Не терять ни дня!
О Босуэлле, известном биографе Сэмьюэла Джонсона,* говорили, что он нередко упоминал об одном особом дне из своего детства. (* Сэмьюэл Джонсон (1709 -1784) - английский писатель и лексикограф.) В тот день отец взял мальчика на рыбалку. Воспоминания об этом сохранились у Босуэлла навсегда, и он часто говорил о том, чему научил его отец в тот знаменательный день помимо искусства ужения рыбы. Наслышавшись об этой особенной рыбалке, один человек много лет спустя решил найти ее описания с родительской точки зрения в дневнике, который аккуратно вел отец Босуэлла. Наткнувшись на соответствующую дату, наш исследователь с удивлением обнаружил, что о том незабываемом для Босуэлла дне его отец записал всего лишь одно короткое предложение: «Сегодня рыбачил с сыном, потерянный день». Босуэлл известен многим, но мало кто хотя бы слышал о его отце. И все же, несмотря на свою относительную безызвестность, этот человек, должно быть, задал душе своего сына настолько верный тон, что тот хранил его всю жизнь и передал следующим поколениям. В один прекрасный день он вложил в сердце своего сына идеи, которым предстояло затем направлять его умственное и духовное развитие до самых зрелых лет. Удивительное мастерство отца не только определило дальнейшую жизнь мальчика, но и развило в его душе способности, обогатившие впоследствии классическую литературу драгоценным вкладом. Очень жаль, что отец Босуэлла не смог по достоинству оценить той, с его точки зрения заурядной, рыбалки, того знаменательного и незабываемого дня, когда он задавал тон и отбивал такт как бы между прочим, между делом, показывая сыну способы наживки червя на крючок. Ни дня не пропадает даром в жизни успешного отца. Семья есть школа жизни, место, где преподают жизненный опыт, а учеба длится около восемнадцати лет. Детей в стенах этого учебного заведения можно уподобить кускам глины. Чем старше они, тем становятся более неподатливыми, хотя гончар не прекращает процесса формовки, пытаясь использовать все до последнего резервы пластичности материала, еще способного принимать заданную форму. Не проходит и дня без того, чтобы отец не наложил отпечаток на детские души своими высказываниями, оценками, манерами поведения и внушениями. Все это в один прекрасный день подсознательно войдет и в их привычки. Холодеет сердце, когда видишь отца, не понимающего в этом толка. Становится страшно, ибо ему в конце концов нечему научить своих детей. Ведь здесь неважно, осознавал ли ты при этом, что творил, или нет. Парадокс, но учить можно как обдуманно, например, по учебному плану, так и бездумно, самотеком, на авось. Все равно, осознанное или нет, учение наложит неизгладимый отпечаток на личность ребенка, став неотъемлемой частью его характера в будущем. В том или ином варианте, но ребенок унаследует слабости и пороки отца всенепременно. Итак, зададимся вопросом: учим ли мы детей созидать прекрасное или учим его уродовать? На данном этапе обсуждения вопросов, посвященных семейному воспитанию, разумно будет прояснить смысл двух пар: с одной стороны, формирование определенных позиций и создание системы ценностей, а с другой, развитие способности и успешность деятельности. Отношение детей к миру и их система ценностей отражают ту реальность, которая чаще всего передается детям через домашний уклад, характер, стиль жизни (об этом поговорим ниже). А развитие - способности и успешность деятельности - характеризует процесс обучения детей в семье больше с позиций формального подхода через продуманное планирование семейной жизни. Такой подход действительно помогает ребенку открыть себя - свои способности, дарования и возможности, а затем реализовать их на практике. Допустим, перед нами стоит задача развить способности ребят и умение действовать правильно. Вот одно из мыслимых решений. Отец может попросить детей помочь ему по хозяйству. Подобных дел в семье хоть пруд пруди. К примеру, нужно отремонтировать велосипед. Имеется по крайней мере три способа решения этой задачи. Ленивый отец ремонт отложит. Занятой, дабы сэкономить несколько минут, быстренько снесет велосипед в гараж, подкрутит несколько гаек и отдаст сыну - все, работа сделана. -А мудрый непременно уделит сыну несколько минут (хотя и у такого отца время не резиновое) и не только покажет, как отремонтировать машину, но и поработает вместе с ребенком. Быть может, от такого отца потребуется максимум терпения, однако игра стоит свеч. Мудрый отец наблюдателен, ему известно, что, приобщая сына к ремонту простого детского велосипеда, он может преподать мальчику несколько уроков. Разве, например, устанавливая вместе с отцом причину поломки, ребенок не получит знаний и опыта из области технической диагностики? Разве выбор инструментов, нужных для ремонта, не привьет ему навыков ведения подготовительных работ? По ходу ремонта мудрый отец демонстрирует образец качественного труда, преподавая сыну урок ответственного отношения к делу, и обучает его работать не как придется, но стремиться к совершенству исполнения. По окончании ремонта, во время уборки рабочего места, ребенка можно научить аккуратному обращению как с техникой, так и с инструментами. Некоторые отцы сочтут время, потраченное на починку техники, бесполезно утраченным, но хороший отец никогда не подумает так. Как-то я имел возможность наблюдать за работой механика, собиравшего авиационный двигатель. Все это происходило не в ангаре крупной авиакомпании, а в джунглях Южной Америки. Сюда, на отдаленные взлетно-посадочные полосы в бассейне Амазонки, пролетая множество миль над коварными джунглями, прибывали пилоты-христиане, чтобы доставить миссионеров и необходимое им оборудование в районы, в которых они служили Богу, обитая среди индейцев. Покуда мой механик навинчивал цилиндрическую головку, я спросил, откуда у него такая любовь к авиамоторам, что привела в джунгли и заставляет чинить аэропланы для миссионеров. «Ну, с моторами у нас дома всегда возился отец, - начал он, - он вечно гнал меня в гараж, где собирал что-нибудь и пропадал все время. Думаю, когда я родился, он всунул мне вместо погремушки разводной ключ». Каждый день, поднимая в воздух свои самолеты, пилоты той миссионерской организации были абсолютно уверены в том, что техника не подведет, потому что ею занимался отличный механик; потому что того в свое время не подводил отец, который выказал недюжинный ум, сделав из гаража классную комнату семейной школы. Только не подумайте, пожалуйста, что, говоря о работе с «железками», я призываю учить обиходить дом и содержать в исправности домашнюю технику только сыновей. Конечно, и дочерям этих уроков прогуливать нельзя. Мало ли в жизни всяких обстоятельств и мало ли когда в будущем девочке понадобится починить негодный выключатель, вставить плавкий предохранитель, подключить стиральную машину, заменить колесо автомобиля или справиться с вышедшей из строя системой зажигания; навыки и умения в этих областях помогут ей выйти из многих затруднений. И мальчику не стоит прогуливать в семейной школе уроков по домоводству: он должен уметь стирать, готовить и делать уборку. Эффективность учебного процесса в школе жизни повышается, когда часть ответственности за поддержание порядка в доме передается детям. Им можно доверить работу, которую они способны довести до конца с оценкой хотя бы на «тройку». Мудро поступит тот, кто попробует время от времени давать детям задания, на копейку превышающие их среднее понимание, нечто такое, что может потребовать от них умения разбираться в проблемных ситуациях. Творчество увлекательно, оно способно зажечь интерес ребенка, а это как раз то, что нужно; ребенок нуждается в такого рода испытаниях. Отцы, держащие весь учебный процесс под контролем, могут, конечно, подсказать им кое-что, но в основном дети должны иметь возможность самостоятельно преодолевать все препятствия и справляться со всеми трудностями, чтобы сделать приятное своим родителям. Найдется, наверное, не слишком много отцов, искусных во всех ремеслах. Но нужно просвещать детей, вводя их в мир разнообразных профессий. В этом смысле очень полезны познавательные экскурсии на заводы, фабрики, в художественные студии, деловые конторы и конструкторские бюро. Дети и родители узнают здесь много нового о разных формах трудовой деятельности, условиях труда и здоровом отдыхе. Получив представление обо всем спектре трудовой деятельности человека и перспективах профессиональной карьеры, дети начинают лучше оценивать свои индивидуальные способности и склонности. Если ребятам особенно понравится какой-либо род деятельности, проницательный отец возьмет себе на заметку, что именно это конкретное направление ему и стоит продолжать разрабатывать в интересах детей. Однако просветить детей только в том, как создаются материальные вещи, мало. Не менее важны в контексте трудового процесса и отношения между людьми. Например, существенно важно обучать детей с самых ранних лет порядку подчинения «старшим по званию». Марк и Крис, которым тогда было соответственно двенадцать и девять лет, пришли на пруд, чтобы покататься на байдарке. Отталкивая лодку от берега, я напомнил обоим, что судном руководит старший из них; что скажет капитан, то и следует делать. Отправляя детей в плавание, я твердо убедился, что оба поняли этот важный закон открытого моря. «Ходить на байдарке опасно, следовательно, - говорю я, очень важно, чтобы ты, Марк, понял, какая теперь на тебе лежит ответственность, поскольку ты сейчас - капитан судна, ты - при исполнении служебных обязанностей. Крис, - обращаюсь я к дочери, - если Марк говорит, что время отправляться, значит, так оно и есть». Крис учится подчиняться старшему брату и в случае необходимости обращаться к нему за помощью. Хотя это происходит во время летних каникул, дети все равно учатся. Один учится управлять судном, другая - учится подчиняться капитану, и все вместе это способствует безопасности и благу судна и его пассажиров. Как жаль, что теперь нельзя встретиться с отцом Босуэлла и убедить его, что каждый случай, каждое впечатление, каждое событие в семейной жизни может научить ребенка чему-то хорошему, поэтому утраченных дней не бывает. В своем неведении мистер Босуэлл, к своей чести, за один день сделал больше, чем иные, выбиваясь из сил, делают за всю жизнь. Интересно, придавал ли мистер Босуэлл старший значение постановке перед детьми вопроса «почему?». Представим ситуацию: отец везет семью в автомашине. Как бы между прочим он учит маленьких пассажиров, заставляя их размышлять над такими вот несложными вопросами: «Как вы считаете, почему придумали так много дорожных знаков? А почему строители построили мост именно такой формы?» Вопросы, начинающиеся словом «что», также ценны. «Что в этой картине так привлекает тебя? Что напоминает тебе это облако?» Найдите место и для таких вопросов, которые начинаются с «как». «А как, по-вашему, будут реагировать люди, когда вдруг увидят автомобильное кладбище вон там, слева от дороги? А как бы нам помочь вон той старушке, которая, кажется, сильно горюет?» Если в результате наблюдений и практики установлены способности детей, если проведена их определенная профессиональная ориентация, если они более или менее успешно справляются с возложенными на них обязанностями и все с большим толком участвуют в принятии решений на семейном совете, мудрый отец не остановится на достигнутом, он будет стремиться к дальнейшему совершенствованию. По мере развития дети будут становиться все более и более важным фактором «выживания» семьи. Когда вы отправляетесь в дальние поездки, дети могут читать карту, с удовольствием принимая на себя роль штурманов, задающих верное направление. Если же они ошибутся, несколько вынужденных объездов воочию убедят их в опасности легкомыслия и безответственности. Пригласив гостей, вы отдаете «на откуп» детям меню, сервировку стола и серьезнейшим образом рассчитываете на них в приготовлении угощения. Нас в семье четверо, и летний отдых как нельзя лучше дает нам возможность точнее распределить все важные семейные обязанности на четверых. Когда после долгого путешествия вниз по реке мы дружно высыпаем из байдарки на берег, каждый из нас знает, что ему делать, чтобы семья смогла прилично поесть обустроить сухое спальное место и обеспечить себе разные удобства на открытом воздухе. Еще одну способность можно развить в семейной школе жизни. Давайте назовем это качество «прилежностью». Моменты, когда ребенок прилежен, мы редко создаем, мы их скорее чувствуем. У детского интеллекта есть двери, подобные дверям в здании. «Момент прилежности» наступает тогда, когда в определенных условиях эти двери отворяются. Отцам постепенно открывается, что признаки наступления момента прилежности у каждого ребенка сугубо индивидуальны. У одних - это прямой, проникновенный, умный взгляд; у других - определенный род задаваемых вопросов. Не упускайте моментов «зачарованного слушания», они могут случиться и за столом, и в автомобиле, и перед сном. Если врата детской души отворились, ребенок готов выслушать урок, который родители желают преподать ему. Когда же эти двери закрыты, обучать ребенка не легче, чем носить воду в решете. Наступление момента прилежности предсказать нельзя, однако научиться пользоваться им, когда он настает, можно. Отец, который, укладывая ребенка на ночь, всякий раз молится с ним, нередко поражается, как разговорчив тот именно в последние мгновения перед сном. Если ребенок не боится темноты и одиночества и если он уже немного дремлет, вот тогда-то он и бывает особенно открыт, нежен и благорасположен. Я не променяю ни на что на свете незабываемые мгновения с Крис, когда при выключенном свете, наедине, мы беседовали с ней о ее важных детских делах. В такие мгновения рушатся все барьеры. В жизни Марка момент прилежности наступал всякий раз, когда мне хотелось, присев рядом с его кроватью, погладить его по спине. Когда я это делаю, Марк слушает меня. Мы говорим о теологии, сексе, былых сражениях, ужасах и о многом-многом другом. Моменты прилежности случаются и в тяжелые дни. Какая-то болезнь, раны, физические или душевные, необходимость закончить какую-то школьную работу - все это позволяет необыкновенно сблизиться с ребенком. Когда врата открываются, хороший отец немедля устремляется туда, поскольку ребенку так хочется услышать от него нечто очень важное для себя. В своей книжке «Творческие размышления» Роберт Рейнз опубликовал письмо мальчика, убежавшего из дома. (3) Когда его родители пытались вернуть его, а он отказался, они откровенно удивились: «Почему?!» Сын ответил родителям в письме. По существу он говорил им следующее: «Когда я открыл вам свою душу, вы захлопнули ваши». «Дорогие родители! Благодарю вас за все, но я направляюсь в Чикаго и начну новую жизнь. Вы спрашиваете, почему я выкинул такое и зачем причинил вам столько страданий. Мне совсем нетрудно ответить на ваш вопрос, но я не уверен, что вы поймете меня. Помните ли вы то время, когда мне было то ли шесть, то ли семь лет и мне хотелось, чтобы вы просто выслушали меня? Я вспоминаю все подарки, которые вы дарили мне на Рождество и дни рождения, и то, как я действительно бывал счастлив от этого (около недели), когда возился с ними, но, честно говоря, большую часть года мне на самом деле не хотелось подарков. Мне хотелось всегда, чтобы вы услышали меня как человека, который тоже чувствует, а я помню, что маленьким я чувствовал. Вы же всегда говорили, что вы очень заняты. Мама, ты прекрасно готовишь, у тебя так все кругом чисто и ты так устаешь от всего, что заботит тебя, но знаешь ли, мама, я бы отказался от крекеров и орехового крема, если бы ты хоть когда-нибудь присела возле меня и сказала: «Расскажи-ка, дружок, мне вот о чем. Что беспокоит тебя? Быть может, я смогла бы помочь тебе в чем-то разобраться». ... Я думаю, что все дети, которые творят то, из-за чего взрослые доходят до белого каления и от чего у них седеют волосы, на самом деле нуждаются в ком-то, кто уделял бы им несколько минут, чтобы выслушать и помочь им, пока они взрослеют, кто мог бы не упрекать, а вежливо поддержать. Если бы вы, папа и мама, хотя бы раз сказали «извини меня», когда прерывали меня, я бы, наверное, остолбенел от удивления. Если кто-нибудь будет спрашивать у вас, где я, то скажите, что я пошел искать того, кто располагает временем, потому что у меня есть много чего обговорить с ним. С любовью к вам ваш сын». Нет, мистер Босуэлл, ни один день не пропадает даром: на пруду, в гараже, в автомобиле, у детской кровати. Каждый дом - это школа жизни, и каждый отец - учитель. Врата детской души отворяются чаще, чем мы думаем. Не всегда будет так, а жаль! И еще. Слишком много тревожного и опасного стремится проникнуть в эти врата. И если не мы, то кто-то другой повлияет на души наших детей. 8. «Осторожно: стекло!» Это произошло на пляже, и хотя день был жарким, меня знобило от происшествия, невольным свидетелем которого я тогда оказался. Мальчик лет восьми проявлял излишний энтузиазм в игре на воде с группой пятилетних малышей. Он не сознавал своей силы, и то, что начиналось как игра, стало выходить из-под его контроля. Прошло несколько мгновений, и некоторые бдительные родители на пляже забеспокоились. Время от времени они бросали тревожные взгляды на отца этого мальчика. Разве он не видит, что творится? Он, конечно, видел, но не придавал происходившему должного значения. Все это длилось до тех пор, пока не лопнуло его терпение. Лишь тогда он начал активные действия. Раздался его пронзительный вопль: «Роберт, вон из воды! Тысяча проклятий, Роберт, мне не нравится, как ты себя ведешь. Что ты там делаешь? Отойди от детей!» Ребенок нервно оглянулся по сторонам и, видя, как много людей следят за происходящим, захныкал в ответ: «Но, папа...» «А ну-ка, не возражай, - ответил отец еще громче. - А ну-ка, не смей спорить, я же сам видел, что ты делаешь, и мне это надоело. Посиди-ка полчаса на песочке и подумай, вдруг поумнеешь немного». Ребенок с оскорбленным видом бросился на горячий песок и начал выводить на нем всякие линии, пряча глаза так, чтобы не видеть позади себя удивленных взглядов, которые бросали в его сторону малыши, оставшиеся играть в воде. Отец отвернулся и, поднимая свое пиво, как ни в чем ни бывало продолжил прерванный разговор с собеседниками. Как ни в чем ни бывало. Однако кое-что все же произошло. Человека сломали! Прозвучали ключевые слова отца: «Я же сам видел, что ты делаешь...» Как долго отец терпел, наблюдая за тем, что вытворял его сын? Почему он сразу, как только заметил, не пресек дурного поведения сына? На ранней стадии ему не пришлось бы применять таких строгих мер, и тогда никто бы не остался в обиде. Почему он тянул, пока напряжение не превысило критического порога? И вот, вместо мирной забавы, у одного - чувство смущения, у другого - ярость. Говоря о зрелости поведения обоих в данном эпизоде, следует отметить, что сын и отец здесь одного поля ягода. «И вы, отцы, - пишет апостол Павел, - не раздражайте [как мой герой на пляже] детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Весьма прискорбно, что этот человек на пляже никогда не читал Павла. Говоря об учении и наставлении, Павел призывает отцов исправлять поведение детей. Да, не просто исправлять, но посредством исправления формировать, строить и перестраивать личность ребенка. Уча и наставляя, нельзя разрушать, ломать и переламывать. Учение и наставление должны быть «Господними». Библия называет исправительную меру, меру пресечения неправильного поведения, обличением и помещает его между преступлением и наказанием, между порочным деянием и справедливой карой за него. Обличение - это последний звонок, последний тревожный сигнал, который подается человеку, идущему по неправильному пути: «Остановись! Обернись! Еще шаг, и ты окажешься на мусорной свалке!» Библия содержит множество обличений. Первым и наиболее драматическим стало обличение, высказанное Самим Богом. Каин, перворожденный сын Адама и Евы, нарушил повеления Божьи о жертвах и богослужениях. Когда нежелание Каина почитать Бога стало резко контрастировать с поведением его брата, Авеля, жертвоприношение которого Небесам было угодно, Каин разгневался. Семена, порождающие убийство, проросли в глубине его души. Библия говорит, что «Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Иными словами, Каин озлобился и стал думать, как бы отомстить сопернику. Бог, увещевая Каина, предлагает ему преодолеть возникшее душевное напряжение и избавиться от подспудного чувства мести. Он обличает Каина вопросом и заявлением: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6,7). В этом отрывке налицо все тонкости, характеризующие здравое обличение. Вопросы Бога заставляют Каина задуматься о последствиях его греха и своенравия. Каин из чувства зависти и желания отомстить стремится погубить брата, но Бог указывает ему на опасность и неизбежные последствия этого поступка. Наконец, Бог обращает внимание Каина на другое возможное решение - праведный путь и правильное поведение. Таково обличение Бога в ипостаси мудрого Отца. Каин же отвергает обличение Божье, и последствия не замедляют сказаться. Каин губит себя. Обличение делает скрытое явным. Именно так и поступил Бог в данном случае. Он поставил Каина перед необходимостью оценки собственных поступков и чувств. Но, выявляя тайное, Бог не дает чувствам растравлять душу. Библейские пророки превосходно обличали, и в некоторых великих по значению эпизодах Ветхого Завета мы видим пророков, предстающими перед царями и говорящими правду, в глаза. Когда Нафан обличал Давида, тот уже глубоко погряз в своем грехе, но понял главное, и слова пророка смягчили его сердце. Между тем первые последствия царского греха были уже не за горами, однако Давид, по крайней мере, успел искренне покаяться. А вот Ахав никогда не хотел понимать Илию; также и Навуходоносор не прислушался к совету Даниила, когда тот пророчествовал ему. Успешный отец идет по стопам пророков, он сам выступает в роли пророка для своих детей и обязан знать нормы правильного поведения, установленные Священным Писанием. Отцу нельзя оставлять без внимания ни одного нарушения установленных Богом норм поведения. Он должен не только обращать на это внимание, но и соответствующим образом действовать до того, как успеют проявиться последствия. Обличать правильно, должным образом, - дело трудное. Не всегда обличению радуются и не всегда за него благодарят. Каин тому пример. Но когда надвигается опасность, предупредить об этом следует. Маяк сигнализирует капитану о рифах прямо по курсу корабля. Радиолокационная станция служит навигационным ориентиром для пилота и указывает на сколько градусов тот уклонился от нужного курса. «Лампочка идиота», расположенная на приборной доске, напоминает шоферу, что, не отпустив ручного тормоза, на машине далеко не уехать. Но при этом разве служитель маяка хочет нанести личное оскорбление капитану корабля? Разве радиолокационная станция должна приводить пилота в ярость? И разве «лампочка идиота» (несмотря на название) изобретена, чтобы раздражать шофера? Нет, нет и нет. По сути дела, речь идет лишь о разных способах подачи сигналов, предупреждающих об опасности, поэтому надо сказать, что всякий нормальный капитан, пилот или шофер получать подобные сигналы рад. Когда нет такой обратной связи, аварии неизбежны. Отцы иногда стесняются обличать. И в то же время обличения сплошь и рядом вырываются у них как следствие их раздражения и гнева. Тщательно взвесив ряд обличений, сделанных мною собственным детям, я нашел, что многие из них не влияют на формирование их личности; более того, такие обличения потворствуют моему эгоистическому желанию просто избавиться от всего, что приносит мне сиюминутный дискомфорт. Пока дети физически слабее меня, я могу, конечно, настоять на своем. Выходит, что я говорю резко или гневно только потому, что я раздражен, я утомлен, я хочу покоя. Ничего общего с обличением в библейском смысле такое обличение не имеет, ведь по содержанию - это просто обыкновенная вспышка гнева. Вот что меня и потрясло в тот жаркий день - в оценке на пляже подтвердилось мое открытие. Вот из-за чего и был сломлен тот ребенок - обличение отца определенно не пошло на пользу мальчику. Настоящее, правильное обличение созидает, исправляет и предупреждает. «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов», - говорит автор Книги Притчей (17:10). Когда мы обличаем дитя и это глубоко западает в его душу, нам следует, применяя такое опасное оружие, проявлять высочайшую осторожность. Прежде чем обличить ребенка, успешный отец взвесит все плюсы и минусы, смысл и последствия того, что он намерен сказать. Можно ли отложить разговор с ребенком на более удобное время? Порождено ли предстоящее обличение любовью отца или так проявляется его раздражение и ярость? И, наконец, сможет ли отец в разговоре не просто констатировать плохое поведение ребенка, но и предложить меры по его коррекции? Пока наши дети малы, обучать их дисциплине, развивать их умение выслушивать, принимать обличения и действовать в соответствии с ними - это значит исполнять важнейшую часть отцовского долга. Дети научатся ценить конструктивное обличение, когда перестанут бояться, что оно лишит их родительской любви, уязвит их достоинство и нарушит право на индивидуальное общение с родителем. В мастерской отца десятилетний мальчик разобрал старый будильник. Папа, вернувшись с работы вечером, обнаруживает на верстаке разбросанные в беспорядке инструменты и детали от будильника. Он находит провинившегося сына и взрывается: «Сын, я больше не потерплю такого беспорядка! Чем это ты занимаешься в мастерской, пока я на работе? Как тебе не стыдно! Там все вверх дном! Ты никогда ничего не доводишь до конца. Тебе что, неизвестно сколько стоят инструменты?» Серия подобных вспышек раздражения, и все - конец мальчишеской любознательности, конец желанию трудиться в мастерской и желанию понять эту часть мира взрослых и приобщиться к ней когда-нибудь. А ведь мягкое увещевание отца могло бы породить иное желание: стать прилежным. «Как я рад, сын, что ты нашел сегодня время разобраться с этими часами. Интересно, что там было? Вот только инструменты ты оставил в беспорядке. А вдруг они понадобились бы тебе для срочной работы? Ну, ладно. Мне так приятно, что ты рискнул заняться ремонтом часового механизма. Ты знаешь, большую часть инструментов я купил и для тебя тоже, чтобы ты учился ими пользоваться. Но в мастерской у нас должны соблюдаться особые правила, мы оба должны им одинаково подчиняться, пусть первым правилом будет такое: «Положи инструмент туда, откуда взял». Ну посуди сам. Я после работы прихожу домой. Инструменты после работы тоже «хотят домой». Сынок, давай поступим так. Ты уберешь верстак, спрячешь инструменты на место, а между делом расскажешь мне что ты обнаружил в этом старом будильнике. Пока ты убираешь верстак, я побуду с тобой. Идет?» С одной стороны, любознательность мальчика получила одобрение - отцу понравился интерес сына к инструментам, и он выразил ему свое удовлетворение; с другой стороны, ребенок усвоил необходимый урок. Вот таким может быть разумное, кроткое обличение, такое обличение действительно прорастает семенами добра в душе ребенка и принесет пользу. У вас имеются возражения? Ну, хорошо! Допустим, бывают обличения, которые произносятся в гневе. Допустим. Увы, бывает, что с тобой или твоей собственностью несправедливо или дурно обращаются не где-нибудь, а в твоем собственном доме. В данной ситуации, кажется, просто невозможно общаться спокойно, без крика. И все-таки стремиться к этому надо! Ведь гнев можно выразить не только с помощью децибелов, но и с помощью слова, его смысла; причем всю энергию направлять на осуждение конкретного проступка, а не на личность в целом. Давайте посмотрим, чем отличаются обличение и наказание. Обличение и наказание - это совершенно разные вещи. Обличение произносится «без пяти двенадцать» перед наказанием с целью дать возможность обличаемому избежать кары за свое преступление. У него есть еще некоторое время, чтобы исправиться переломить себя, устранить негативную тенденцию. Обличая, отец высказывается приблизительно так: «Содеянного тобой я не принимаю. Ты не прав, и такого в нашей семье не должно быть. Мы не встанем на этот путь». Никаких угроз, никакого наказания. Просто сигнал, предупреждающий, что впереди мель, рифы, подводные скалы, что кто-то сбился с курса. В старости Давид дорого расплатился за то, что в свое время не уделял должного внимания обличению, высказанному с любовью, и не понимал его смысла. Когда стало ясно, что дни Давида сочтены, сыновья его вступили в ожесточенную борьбу за власть. Адония, из второй очереди наследников, решил стать царем и восстал на отца. Автор Третьей книги Царств проницательно замечает, что явилось причиной преступления Адонии, порицая напрямую его отца: «Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (3 Цар. 1:6). Обратите внимание на два разных подхода к вопросу о необходимости обличения. Павел призывал обличать дитя (Еф. 6:4), Давид уклонялся от этого. По Павлу - обличай дитя, только не ценой его раздражения и отвращения. По Давиду - не говори ребенку ничего такого, что может возмутить его и принести неудобство. Практика показала, что Давид заблуждался. Конечно, ребенку обличение может не понравиться, оно может разочаровать его на некоторое время, но в перспективе он обретет отличную внутреннюю воспитанность, за что и будет благодарен отцу. Обличения всегда следует делать с глазу на глаз. Публичное обличение есть не что иное, как публичное унижение; свидетельство тому - случай на пляже. К тому же обличение всегда ставит целью исправить поведение ребенка, а не самого ребенка. Нельзя выставлять его на посмешище перед сверстниками. Отец в спокойной обстановке должен предупредить ребенка о катастрофических последствиях неразумного поведении и помочь найти правильный выход из сложившейся ситуации. Д-р Альберт Зигель писал недавно в «Обсервере» (Стэн-форд): «Если говорить о воспитании детей, то любое общество отстоит от варварства только на двадцать лет. Двадцать лет - столько времени нам дается, чтобы цивилизовать младенцев, рождающихся между нами ежегодно. Эти дикари ничего не знают о нашем языке, нашей культуре, нашей религии, наших ценностях, наших правилах межличностных отношений. Младенец - это существо, которое не имеет абсолютно никаких представлений о коммунизме, фашизме, демократии, он ничего не смыслит в гражданских свободах, правах меньшинств, не ведает об уважении, приличии, чести, обычаях, условностях и этикете. Чтобы культура выжила, варваров надо воспитывать». (4) Называйте, если угодно, их варварами - в определенном смысле так оно и есть. Но разве отсюда следует, что мои обличения должны быть жалящими, режущими, рвущими душу, когда я стараюсь научить «варваров», основным побуждением которых является бунт против отца, цивилизованному поведению. Следует помнить, что кроме прочего они еще и ранимые человеческие существа, которых Господь даровал нам, чтобы мы, родители, были им образцом достойного их чуткого поведения и нежной любви. Ярлык, который наклеивают на упаковку с хрупким товаром, предупреждает: «Стекло: обращаться осторожно». Мудрый отец каждый день исправляет, корригирует поведение «варваров». Но он никогда не забывает того, что «варвар» тоже человек: его дух, его хрупкий внутренний мир, его личность требуют христианского нежного обращения.
|