Основные даты. Конец II - начало I тысячелетия до н.э
Конец II - начало I тысячелетия до н.э. - возникновение иудаизма; 551 - 479 гг. до н.э. - годы жизни Кун-цзы (Конфуция); IV-lll вв. до н.э. - возникновение даосизма; III-II вв. до н.э. - завершение составления Священного Писания иудаистов (Талмуда); II в. до н.э. - конфуцианство обретает статус официальной религии Китая; 555 г. - обожествление Конфуция в китайском государстве; Vl-VII вв. - возникновение синтоизма. Основные понятия Ветхий Завет, иудаизм, заповеди Моисеевы, «богоизбранный народ», Талмуд, мезуза, цицит, Шабуот, Суккот, Судный день, шиваиты, вишнуиты, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, медитация. Вопросы для контроля 1. В чем состоят главные особенности религии древних евреев? 2. Можно ли считать учение Конфуция религией? 3. Как и когда возник индуизм? В чем особенности этой религии? 4. Что такое даосизм? 5. В чем корни расхождения между иудаизмом и христианством? 6. Каковы традиции, обряды и праздники иудеев? 7. В чем особенности мифологии, учения и культа религии синто? Темы рефератов 1. Генезис и специфика национальных религий. 2. Возникновение и эволюция конфуцианства. 3. Синтоизм - религия Японии. 4. Особенности вероучения, культа и организации иудаизма. 5. Возникновение и генезис индуизма. Темы контрольных работ 1 Роль национальных религий в жизни современного общества. 2. Социально-политические условия возникновения и развития конфуцианства в Китае. 3. Традиции, обряды и праздники иудеев. 4. Религия синто в современной Японии. 5. Даосизм. 6. Индуизм, его возникновение и развитие. Задания для самостоятельной работы 1. Сформулируйте важнейшие религиознофилософские идеи индуизма. 2. Познакомьтесь с историей жизни и учением Конфуция. 3. Прочитайте и прокомментируйте фрагменты Ветхого Завета, где рассказывается о великом потопе. 4. Решите кроссворд по теме. Национальные религии По вертикали: 1. Община верующих, а также дом в иудаизме. 2. Верховная богиня, олицетворение солнца в синтоизме. 3. Объект культа в индуизме. По горизонтали: 1. Царь Израильско-Иудейского царства, сын Давида. 4. Религия, распространенная в Японии. 5. Страна, где обитали Адам и Ева до грехопадения. 6. Иудейский царь, создавший государство со столицей в Иерусалиме. 7. Отец рода человеческого в Библии и Коране. 8. Представитель монотеистической религии с культом бога Яхве. Литература Агада: сказания, притчи, изречения Талмуда и мидражей. М., 1993. Беленький М.С. Иудаизм. 2-е изд., M., 1974. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. 2-е изд. М., 1993. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М., 1970. Гече Г. Библейские истории. 2-е изд. М., 1990. Гусева Н.В. Индуизм. История формирования. Культовая практика,. М., 1977. Дао и даосизм в Китае. М., 1989. Даймонт М. Евреи, Бог и история. Иерусалим, 1989. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. Переводы. М., 1972-1973. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики /Под ред. Л.П. Делюсина М., 1982. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1987. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1887. Телушкин Д. Еврейский мир. М., 1992. Торчинов Е.А. Даосизм, Опыт историкорелиговедческого описания. СПБ., 1993. Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1993. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. Янг Л. Сущность иудаизма. М., 1993.
|