Студопедия — КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАДИЦИИ ТАНТРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАДИЦИИ ТАНТРЫ






Одна из причин силы и жизнеспособности буддийской Тантры заключается в искусном сочетании ею разнообразных элемен­тов индийской культуры. Нет такой индийской религиозной традиции, из которой буддийская Тантра не позаимствовала бы чего-то ценного. Ведийские ритуалы и мантры, мистическая теория Упанишад, хатха-йога, кундалини-йога (kundalinl-yoga), шиваитская иконография и шактистские представления — всё нашло свое место в тантрическом арсенале. Хатха-йога подари­ла практику физических и дыхательных упражнений для уве­личения гибкости, управляемости и долговечности тела. Кун­далини-йога — ряд методов обуздания циркулирующей в теле мощной психо-физической энергии. В Индии верят, что эту энергию можно направлять в нужное русло для повышения детородной способности, половой потенции, творческих возмож­ностей или духовных переживаний и способности познавать. У большинства людей неуправляемая энергия лишь возбуждает кипение хаотичных мыслей и эмоций или растрачивается на пустую погоню за удовольствиями, но йогин или йогини осоз­нанно ее накапливают, а затем направляют на нужные цели. Накапливаясь, эта энергия порождает тепло и становится внут­ренним огнем, внутренним жаром (чандали: candall), который выжигает грязь неведения и приверженности к эго.

Из всех индийских традиций, которые оказали влияние на Тантру, главные — это шактизм (почитание богинь) и шива­изм. Буддийские тантристы встречали своих индуистских со­братьев в местах паломничества и там, где сжигались трупы, поскольку в тех же самых местах собирались и йогины и йоги­ни шиваитской и шактистской традиций. И поныне у буддийс­ких тантристов, шиваитов и шактистов есть общие священные места и одно и то же название для них — питха (pltha). Их встречи предоставляли богатые возможности для взаимного вли­яния и заимствований.

Влияние шиваитской традиции явно прослеживается в ико­нографии буддийской Тантры. Индуистское божество Шива известно как повелитель йогинов. Он обитает в местах сожже­ния трупов, где никто не потревожит его медитацию, и всё необходимое для себя он находит именно в этих местах. Он натирается пеплом погребальных костров, облачается в лохмо­тья с трупов, украшениями ему служат обвившиеся вокруг него змеи, он восседает на шкуре тигра или антилопы, пьет и вку­шает из чаши-черепа, а его ожерелья и музыкальные инстру­менты сделаны из человеческих костей. У него нет обета без­брачия, и его подруга Парвати (Parvatl) — тоже великая йогини. Некоторые из черт Шивы были включены в буддийскую сим­волику, что особенно заметно в иконографии будд-херук, та­ких как Чакрасамвара и Хеваджра.

Участие буддийской Тантры в более широких течениях ин­дийской культуры, вероятно, наиболее очевидно в шактистских элементах, присутствующих в иконографии, ритуальных мотивах и представлениях о поле. Буддийская Тантра и шактизм (почитание богинь) сходятся в подчеркнутом внимании к женским божествам и женщинам как воплощениям женского божества. Оба течения проявляют склонность видеть вселен­ную как порождение созидательной способности женщин, рас­сматривать женственность онтологически первичной, а муже­ственность производной и зависимой; для них также характерно почтительное отношение к женщине в социальном и ритуаль­ном контекстах. Тексты буддийской Тантры включают в себя фрагменты жанра, иногда называемого «восхваление женщин» (strlprasamsa), в котором провозглашаются достоинства женствен­ности. Эти фрагменты не имеют прямых прецедентов в более ранней буддийской литературе, но являют собой отголоски тек­стов индуистской Тантры и шактизма, обнаруживая близость к миру культуры шактизма. В текстах буддийской Тантры и шактизма имеются аналогичные места, настаивающие на ува­жении к женщинам и содержащие угрозы и порицание в адрес тех, кто нарушит этот непреложный наказ.24 Буддийские тант­ристы также разделяли с индуистскими тантристами практику почитания женщин (стрипуджа: strlpuja, также называется «тай­ное почитание», или гухьяпуджа (guhyapuja). Теоретическая основа этой буддийской и индуистской практики заключается в представлении о том, что женщины суть воплощения богинь, и почитание женщин — это разновидность поклонения, безус­ловно требуемого женскими божествами.

Эти особенности можно скорее понять путем сравнения с современными традициями Тантры и шактизма, чем обратив­шись к внутренним буддийским факторам. Вывод, сделанный

Андре Паду, специалистом по индуистской Тантре с мировой известностью, о том, что «в целом идеология шактизма... коре­нится в тантризме», можно в равной степени отнести к буд­дийской Тантре. Буддизм и шактизм настолько сходятся, что буддийскую Тантру можно по праву назвать «шактистским буддизмом».

Еще несколько десятилетий назад среди ученых было принято определять период Пала как эпоху упадка и вырождения буд­дизма, обусловленного подъемом Тантры. Однако более взве­шенные исследования обнаружили, что в этот период в севе­ро-восточных областях Индии, а также далее на запад и юг буддизм большей частью процветал благодаря энергии разви­вающегося тантрического направления. Жизнеспособность буд­дизма в Индии отражалась в силе его институтов, его продук­тивности в сфере искусства и литературы, распространению в самой Индии и за ее пределами, а также в заметном культур­ном влиянии. Распространение за пределы Индии и миссио­нерская деятельность свидетельствуют о силе буддизма в тот период, когда такие известные проповедники, как Шантарак-шита (Santaraksita), Падмасамбхава (Padmasambhava), Амогха-ваджра(Атс^Ьауа]га), Ваджрабодхи (Vajrabodhi), Субхакарасин-гха (Subhakarasimha) и Атиша (AtTsa), несли буддизм в Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию и зачастую делали это в ответ на приглашение тамошних правителей. Та­кие буддийские центры паломничества, как Бодхгая, Шравасти и Кушинагара, привлекали в Индию ученых, художни­ков и религиозных подвижников со всей Азии.

В период Пала, золотой век буддийского искусства, буд­дийское художественное творчество и философия достигли зе­нита. Тантрические произведения искусства и литературы по­лучили небывалый размах. Сохранившиеся до нашего времени впечатляющие художественные произведения представляют со­бой лишь долю того, что было создано тогда, поскольку рабо­ты, выполненные с применением более недолговечных материа­лов (дерева, ткани штукатурки, глины), с тех пор давно рассыпались в прах. Это художественное наследие включает в себя утонченную архитектуру монастырей того времени, которая не выдержала губительного натиска или огня и меча, или времени и климата. Художественный уровень был столь вы­сок, что художники, ремесленники и иконописцы всего буд­дийского мира черпали вдохновение в Индии. Размах влияния искусства периода Пала на всю Азию подтверждают оставлен­ные в красках и камне конкретные свидетельства притягатель­ности и силы буддийской культуры этого периода.

В этот период буддийская литература достигла расцвета, что сделало Индию международной интеллектуальной меккой. Буддийские авторы и общины создали вечные образцы класси­ческой философии и этики, выдающиеся драматические и по­этические сочинения и тысячи произведений зарождающегося тантрического направления.29 Многие из этих произведений были утрачены, когда в XIII веке мусульмане жгли монастырские библиотеки, но, к счастью, большое количество буддийских текстов уже попало в Тибет, Китай и другие страны по всей Азии и было переведено на множество языков, что сохранило их за пределами их родины. Таким образом, в эпоху Пала буддизм не только не претерпел упадка, но и обрел свое высо­чайшее культурное выражение.

Буддийская Тантра была одной из жизненных духовных сил в Индии периода Пала. Этот период культуры не был неким абстрактным монолитом, из которого буддийская Тант­ра вышла и с которым тантристы не имели ничего общего. На­против, общество периода Пала было динамичной и плюралис­тической средой для культурного творчества и разнообразия, неотъемлемой частью которого была буддийская Тантра. Вмес­то того чтобы подходить к культуре периода Пала как к чему-то безусловно чуждому тантрическим элементам, важно доку­ментально подтвердить, что традиция Тантры — одно из основных течений этой культуры. Подобным же образом роль женщин в буддийской Тантре — не нечто незначительное или некий диссонанс в стройном хоре «индийской культуры», а главная черта одного из самых блестящих порождений индийс­кой цивилизации.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 378. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.037 сек.) русская версия | украинская версия