В Милитаризация экономики в годы Первой мировой войны.
Война вызвала небывалое напряжение всех материальных ресурсов страны. Уже осенью 1914 г. в армии не хватало винтовок. Кроме того, ежедневно требовалось снаряды и необходимы были огромные поставки продовольствия, обмундирования, фуража. Военные предприятия не могли произвести такого количества вооружений и военного снаряжения. Поэтому происходила милитаризация экономики — массовое переключение заводов и фабрик, выпускавших гражданские товары, на производство военной продукции. Все металлургические заводы страны были переведены на производство боеприпасов; военные заказы выполняли текстильная, обувная, химическая, табачная и лесопильная промышленность. Вместе с тем милитаризовав экономику, российское правительство ее осмелилось пойти на милитаризацию труда, как это сделали Франция, Англия и Германия. Рабочие оборонных предприятий небыли приравнены к военнослужащим, хотя и получили военную бронь. Они не имели гарантированного пайка и вынуждены были тратить много сил и времени на поиски пропитания, что создавало благодатную почву для антивоенных агитаторов, свободно действовавших на заводах. Приравнять рабочих к солдатам на фронте неоднократно предлагали французские социалисты, посещавшие Россию, но правительство не решалось пойти на этот шаг, опасаясь возмущения общественности. Частичная милитаризация рабочих произошла только на территории прифронтовых губерний, подчинявшихся Ставке. Эти губернии были объявлены на военном положении. Здесь запрещались забастовки и демонстрации, а дела о бунтах против властей рассматривал военно-полевой суд. Все железнодорожники при фронтовой полосы проходили проверку на политическую благонадежность, в каждом депо был создан резерв из машинистов, телеграфистов и квалифицированных рабочих.
22. Усиление оппозиционных настроений в связи с военными неудачами в годы Первой мировой войны. Создание «Прогрессивного блока». Военные поражения в Галиции заставили думские партии отказаться от политики «внутреннего мира». Все громче стали раздаваться голоса, обвинявшие министров и окружение императрицы в продаже военных секретов Германии. Тон задавала либеральная столичная пресса, неподконтрольная военной цензуре. Она открыто обвиняла военного министра В. А. Сухомлинова во лжи и измене. С марта 1915 г. фракция прогрессистов потребовала созыва Государственной думы. В мае 1915 г. ее поддержали кадеты. 30 мая на совместном заседании главных комитетов городского и земского союзов - требование уволить министра внутренних дел Н. А. Маклакова. Для того чтобы избежать конфронтации с общественностью, царь решил пожертвовать преданным министром, одним из немногих идейных монархистов в своем окружении. Маклаков был отправлен в отставку. Однако общероссийские союзы, направляемые кадетами и октябристами, решили добиваться еще больших уступок. Теперь они потребовали удалить из правительства всех «реакционеров»: военного министра, министра юстиции и обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода. Им вторили прогрессисты, требовавшие не только создать «ответственное министерство», но и заменить «Особые совещания» Комитетом Гособороны. Царь надеялся, что перестановки в правительстве смогут восстановить «священное единение». Он пообещал созвать Госдуму на очередную сессию не позднее августа 1915 г. Она открылась 19 июля 1915 г. и выразила поддержку новым министрам, призвав их сделать все для победы. Выступление меньшевика Н. С. Чхеидзе, потребовавшего вернуть из ссылки большевиков, было воспринято всеми как бестактность. И все же счет взаимных претензий власти и общества продолжал расти. Либеральные партии ставили в вину правительству военные поражения, трудности в экономике, нежелание начать реформы и стремление взять под контроль общественную деятельность. Особенно их возмущало то, что Совет министров 30 июня 1915 г. принял постановление о том, чтобы съезды ВПК и союзов открывались только с согласия властей. Сильное негодование вызвало и вмешательство во внутренние дела страны императрицы и ее фаворита Г. Е. Распутина. Власть винила либералов в том, что они хотят разрушить порядок управления государством во время тяжелейшей из войн, а также в беспардонном вмешательстве во внутренние дела царской семьи. Однако и власть, и либеральная общественность были едины в том, что войну надо продолжать до победного конца. Пораженческими настроениями была затронута только незначительная часть российского общества: «реакционеры», группировавшиеся вокруг Г. Е. Распутина и императрицы радикальная часть РСДРП во главе с В. И. Лениным.
23. «Распутинщина». «Министерская чехарда» в России. Г. Распутин был родом из Тобольской губ(с. Покровское). До 30лет вел разгульный образ жизни, но при посещении Верхнетурского монастыря прозрел, бросил семью и отправился в паломничество. В Петербурге Распутин появился в 1903г. и вскоре его представили Царской семье. На Николая II он не произвел впечатления, но Александра Федоровна увидела в нем «святого». Распутин при помощи гипноза мог облегчить страдания цесаревича Алексея, больного гемофилией. К 1914 г. Распутин стал духовным наставником императрицы со всем вытекающим. Он писал записки в банк с требованием денег, предлагал назначать на должности нравившихся ему лиц. Вокруг Распутина сложился кружок спекулянтов во главе с евреем Рубинштейном. Распутин вел разгульную жизнь в Петербурге. Он устраивал невообразимые оргии с разными просителями и проститутками. Неудивительно, что вскоре разразилось множество слухов о якобы интимных связях Распутина и Александры Федоровны. Распутин стал дискредитировать Царскую семью. Все это в скором времени сформировало монархическую оппозицию во главе с великим князем Николаем Михайловичем. В ночь с 29 на 30 дек 1916 г. князь Феликс Юсупов, вел. князь Д. Павлович и Пуришкевич заманили Распутина во дворец Юсупова. Его накормили порожными с мышьяком, но он съел весь поднос и остался невредим. Тогда Пуришкевич достал пистолет и начал стрелять в Распутина. Он выбежал на улицу, махая руками, но был застрелен. Его тело завернули в ковер и сбросили в Неву. Министерская чехарда. Это выражение Пуришкевича. За два года войны в России сменилось 4 представителей Совета министров, шесть министров внутренних дел. 4 раза менялись военные министры, земледелия, юстиции. Каждая смена вела к перетасовке рук-щих кадров мин-ства. В стране нарастал хаос. Министр ВД Хвостов и директор полиции Белецкий ненавидели друг друга. Каждый создал свою агентурную сеть. Роль фактического МВД должен был исполнять Курлов, назначенный в 1916 г. товарищем министра. Его все ненавидели. Сенат и Совет министров отказывались принимать бумаги, подписанные им. В салонах Москвы и Петрограда стали открыто хулить Николая II и Александру Федоровну, виня их во всех бедах России. Из-за своих монархических убеждений были отправлены в отставку премьер министр Горемыкин. Новый премьер Штюрмер симпатизировал Гос. Думе, однако вскоре таке был уволен. К концу 1916 г. дело дошло до того, что люди с монархическими убеждениями отказывались вступать во власть.
|