Студопедия — Элементы конкурсного обязательства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Элементы конкурсного обязательства






Субъекты.Устроителем конкурса может быть лишь государственная, кооперативная или общественная ор­ганизация, а поскольку конкурс сопряжен с граждан­скими правоотношениями, то в качестве устроителя вправе выступать только организации, являющиеся юридическими лицами. При этом, однако, не всякое юри­дическое лицо обладает такими правами. Они принад­лежат организациям, уставы или положения которых прямо предусматривают возможность проводить кон­курсы, а если в названных актах подобных указаний нет, нужно, чтобы они были отражены в акте общесоюзного или республиканского законодательства (ч. 3 ст. 439 ГК). Понятно также, что каждая в отдельности организация вправе проводить лишь конкурсы, прямо ей дозволенные или не выходящие за рамки ее специальной правоспо­собности. Не допускается, например, организация кол­хозом конкурса на художественное произведение или те­атром — на учебное пособие.

Принятие на себя функций устроителя конкурса гражданином исключено. Мнение о том, что нет препят­ствий, например, для устройства конкурса семьей умершего на создание ему памятника, противоречит закону, в котором прямо говорится, что конкурс может быть объ­явлен лишь социалистической организацией (ч. 1 ст. 439 ГК). Оно противоречит и основным началам советского гражданского законодательства, смыслу которого не со­ответствовали бы организация творческого соревнования и принятие по его результатам авторитетного решения отдельным гражданином.

В качестве соискателей вправе выступать как граж­дане, так и организации. Например, если объявлен кон­курс на лучшее решение какой-либо технической зада­чи, то в него могут включиться не только ученые, инже­неры, техники, но и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и т. п. Однако содержание объяв­ления конкурса или сам его характер нередко свиде­тельствуют о допустимости участия в нем либо только граждан (например, конкурс чтецов-декламаторов), либо только организаций (например, конкурс самодеятельных коллективов).

Конкурс рассчитан на неопределенный круг лиц. Но это вовсе не означает, что в каждом конкурсе способно участвовать любое лицо. Все зависит от того, обладает ли оно данными, необходимыми для выполнения кон­кретной конкурсной работы. Когда же дело касается юридических лиц, то необходимо также, чтобы их про­изводственному или иному профилю соответствовало вы­полнение работы, в связи с которой конкурс проводится. Круг соискателей может быть ограничен и иным спосо­бом, например при проведении конкурса в пределах дан­ного научного или учебного учреждения, среди жителей определенного района, домохозяйства и т. п. Однако при всех обстоятельствах конкурс в гражданско-правовом понимании отличается тем, что, как бы ни был ограничен круг его вероятных участников, он должен оставаться неопределенным. Закрытый конкурс, к участию в кото­ром привлекаются по специальным приглашениям зара­нее определенные лица, не является конкурсом в смысле ст. 439 ГК. Он представляет собой сумму отдельных до­говоров, заключаемых с каждым из соискателей, кото­рые имеют право на оплату выполненной работы независимо от занятого ею места по конкурсу и от принятия оценочного решения вообще.

В открытом конкурсе, который и имеется в виду ст. 439 ГК, устроитель тоже вступает в правоотношения не одновременно со всеми соискателями, а с каждым из них в отдельности. Но эти отношения основываются на одно­сторонних сделках, а не на договорах. В то же время они тесно переплетаются, так как открытый конкурс все­гда требует сравнительной оценки представленных работ, и победа одной или нескольких из них оказывает влия­ние на правовую судьбу всех других поступивших для сценки результатов.

Объект. Соискатель, представивший работу на кон­курс, вправе требовать ее оценки в установленном по­рядке, а став победителем или одним из них, приобре­тает право получить вознаграждение. Рассматриваемое со стороны правомочий соискателя, конкурсное обяза­тельство имеет своим юридическим объектом оценочную деятельность устроителя и материальным объектом — вознаграждение, если оно причитается данному соиска­телю.

Устроитель выступает в возникающем из конкурса обязательстве только как обязанное лицо. И лишь когда проводится конкурс на произведения науки, литературы или искусства, он управомочивается на использование премированного произведения способом, указанным в объявлении конкурса. В таких случаях материальным объектом конкурсного обязательства становится также победившее произведение, а юридическим объектом — воздержание автора от действий, препятствующих использованию устроителем его произведения, и соверше­ние им активных действий, необходимых для такого ис­пользования.

Форма. Конкурс может быть объявлен как в устной, так и в письменной форме с соблюдением общих правил ст. ст. 42—44 ГК. Однако, поскольку это публичное обещание награды, объявление должно быть доведено до всеобщего сведения тем или иным способом: путем пуб­ликации в газетах или журналах, сообщения по радио или телевидению, издания специальной брошюры или листка и т. п.

В ч. 2 ст. 439 ГК предусмотрены обязательные для такого объявления реквизиты: изложение задания (характер работы, основные предъявляемые к ней требования), срок его выполнения (время сдачи работы в готовом виде), размер вознаграждения (денежная сумма или денежная оценка вещевого вознаграждения, если она не явствует из наименования вещи), место пред­ставления (точный адрес и наименование организации, в которую работа должна быть представлена), порядок и срок сравнительной оценки работ (оценка жюри, наз­наченным одновременно с объявлением конкурса во из­бежание участия в нем кого-либо из будущих соиска­телей, или без жюри — руководством организации-устро­ителя; несколько туров или один тур оценки; время принятия оценочного решения и прохождения каждого тура и т. п.). Объявление может содержать и другие условия (например, о том, что победившее на конкурсе произведение будет опубликовано, и т. п.) Но прочие условия не обязательны. Если же отсутствует хотя бы одно из перечисленных условий, объявленный конкурс признается недействительным.

Срок. В обязательствах, связанных с конкурсом, при­меняются различные сроки: оценки работ, выплаты воз­награждения и т. п. Но особенно важен срок самого конкурса, который начинает течь со времени его объ­явления и завершается к установленному в объявлении моменту. Важность этого срока для соискателя обус­ловлена тем, что лишь в его пределах допускается пред­ставление работ, обязывающее устроителя совершить вытекающие из конкурса действия. Что же касается устроителя, то названный срок определяет время, в те­чение которого он юридически, связан объявленным кон­курсом. Если работы не были представлены своевремен­но, конкурс считается несостоявшимся, поскольку устро­итель не объявил о продлении его срока.

Права и обязанности сторон. Обычно обязательства возникают и затем прекращаются в результате испол­нения принятых на себя сторонами обязанностей и осу­ществления принадлежащих им правомочий. Стадия из­менения для них, как правило, не обязательна и обус­ловливается лишь какими-то особыми обстоятельствами. Напротив, обязательства, связанные с конкурсом, воз­никнув, должны затем измениться и лишь впоследствии прекращаются. Это обусловливается последовательно­стью наступления тех юридических фактов, которые вызывают формирование и динамику рассматриваемых обязательств. К. ним относятся: объявление конкурса, представление работ, принятие оценочного решения.

Объявление конкурса юридически связывает устро­ителя в двояком отношении: он не вправе отменить кон­курс, о котором уже сделано объявление, а изменить его условия может только в пределах первой половины срока, установленного для представления работ (напри­мер, в пределах первых шести месяцев при общем го­дичном сроке). Сообщение об изменении условий кон­курса доводится до сведения его вероятных участников в том же порядке, в каком конкурс был объявлен (ст. 440 ГК). Вместе с тем изменение должно вызываться ре­альной необходимостью и касаться не существа кон­курса (например, его темы), а лишь некоторых условий, например, объема произведения).

Однако до тех пор, пока конкретный соискатель не представит конкурсной работы с соблюдением первона­чально установленных порядка и срока, у него нет осно­ваний предъявлять к устроителю какие-либо претензии по поводу отмены или незаконного изменения условий конкурса. Это означает, что юридические последствия на­званных действий устроителя заключаются в ничтожности совершенных им актов и участники могут продолжать выполнение работы так, как если бы ничего не произошло. Но лишь тот, кто фактически представит работу, приоб­ретает право судебного понуждения устроителя к вы­полнению всех обязательств, принятых им по первона­чально объявленному конкурсу. То же лицо в случае не­возможности добиться от устроителя исполнения обя­зательства вправе требовать компенсации убытков, вы­званных произведенными им трудовыми и иными затратами, необходимость которых отпала вследствие непра­вомерных действий устроителя.

Представление работ образует тот юридический факт, только с наступлением которого возникает кон­курсное обязательство. Теперь уже устроитель не просто связан возможностью поступления работ от неопреде­ленного круга лиц, а несет точно установленные обязан­ности перед конкретным субъектом, представившим ра­боту. При этом возникает ровно столько обязательств с участием устроителя, сколько работ фактически пред­ставлено.

Само представление работы в зависимости от харак­тера конкурса может выражаться в различных формах: сдаче достигнутого результата в материализованном виде (рукопись, проект, модель и т. п.) либо в форме исполнения самим участником (певцом, пианистом, чте­цом и т. п.) или какими-либо другими лицами (напри­мер, исполнение оркестром музыки участвующего в кон­курсе композитора). Необходимо лишь, чтобы работа была представлена не позже установленного срока и с соблюдением установленного порядка, который также в значительной мере предопределяется характером кон­курса. Например, в конкурсе на лучшее произведение литературы должно быть представлено законченное произведение, и только вопрос о количестве экземпля­ров рукописи, сдаче их за подписью или под девизами (зашифрованными обозначениями, позволяющими рас­крыть автора после оценки произведения) и т. п. разре­шается в условиях конкурса. Если же проводится конкурс исполнителей, то после подачи заявок и их отбора обязательно личное исполнение перед жюри или иным оценивающим органом.

Работа, не соответствующая объявленным условиям (по теме, объему и т. п.), а также представленная с нару­шением установленных порядка и срока, к участию в конкурсе не допускается, и сдача ее не возлагает на устроителя никаких обязанностей. При соблюдении же перечисленных требований соискатель управомочен на оценку работы, а устроитель обязан принять оценочное решение.

Оценочное решение может, по условиям конкурса, приниматься самим устроителем или особым жюри, ко­торое он образует, привлекая крупных специалистов в соответствующей области, независимо от места их ра­боты. Устроитель обязан лишь обеспечить своевремен­ность и соблюдение установленного им порядка оценки, сообщить о принятом решении указанным в объявлении о конкурсе способом (ст. 441 ГК), т. е. через журнал, га­зету, радио, телевидение, либо письменно уведомить со­искателей. Поскольку в неразрывной связи с оценкой работ находится решение о выплате вознаграждения (премий), оно принимается одновременно с оценкой и вместе с оценочными выводами доводится до сведения соискателей.

Соискатели вправе оспаривать в суде состоявшееся решение, если нарушен установленный порядок его при­нятия (например, в конкурсе под девизами решение принималось после их расшифровки), В зависимости от характера нарушений суд либо объявляет решение ни­чтожным, и тогда устроитель обязан повторить оценоч­ную процедуру, либо, если это невозможно, обязывает устроителя возместить убытки соискателю. При точном соблюдении установленного порядка оценочное решение не подлежит судебному оспариванию. В условиях кон­курса может быть предусмотрено, что решение жюри должно утверждаться устроителем. Тогда и соискатели вправе приносить устроителю жалобы по существу при­нятого жюри решения. Но если подобных указаний в объявлении нет, а оценочная процедура строго соблю­дена, принятое жюри решение признается окончатель­ным.

В результате такого решения ранее возникшие у уст­роителя обязательства с разными соискателями рас­падаются на две группы.

К первой относятся обязательства с теми участни­ками конкурса, работы которых не удостоены премий. При определенном характере представленной работы (например, исполнительская деятельность) решение, не удостоившее ее премил, прекращает обязательство с данным соискателем. Но по поводу работ, получивших материальное воплощение (рукописи, чертежи и т. п.), возникает обязанность по их возврату, и тогда только после ее выполнения обязательство с соответствующим соискателем можно считать прекратившимся. В против­ном случае соискатель вправе истребовать работу в на­туре, а если это невозможно, взыскать возмещение убыт­ков. Однако в самом объявлении о конкурсе может быть указано, что представленные работы не возвращаются (ст. 443 Г К). Тогда принятие оценочного решения прекращает обязательство с теми соискателями, которые не одержали победы на конкурсе.

Во вторую входят обязательства с соискателями, работы которых удостоены премий. Здесь уже устроитель обязан выдать предусмотренную решением премию, а соискатель вправе ее получить. Как и всякое иное субъ­ективное гражданское право, право на премию может быть осуществлено в судебном порядке, если устроитель уклоняется от добровольной ее выдачи. Поскольку после состоявшегося оценочного решения выдача премии никаких дополнительных условий не требует, всякого рода оговорки (например, о том, что нужна некоторая «доводка» выполненной работы) во внимание не прини­маются.

В объявлении о конкурсе вопрос о премиях может быть решен двояким образом.

Первый возможный вариант заключается в установлении призовых мест с указанием размера премий, но без ограничения их числа по каждому месту (например, первое, второе и третье место, сколько бы работ каждое из них ни заняло). Это обязывает устроителя выдать в указанном им размере столько премий по каждому месту, сколько выявится победителей в результате оценки представленных работ. Но так как подобные условия ставят устроителя в крайне неопределенное положение от­носительно объема его будущих материальных затрат, они почти никогда на практике не применяются.

Обычно используют другой вариант: устанавли­ваются призовые места с указанием размера и числа премий по каждому месту (например, первое место — одна премия размером 500 руб., а второе место — три премии размером 200 руб. каждая). Иногда к пре­миям за призовые места добавляют определенные по числу и размеру поощрительные премии, которыми воз­награждаются работы, не занявшие призовых мест, но достаточно доброкачественные для того, чтобы вознагра­дить труд их создателей. Если число победителей по каж­дому месту равно числу премий или не достигает его, все они получат премии в установленном размере. Когда же число победителей превысит число премий по данному призовому месту (например, на второе место вышли четыре победителя), между ними должна быть разделена в равных долях сумма всех установленных по этому месту премий (в приведенном примере 600 руб. нужно разделить между четырьмя победителями с уплатой каж­дому по 150 руб.).

Конкурсы всех иных видов, кроме объявленных на создание произведений науки, литературы и искусства, либо вовсе не предполагают использования устроителем выполненной работы (например, конкурс на санитарное состояние общежития), либо допускают по действующему законодательству такое использование без всякого согласия соискателя (например, конкурс на рационализаторские предложения). Поэтому связанные с ними обязательства на всех стадиях строятся как односторонние соискателям принадлежат только права (на оценку работы и затем на присужденное вознаграждение), а на устроителя возлагаются только обязанности (оценить работу и выдать премию согласно принятому решению).

Иначе дело обстоит с конкурсами на произведения науки, литературы и искусства (ст. 442 ГК). В этих слу­чаях у устроителя возникают с соискателями-победителями взаимные обязательства: он обязан уплатить вознаграждение, но вправе использовать премированные работы, однако не любым способом, а лишь предусмотренным в объявлении о конкурсе. Например, если зрелищная организация объявила конкурс на сценическое произве­дение с правом использования его для постановки на сцене, у нее не возникает права на издание премированной работы как литературного произведения.

В виде общего правила выплата премии не лишает автора права получить за использование его работы воз«награждение по нормам авторского законодательства. Но в условиях объявленного конкурса может быть оговорено, что использование премированного произведения особой оплате не подлежит. В последнем случае премия по своему размеру не должна быть меньшей, чем размер установленного законом авторского гонорара, так как снижать действующие ставки вознаграждения труда ав­торов не разрешается никаким способом, в том числе и посредством конкурса. Иначе автор будет вправе взыскать с устроителя за использование его произведения разницу между полученной премией и ставками авторского гонорара. Для того, однако, чтобы конкурс мог выполнить стимулирующую роль, премия, выплата которой исключает гонорар, должна быть больше суммы того вознаграждения, которое причиталось бы по нормам ав­торского законодательства автору за использование его произведения.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия