. Каждое движение на Британских островах находило отзвук в мире. Колоссальные размеры британских колониальных владений дали основания проникнуть в сознание англичан идеей мировой гегемонии*. Удачливыми в колониальных предприятиях были Франция и Бельгия. Скромные владения имели Италия и Германия. Последняя обратила главную ось своей экспансии на Ближний Восток. Там Германия проникла в империалистическую зону сил Великобритании и России, что явилось одной из основных причин Первой мировой войны. В эту войну вступили не европейские нации, а мировые империи, подобные драконам, головы которых умещались в Европе, а туловища покрывали почти весь земной шар. На рубеже XIX —XX вв. самым проблемным в Европе считался «восточный вопрос», связанный с судьбой балканских владений Турции. Распад ее европейских колоний привлек туда взоры многих европейских держав, включая Россию. Центром политического внимания были пресловутые черноморские проливы. Масштабная балканская политика России нуждалась в теоретическом обосновании. С этой целью была выдвинута идея создания панславянской империи со столицей в Константинополе. В этой доктрине сплелись мысль о признании народов, действующих в цивилиза-ционном пространстве, суверенными, равновеликими и политические соображения, связанные с волевыми устремлениями. Одним из принципов данной политики был приоритет национального над общечеловеческим. Идея панславизма мотивировала отношения России с южными славянами. Однако желаемые результаты не были достигнуты. Поддержка сербов в 1914 г. обернулась для России войной и революцией. В целом конфликты, приведшие Европу к Первой мировой войне, были двух порядков: национальные и империалистические. Война 1914 г. началась между восемью государствами Европы * Великобритания вынашивала планы соединения со своими эмансипированными колониями в тесную федерацию. Идея ианбританизма в конечном счете путем медленной и сложной работы нашла реализацию в деятельности мировой англосаксонской диаспоры. (Германией, Австро-Венгрией и противостоящими им Великобританией, Францией, Россией, Бельгией, Сербией и Черногорией), но постепенно вовлекала в свою орбиту тридцать три страны. За годы войны в армии воюющих государств было мобилизовано 70 млн человек. Война длилась более четырех лет и вызвала невиданные потрясения. Версальская система послевоенных договоров, в которой преобладали национальные мотивы, внесла лишь волну пессимизма в европейское самосознание. Наступила пора разочарований в ценностях европейской цивилизации. Европа после войны перестала существовать как целое. Фактически в этой войне, где не было победителей, побежденной оказалась именно она, не сумевшая удержать своего рангового положения. Удары, разрушившие Европу, шли по двум линиям: горизонтальной (битва империй) и вертикальной (революции). Революции в России, сжатые в пределах одного года, привели к тому, что Европа утратила свою социально-политическую однородность. Жесткое противостояние России и остального мира создало мощное силовое поле напряжения в европейском развитии. Конфликт империй уступил место конфликту идеологий. В связи с эпохальными событиями Первой мировой войны надо рассматривать Вторую мировую войну 1939—1945 гг. Сторонами конфликта были коммунизм, нацизм и либеральная демократия. Основной силой взрыва стало болезненное национальное чувство Германии*. В сознании немцев национальные мотивы были тесно переплетены с империалистическими. Это означало, что пафос освобождения становился для них волей к власти. Гитлер поставил перед нацией программу беспредельного господства: сначала в Восточной Европе, потом в Европе вообще и, наконец, во всем мире. С поразительной легкостью ему удалось осуществление двух частей своего плана. Участниками Второй мировой войны были шестьдесят одно государство и более четырех пятых населения земного шара. Военные действия велись на территории Европы, Азии и Африки, а также на обширных акваториях мирового океана. За годы войны в армии воюющих стран было призвано свыше ста десяти миллионов человек. Война длилась шесть лет. В итоге двух мировых войн прежняя Европа отошла в историю. Европейцы утратили свои колониальные владения, политическое преобладание в мире. Ослабленная Европа становится покорной торжествующей силе. Она отступает перед мировыми державами — Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. Внешняя энергия сверхдержав была направлена на противоборство друг с другом. Европа наполнилась силовыми компонентами. * Генеалогию национал-социализма через так называемые символы масс блестяще проанализировал Э.Канетти (Е.СапеИл, 1986). Грандиозные деструктивные процессы, связанные с ликвидацией социалистической системы, потрясли мир, но не ликвидировали силового напряжения на европейском пространстве. Как только была снята идеологическая конфронтация Европы, возродился ее культурный раздел*. В нынешних условиях Европа стремится обрести новое место в мире, который, несмотря на раздробленность, во всё возрастающей степени требует объединения в рамках правового устройства путем соглашений. Европейцы. Как известно, Европа не была прародиной человечества. Древнейшие люди (индоевропейцы), вероятно, пришли в Европу с востока еще в эпоху каменного века (палеолита), примерно 2 млн лет назад. Все бессловесные предметы, найденные на европейской территории при археологических раскопках, все же остаются для науки немыми в своей безжизненности. Лишь словесные данные позволяют ощутить европейца, его внутренний мир, настроения, импульсы. Письменными источниками европейские события освещены лишь за последние три тысячи лет. Весь предшествующий период, продолжительный и сложный, был занят становлением основных конституционных свойств человеческого бытия в Европе. Здесь наука различает три основных века: каменный, бронзовый и железный. Каменный век самый длительный из них. В то время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из камня, рога и кости. Люди жили тогда в пещерах и гротах, под скальными навесами, реже — на открытых местах. Основным занятием населения была охота, в начале генерализированная, потом специализированная. В каменном веке постепенно увеличивается плотность населения, расширяется область человеческого обитания, формируются первичные системы поселений**. На рубеже VII —VI тыс. до н.э. наступает новая эпоха в развитии Европы и всего человечества. Происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Охота и собирательство уступают место земледелию и скотоводству. Возникают постоянные поселения с прочно построенными жилищами. «Сельский образ жизни» становится господствующим в Европе вплоть до появления, а затем и широкого распространения городов. Возникнове- * Разделительной линией в Европе является граница западного христианства, сложившаяся к 1500 г. Она пролегает вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии, рассекает Белоруссию и Украину, сворачивает на запад, отделяя Трансильванию от остальной части Румынии, а затем идет по линии, отделяющей Хорватию и Словению от других югославянских государств. ** Сделаны попытки вычислить приблизительную плотность населения Европы в то время и даже его количество в некоторых регионах. Так, на территории Центральной Италии предполагается плотность 1 человек на 50—100 км2. Все население Центральной Италии могло составить 800— 1 600 человек в какой-либо отрезок каменного века. Основным типом поселений был базовый лагерь, состоящий из 10—12 легких жилищ каркасного типа. и развитие производящего хозяйства способствовали росту Н елейности населения и его концентрации. Впервые отчетливо и ЧИ выступает неравномерность в развитии отдельных регионов Европы. Важные изменения в экономике, социальном строе и этноде- мографии Древней Европы произошли в III тыс. до н.э. В Средиземноморье, на юге Балкан и на Западном Кавказе возникли культуры бронзового века. Бронзовый век характеризуется появлением металлических орудий труда, резким увеличением его производительности. Это способствовало возникновению тех явлений, которые затем привели к разложению первобытно-общинного строя и становлению государства. Это также время великих переселений, которые положили начало образованию европейских народов, формированию их языковой и культурной общности. Бронзовый век Европы — период многообразный и противоречивый. Резко усиливается неравномерность экономического и социального развития. Европейское цивилизационное пространство становится сложным конгломератом различных культурно-исторических общностей, групп, обладавших разными традициями и связями. С возникновением около 3000 — 2000 гг. до н.э. Греческого государства открывается Античная эпоха Европы. Первые античные центры постепенно становились связанными между собой компактными образованиями. Регулярные торговые связи среди них приводили к медленному формированию этнического самосознания. Греки стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Бронзовый век в начале I тыс. до н.э. сменяется железным. Общественное развитие ускоряется. Новый этап этнокультурного роста Европы начинается с образованием Римской державы, постепенно создавшей в Средиземноморье «римский круг земель». Основу европейского античного мира составляли городские гражданские общины, которые были первыми в мировой практике демократиями. Верховную власть в античной городской общине осуществляло народное собрание граждан. Оно обладало широкими правами и обязанностями. В Античную эпоху были разработаны основные принципы морали, этические идеалы, важнейшие элементы науки, философии, главные жанры литературы, архитектуры, спорт. В начале I в. н. э. всю западную часть Европы уже занимала Римская империя, вобравшая в себя множество народов. За Рейном жили германцы, ранняя история которых, как и их соседей кельтов, почти не ясна. К востоку от германцев обитали славянские племена. Римляне всех их называли варварами. Еще восточнее на беспредельных степях Причерноморья жили народы, мало напоминавшие европейцев, — скифы и сарматы. В целом европейское Пространство было еще слабозаселенным. Всего на территории Европы к началу нашей эры насчитывалось примерно 35 млн человек. В Италии в то время жило не более 6 млн, в Испании — также около 6 млн, в Великобритании и Германии — менее 1 млн человек. Историческую эстафету от античности приняли Средние века. Общество средневековой Европы было феодальным. Феодализм — совершенно особый мир, формировавший своеобразный консервативный тип человека. Идеологией Средневековья был причудливый сплав варварства и христианства. Первые столетия средневекового периода отличались глубокой депрессией и потрясениями. Это было связано с континентальными миграциями народов, завоеваниями арабов, опустошительными походами монголо-та-тар и тюрок, межфеодальными распрями, крестовыми походами, ужасающими эпидемиями и т.п. В IX—XV вв. намечается перелом в культурном развитии Европы. Совершенствование агротехники (изобретение колесного плуга с отвалом, распространение трехпольного севооборота и новой упряжи) позволило увеличить площадь обрабатываемых земель и урожайность. Внедрение богатых протеинами высококалорийных культур обеспечило, вероятно, европейцев той силой, что нужна была для постройки замков, соборов и новых городов, для подъема обширных пространств целины*. Население Европы начинает быстро расти. К концу I тыс. н.э. оно составляло не менее 43 млн человек, в 1500 г. в Европе уже насчитывалось 75 млн жителей. Самыми заселенными странами были Франция (свыше 15 млн), Италия и Германия (по 11 млн человек). Во второй половине истекшего тысячелетия начинается переход Европы в индустриальную эру. Особенно активно этот процесс проходил в Англии, Франции, Германии. Новые достижения в социальной и хозяйственной областях сыграли важную роль в дальнейшем увеличении численности европейского населения. Последовательное увеличение численности населения зарубежной Европы выглядит следующим образом: 1650 г. — 82 млн человек, 1800 г. — 160 млн, 1900 г. - 295 млн, 1950 г. — 392 млн, 1980 г. — 485 млн, 2000 г. — свыше 500 млн человек. Динамика воспроизводства населения Европы в целом совпадает с фазами ее цивилизационного развития. Индустриализация значительно понижает уровень смертности и подрывает целесообразность в высокой рождаемости, стабилизирует численность населения. Многие европейские страны уже подошли к такому состоянию. В других демографические процессы поддерживаются политическими * Следует отметить также прогресс в военном деле, где стремя позволило подчинить лошадь и появиться новому военному классу рыцарей, которые постепенно идентифицировались с крупными землевладельцами, способными вводить в своих владениях новую технику и технологию. меоами внешней миграцией. Существуют региональные различия в воспроизводстве населения и «внутри» стран*. Как классифицировать многочисленное и разнообразное население Европы? Вопрос может показаться простым, но решается ' с отдаленных времен. По Библии народы, населяющие Европу являются потомками сына Ноя - Иафета и называются иафе-тидами. Бог разделил их на отдельные народы и дал каждому свою задачу и цель в жизни. Первую попытку выделить общие признаки людей, населяющих Европу предпринял знаменитый шведский натуралист К.Линней Европеец, по его мнению, проницателен, пытлив, управляется законами. Видное место в классификации европейского населения занимает общая система геттингенского профессора Блю-менбаха, изложенная им в небольшом сочинении «О природном разнообразии человеческого рода» (1775). Европейцев он представлял нормальным типом для всего человечества. Позднее появилось около десятка классификаций, но общепризнанную создать не удалось. Европейская ветвь народов наукой изучена лучше других. 11о физическому облику она представляется вообще однородной, но в действительности оказывается очень смешанной. Основную часть населения современной зарубежной Европы составляют романские, германские и славянские народы. Среди романских выделяются, в частности, итальянцы, французы, испанцы, румыны, португальцы; германских — немцы, англичане, голландцы; славянских — поляки, чехи, сербы. Каждый из народов отличается своим характером, вкусами, традициями, поведением, взаимосвязями с соседями**. На характер и культуру европейцев огромное воздействие оказывает религия. Эту связь иллюстрируют конфессиональные институты и группы, а также наблюдаемые предметы и явления естественной и социальной среды. В пределах Европы представлены все мировые религии. Однако в целом можно сказать, что главная религия Европы — христианство. При этом север региона — протестантский, центральная и южная части — католические, восток — * В большинстве европейских стран сейчас рождаемость низкая — от 9 до 15 %с. Резко выделяется лишь мусульманская Албания и Монако, где этот показатель достигает 18 и 20 %о, заметны также Ирландия, Исландия, Македония. В перечисленных странах самый высокий естественный прирост населения. Уровень смертности в Европе в среднем — 11 %о. Смертность выше рождаемости в Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, ФРГ, Хорватии, Чехии, Швеции, Сербии и Черногории. ** Существует оценка характера современных европейцев: англичане обладают наиболее развитым чувством юмора; французы и итальянцы, которых считают «романтиками Европы», на самом деле не умеют очаровывать, у них есть стиль, но они часто являются претенциозными; немцы — вежливы и пунктуальны; испанцы — очаровательны, энергичны, любят танцевать. православный. Стран абсолютно однородных в религиозном отношении в Европе нет. Как правило, можно говорить о преобладании одной из конфессий или об их параллельном существовании. В настоящее время в Европе складывается непростая этнокультурная ситуация. Детонирующим элементом в ее обострении является многомиллионная армия гастарбайтеров из арабских и азиатских стран. Среди них растет влияние исламских фундаменталистов. В начале XXI в. напряженность в отношениях между коренными европейцами и пришельцами с Востока усиливается*. Длительный и крупномасштабный прилив выходцев из иных культур с другими жизненными установками в перспективе может сильно повлиять на характер европейского общества. Европа обречена на поиски межэтнической и межконфессиональной гармонии и формулы единения наций. Тем временем в ней уже накоплен большой опыт гражданской культуры в решении этноконфликтов. Примером может служить итальянская провинция Трентино-Альто-Адидже, называемая также Южным Тиролем. Там повсюду слышна немецкая речь, а итальянский язык звучит как иностранный. Южный Тироль, отошедший к Италии в 1919 г. (по Сен-Жерменскому договору), остается кусочком Австрии, будто и не прошло более трех четвертей века. Населен он почти исключительно австрийцами по происхождению, сохраняющими в неприкосновенности родной язык, обычаи и традиции. Национальные области, подобные Южному Тиролю, есть во всех западноевропейских странах. Их насчитывается более двух десятков. В той же Италии в области Валле-д'Аоста, на границе с Францией и Швейцарией, города и деревни носят французские названия, жители их свято оберегают свои традиции, говорят на различных диалектах провансальского языка. В области Фриули — Венеция—Джулия, граничащей со Словенией и Австрией, проживает компактная группа славян, говорящих на своих языках. Все эти области имеют административную, финансовую и культурную автономию. Их двуязычие закреплено в конституции страны. Особый статус имеют и два самых крупных итальянских острова в Средиземном море — Сицилия и Сардиния. Из всех итальянских областей четвертая часть наделена автономией, что ставит эту страну в промежуточное положение между государством унитарным и федеративным. В отличие от Италии Бельгия разделена пополам национальными разногласиями. Юг страны, прилегающий к Франции, населен валлонами, а север — фламандцами. В Бельгии три государственных * Доля иностранцев в населении европейских стран в настоящее время составляет, %: в Германии, Швейцарии, Австрии — 7, Франции — 6, Великобритании — 5, Швеции — 4, Италии — 2, Испании — 1. В ближайшие 25 лет в Европе может оказаться свыше 159 млн эмигрантов. а. французский, нидерландский (его фламандский вариант) я3неМёцкий, на котором говорят лишь несколько десятков тысяч еловек, живущих вдоль границы с Германией и Люксембургом, фламандцы нередко делают вид, что не понимают по-французски а многие валлоны даже не пытаются освоить язык, на кото-оом' говорит большинство населения их собственной страны. За исключением Брюсселя, двуязычной и двунациональной столицы Бельгии, фламандцы и валлоны живут изолированно друг от друга. Внутренние миграционные процессы почти отсутствуют. Национальный сепаратизм силен в Испании. В ней находится самый крупный в Западной Европе очаг национализма — Страна Басков. Баски — единственный в регионе народ не индоевропейского происхождения. Их язык не имеет с испанским ничего общего, и владеют им далеко не все баски (быть может от того, что он необыкновенно труден). Террористическая организация баскских сепарати
|