Часть 1.
экономический подтекст. Они утверждали, что в условиях нефтяного кризиса 1970-х годов и нараставших материальных затруднений люди среднего достатка таким способом искали пути устройства жилищ по методу «сделай сам». Хай-тек оказался долговременным стилистическим направлением, связанным с предъявлением через форму и конструкцию изделий и сооружений с совер шенным качеством отделки, передовыми промышленными технологиями, точно стью стыковки деталей, применением в устройстве жилой среды узлов, конст рукций и деталей, используемых в промышленности, торговле и на транспорте. Хай-тек отличается обилием металлических поверхностей с различной факту рой, преобладанием ахроматической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого, реже других цветов [10]. Дизайн «рынка удовольствия» В плане комплексно-системного подхода к дизайну обратим внимание на со циально-психологические аспекты формирования рыночного спроса на массовуюЛекция 27. Течения и направления в дизайне второй половины XX века.. 321 продукцию. 1980-1990-е годы на международном уровне характеризовались даль нейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в ус ловиях информационной (телекоммуникационной) революции. Транснациональ ные компании подбирались к 50% производства мировой промышленной продук ции. Одни и те же (по конструкции, дизайну, уровню и качеству) изделия все мирно известных фирм (Филипс, Грюндиг, Сони и др.) сходили с конвейеров как в странах-прародителях, так и в самых отдаленных от них уголках планеты. Ди зайн наряду с нововведениями организационного и технологического характера, научно-техническими достижениями остается неотъемлемым фактором конкурен тоспособности в экономической борьбе производителей. В этой борьбе за рынки сбыта используются новейшие открытия, в том числе и в области психологии. Рынок предметов первой необходимости в постиндустриальных странах ухо дил в прошлое. Бум рутинных покупок «по необходимости» был оставлен да леко позади новым рынком - «рынком удовольствия», рынком «эмоциональ ных покупок». Дизайнеры и производственники, не забывая о функционально сти, удобстве и безопасности в эксплуатации, начали усиленно делать акцент на оригинальности формальных признаков (пластике, цвете, фактуре), на впечат лении от изделий, их эффектности. Японская фирма «Мазда» выступила с концепцией (конец 1980-х) перехода от производства автомобилей «принимаемых как должное» - соответствующих международным стандартам - к созданию «автомобилей что надо!». Это произ водство автомобилей, которые надежны, удобны, пленяют воображение, очаро вывают и приносят наслаждение. О внутренней отделке с детальной проработ кой элементов - в первую очередь о блоке приборов японских машин - даже искушенные американские специалисты стали говорить как о «произведении искусства». Особое значение начали придавать звуку двигателя, который настра ивается на специальную «мелодию» подобно музыкальному инструменту. С упором на подсознание проводились исследования по выявлению эмоций потребителей не только при эксплуатации изделий, но и их мотиваций по выбо ру тех или иных моделей. Американские психологи подтверждают, что при «эмо циональных покупках» не действуют критерии полезности, надежности, прак тичности, а превалируют образные, ассоциативные моменты. Появлялось все больше образцов изделий, предметов быта, не предназначен ных непосредственно для продажи. Их объявляли произведениями арт-дизайна и даже искусства, демонстрировали на выставках и музеях. Только после «подготов ки» покупателей они шли (или не шли) в массовое производство и торговлю. В их числе был холодильник-концепция OZ Роберто Пеццетти для «Занусси» - раз ноцветный, необычной формы, как говорили, женственный объект в домашнем ин терьере. Графическое начало, яркие поп-артовские краски и фотогеничность ди зайна образцов «Мемфиса» - символа мебели постмодернизма - сделали их же ланными экспонатами авангардных выставок, число которых быстро росло. Один из французских промышленников заявлял, что модели телевизоров от Филиппа Старка, яркого и преуспевающего представителя постмодернизма (см. Лекцию 18), не предназначены для массового производства (из-за экстравагант ного внешнего вида), а должны воспитывать нового потребителя. Стали появ322 История дизайна, науки и техники
|