Форма занятия
Семинар-дискуссия:«Этническое возрождение и этнические культуры в современном мире» Методические рекомендации
Подготовка к занятию предполагает разделения на две группы, аргументировано отстаивающих противоположные точки зрения на роль этнического возрождения в условиях глобализации: скептики и оптимисты. Скептики для аргументации своей позиции должны обратить особое внимание на феномен этнического парадокса (возрождения) не только в России, но и за рубежом: США, Великобритания, Испания, Франция, Канада, с тем чтобы выделить специфику анализируемого явления в современном российском обществе. Для этого ознакомиться с работами: Маргери А.К диалогу цивилизаций // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? / отв. ред. Т.Т. Тимофеев. – М., 2002. – С. 246-253; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. – № 1. – С. 33-48. Понять, почему эти мыслители современности, во-первых, считают, что следствием глобализации выступают процессы, которые можно охарактеризовать как всплеск осознания своей этнической идентичности, этнической самобытности, национально-культурного своеобразия; во-вторых, обосновывают дифференцирующую функцию глобальной культуры. Оптимисты для отстаивания своего мнения должны исследовать следующие работы: Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего: избранная социально-философская публицистика. – М., 1996. – С. 31–33; Скворцов Л.В. Диалог или столкновение цивилизаций? // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? / отв. ред. Т.Т. Тимофеев. – М., 2002. – С. 240 – 254. Суметь объяснить, почему перечисленные исследователи, во-первых, прогнозируют в условиях глобализации или постепенное угасание локальных этнических культур, или их развитие за счет глобальной культуры; во-вторых, обосновывают интегративную функцию глобальной культуры. И Скептики и Оптимисты для раскрытия факторов и специфики этнического возрождения в условиях глобализации должны обратиться к следующей литературе: Глобализация и мультикультурализм / отв. ред. Н.С. Кирабаев. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – С. 105-210; для выявления особенностей функционирования этнических культур в условиях глобализации ознакомиться со статьями: Зелепухина И.В. Проблемы адаптации национальной культуры к процессам глобализации // Проблемы адаптации к процессам глобализации: страновый, общенациональный и локальный уровни: сборник статей и докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2006. – С. 139-148; Багдасарова А.Б. Этнические культуры в эпоху глобализма: региональный аспект // Проблемы обеспечения национальной безопасности, гражданского мира и согласия в контексте глобализационных вызовов и угроз постсовременности: сборник докладов и статей международной научно-практической конференции. – Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2007. – С. 242-248. Обе мини-группы должны отлично знать основы этнокультур народов Северного Кавказа, информацию о которых можно найти в монографии: Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. – Нальчик: Эль – Фа, 1999. – Параграф 2.1. Этнокультура и национальная идея и 2.2.Национальное возрождение и некоторые тенденции развития этнокультуры, а также на сайте http://narodru.ru «Народы России».
Вопросы 9. Согласны ли Вы с тем, что глобализация выступает одним из важных факторов этнического возрождения. 10. Обозначьте специфику этнического возрождения в условиях глобализации. 11. Выявите последствия этнического возрождения в условиях глобализации. 12. Определите факторы преодоления культурного сепаратизма в России. 13. Возможно ли в условиях глобализации современного российского общества при развитии этнических культур народов, проживающих в России, сохранить единство и целостность российского государства? 14. Обоснован ли вывод о том, что элементы этнической культуры в большей степени противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения «Мы» и «Они». 15. Может ли национальная культура, наряду с нивелированием этнических, культурных различий между локальными, местными особенностями культуры, нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности? 16. Дайте свою оценку положению о том, что конечным продуктом формирования глобального общества является возникновение и закрепление в масштабах всего мирового сообщества глобальной культуры, развивающей и дополняющей национальные культуры во всех формах и проявлениях. 17. Верно ли суждение о том, что в сравнении с глобальной и национальной культурами, дифференцирующая функция этнической культуры развита сильнее интегративной?
|