Методические рекомендации. В ролевой игре участвуют четыре, заранее определенные команды студентов: «сторонники культурной глобализации»
В ролевой игре участвуют четыре, заранее определенные команды студентов: «сторонники культурной глобализации», «противники культурной глобализации», «эксперты», «представители средств массовой информации». В процессе подготовки к занятию необходимо: 1) представителям двух команд участников игры – «сторонников культурной глобализации» и «противников культурной глобализации» подготовить презентации, в которых аргументировано представить свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. Структура презентации: Слайд 1 – название выступления; Слайд 2 – актуальность обсуждаемой проблемы; Слайд 3-4 – основные положения, раскрывающие сущность позиции, ее преимущества; Слайд 5-7 – теоретическое и практическое обоснование позиции; Слайд 8 – факты, примеры из общественной жизни; Слайд 9-10 – выводы и обобщения. В процессе подготовки презентаций особое внимание следует обратить на специфику протекания этнокультурных процессов в Северо-Кавказском федеральном округе и прежде всего на процесс возрождения интереса к языку, истории, обычаям, традициям, культуре этносов, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа, особенностям проявления этнокультурной идентичности, сохранению и развитию этнической культуры и диалогу культур в условиях современной глобализации. При подготовке презентаций целесообразно использовать следующую литературу: Великая Н.А. Культурная идентичность в условиях глобализации // Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтничном регионе: сборник научных статей. – Краснодар: ООО «Альфа-Полиграф+», 2009. – С.211-217; Макарова Г.И. Этнокультурные идентичности: к теории вопроса // Национальная идентичность в России и демографический кризис: материалы Третьей всероссийской научной конференции. – М., 2009. – С. 441-454; Токтосунова А.И. Этнокультурная идентичность и диалог в условиях глобализации. – Бишкек, 2007. – 307 с.; Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. – М.: Российское философское общество. – Майкоп: ООО «Качество», 2005. – (Лекция девятая: Культурная глобализация (С. 122-135); Лекция десятая: Глобальное и локальное: сосуществование или столкновение? С. 136-148); Шадже А.Ю. Диалог: теория и региональная практика // Южный федеральный округ: динамика межэтнических отношений в меняющемся этнополитическом пространстве: материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д. – Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2009. – С. 220-231; 2) команда «экспертов» должна ознакомиться с содержанием следующих статей и подготовить экспертное заключение в виде сравнительной таблицы, в которой выделяет сходства и различия в подходах «сторонников культурной глобализации» и «противников культурной глобализации», позитивные и негативные стороны проявления культурной глобализации в современных условиях и обосновывает теоретическую и практическую значимость той или иной позиции для современного российского общества. При подготовке экспертного заключения целесообразно использовать следующую литературу: Багдасарова А.Б., Науменко В.Е. Трансляция региональных этнических культур в условиях глобализации // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. – 35 (24). – 2007. – С.16-18; Межуев В.М. Глава 21. Культура в контексте модернизации и глобализации и Глава 22. От диалога цивилизаций к цивилизации диалога // Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С.353-372, 372-391; Шадже А.Ю. Диалог: теория и региональная практика // Южный федеральный округ: динамика межэтнических отношений в меняющемся этнополитическом пространстве: материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д.; Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2009. – С. 220-231; Шадже А.Ю. Этническая и российская национальная идентичности в эпоху глобализации // Проблемы гражданской и этнокультурной идентичности: монография. – Невинномысск: НГГТИ, 2007. – С. 21-36; Янова М.В. Глобализация: современные подходы к проблеме осмысления // Проблемы адаптации к процессам глобализации: страновый, общенациональный и локальный уровни: сборник статей и докладов межрегиональной научно-практической конференции НГГТИ. – Невинномысск: НГГТИ, 2006. – С. 313-321.
3) команда, исполняющая роль «представителей СМИ» готовит репортаж, в котором представляет различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по обсуждаемой проблеме. В качестве литературы, необходимой для написания репортаже можно использовать: Макарова Г.И. Этнокультурные идентичности: к теории вопроса // Национальная идентичность в России и демографический кризис. Материалы Третьей всероссийской научной конференции. – М., 2009. – С. 441-454; Межуев В.М. Глава 21. Культура в контексте модернизации и глобализации и Глава 22. От диалога цивилизаций к цивилизации диалога // Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С.353-372, 372-391; Токтосунова А.И. Этнокультурная идентичность и диалог в условиях глобализации. – Бишкек, 2007. – 307 с.; Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. – М.: Российское философское общество. – Майкоп: ООО «Качество», 2005. – (Лекция девятая: Культурная глобализация (С. 122-135); Лекция десятая: Глобальное и локальное: сосуществование или столкновение? – С. 136-148). Основные направления репортажа: сущность понятий «глобализация» и «культурная глобализация», «этнокультурная идентичность»; основные концепции и подходы к обсуждаемой проблеме; глобализация и национально-культурная самобытность народов Северного Кавказа; Северный Кавказ в условиях глобальных социокультурных трансформаций; диалог культур в условиях современной глобализации.
В ходе самой игры вначале слово предоставляется команде «представителей СМИ»,затем предлагается представить презентации командам «сторонников культурной глобализации» и «противников культурной глобализации». После презентаций каждой их двух команд предлагается ответить на вопросы (по 3 вопроса, соответствующие обсуждаемой проблематике) «представителей СМИ». Затем группа «экспертов» представляет свое заключение. В заключении игры руководитель подводит итог, который позволяет сформировать у участников игры четкое представление об этнокультурной идентичности, о специфике этнокультурных процессов, о влиянии глобализации на культурные особенности, самобытность народов и диалог культур в условиях современной России и Северо-Кавказского федерального округа.
|