Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О фактах. «Кризис» науки как утрата ее жизненной значимости




Но, быть может, при другой направленности рассмотре-

ния, а именно, если исходить из всеобщих сетований о

кризисе нашей культуры и из той роли, которая при этом

приписывается наукам, нам все же представятся мотивы

для того, чтобы подвергнуть научность всех наук серьезной и

весьма необходимой критике, не отказываясь ради этого от

первого смысла их научности, неоспоримого в том, что ка-

сается правомерности их методических достижений.

Намеченное таким образом изменение направленности

всего рассмотрения мы и хотим осуществить на деле. При-

ступив к этому, мы вскоре поймем, что спорность, которой

психология больна не только в наши дни, но уже на протя-

жении нескольких столетий,— свойственное ей состояние

«кризиса» — имеет центральное значение для появления

загадочных, неразрешимых неясностей в современных,

даже математических, науках, а вместе с тем и для возник-

новения особых мировых загадок, которых не знали более

ранние времена. Все они приводят как раз к загадке субъек1

тивности и потому неразрывно связаны с загадкой психоло1

ЧАСТЬ I. § 2

гической тематики и метода. Таково лишь первое указание

на более глубокий смысл намерения, содержащегося в этих

докладах.

Мыстанем исходить из того поворота во всеобщей оцен-

ке наук, который произошел на пороге текущего столетия.

Он касается не их научности, а того, чтó они, чтó наука во-

обще означала и может означать для человеческого вот-бы-

тия [Dasein]. Исключительность, с которой во второй поло-

вине XIX века все мировоззрение современного человека

стало определяться позитивными науками и дало себя осле-

пить достигнутым благодаря им «prosperity»,1 знаменовала

равнодушное отстранение от тех вопросов, которые имеют

решающую важность для подлинного человечества. Науки

всего лишь о фактах формируют людей, заботящихся лишь

о фактах. Переворот в публичной оценке стал в особенно-

сти неизбежен после войны и породил, как мы знаем, пря-

мо-таки враждебную настроенность среди молодого поко-

ления. Эта наука, говорят нам, ничем не может нам помочь

в наших жизненных нуждах. Она в принципе исключает как

раз те вопросы, которые являются животрепещущими для

человека, подверженного в наши злосчастные времена

крайне судьбоносным превратностям: вопросы о смысле

или бессмысленности всего этого человеческого вот-бы-

тия. Разве в силу своей всеобщности и необходимости для

всех людей они не требуют также и всеобщего осмысления

и ответа, основанного на усмотрении разума? В конце кон-

цов, они затрагивают человека как существо, свободно оп-

ределяющее себя в своем отношении к окружающему чело-

веческому и внечеловеческому миру, свободное в своих воз-

можностях придавать себе и окружающему миру разумную

форму. Что может наука сказать о разуме и неразумии

[Unvernunft], что может она сказать о нас, людях, как субъ-

ектах этой свободы? Наука всего лишь о телах, разумеется,

ничего, ведь она абстрагируется от всего субъективного.

ЧАСТЬ I. § 2

1 «Просперити»: процветание (англ.).— Примеч. ред.

Что касается, с другой стороны, наук о духе, где человек во

всех специальных и общих дисциплинах рассматривается

все же в его духовном вот-бытии и, стало быть, в горизонте

его историчности, то их строгая научность требует, как го-

ворят, чтобы исследователь тщательно исключал все оце-

ночные позиции, все вопросы о разуме и неразумии тема-

тически рассматриваемого человечества и произведений

его культуры. Научная, объективная истина есть исключи-

тельно установление того, чем фактически является мир,

как физический, так и духовный. Но может ли мир и чело-

веческое вот-бытие в нем обладать поистине каким-либо

смыслом, если науки признаю´т истинным только то, что

может быть таким способом объективно установлено, если

история может научить только одному—тому, что все фор-

мы духовного мира, все когда-либо составлявшие опору че-

ловека жизненные связи, идеалы и нормы возникают и

вновь исчезают, подобно набегающим волнам, что так было

всегда и будет впредь, что разум вновь и вновь будет обора-

чиваться бессмыслицей, а благодеяние—мукой?Можемли

мы смириться с этим, можем ли мы жить в этом мире, где

историческое свершение представляет собой не что иное,

как непрерывное чередование напрасных порывов и горь-

ких разочарований?







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 197. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия