ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ
Председатель Русской патриотической партии. Коренной сибиряк. 45 лет. Из семьи фронтовиков. Бывший пограничник. Окончил Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Академию общественных наук. Начал работать в 15 лет, монтером. Стал журналистом, профессиональный путь: от сибирской районной газеты — до «Правды». Автор книг «Не последний час живем», «Боль», «Сумасшедший», «Нас спасет национализм». Член Союза писателей России. После окончания Академии общественных наук работал в Совете Министров СССР. Создал «Российскую газету», был ее первым главным редактором. Возглавлял крупнейшее издательство «Советская Россия», преобразованное им в «Русскую книгу». Издатель Ильина, Победоносцева, Шульгина, Булгакова, Леонтьева. В декабре 1993 года назначен Председателем Комитета Российской Федерации по печати. Выступил с доктриной национального возрождения России. Указом Президента смещен с поста за ярко выраженную национальную политику. Выступил с широко известным обвинением Ельцина в служении антирусским интересам. После отставки возглавил Русскую патриотическую партию.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. – Спб., 2003. – Т. 1. – С. 19-65.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, БОГАТЫЕ РЕСУРСЫ И ОБШИРНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ О российской экспансии написано много как в России, так и за рубежом и высказано несколько точек зрения: от признания России агрессивной империалистической державой, стремящейся к бесконечному расширению своих границ, до оправдания колонизационного движения интересами не только русских, но и самого населения присоединенных территорий. Данный сюжет, как никакой другой, подвержен влиянию международной политической конъюнктуры. В периоды ослабления международной напряженности трактовка проблемы отличается значительной объективностью.1 В периоды обострения международных отношений и столкновения интересов России и других великих держав академизм уступает место политическим страстям, тон публикаций изменяется: Россия обвиняется в экспансионизме и империализме. При изучении территориальной экспансии России очень часто не принимается во внимание, что экспансия в смысле захвата чужих территорий и колонизация в смысле освоения пустующих и никому не принадлежащих, по крайней мере формально, земель происходили рука об руку. Порой экспансию просто невозможно отделить от колонизации, так как в XVI–XIX вв. на просторах Евразии четкие государственные границы нередко отсутствовали, да и многие народы государственности вообще не имели. Тесное переплетение экспансионистских и колонизационных задач и совпадение во времени усиления экспансии и колонизации делают целесообразным рассмотрение обоих процессов вместе, под углом зрения расширения границ. Пользуется вниманием исследователей и проблема влияния географической среды на социальные процессы, экономику, общественные и политические институты. Для русских эта тема является до некоторой степени болезненной: богатая природными ресурсами страна, а народ не благоденствует в экономическом отношении. Одни, преимущественно иностранные исследователи используют этот сюжет для доказательства неспособности населения России воспользоваться своими богатствами вследствие недостатков их общественных и политических институтов, например общины или абсолютизма. Другие, главным образом русские авторы применяют иной подход: дефекты российских общественных и политических институтов они объясняют особенностями географической среды. В рамках одной главы невозможно рассмотреть все аспекты многогранной темы. Поэтому остановимся на наиболее важных, с моей точки зрения, проблемах – на расширении территории и трудностях, которые возникали в связи с этим перед обществом и государством, а также на влиянии географического и демографического факторов на социальное и экономическое развитие страны.
РАССШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОСТ НАСЕЛЕНИЯ С 1646 по 1914 г. территория России увеличилась с 4, 1 до 21,8 млн. кв. км, или в 1.55 раза,2 а население - с 7 до 178 млн человек, или в 25.4 раза, Территория европейской части страны за это время увеличилась с 4.1 до 4.8 млн. кв. км, а население – с 6.7 до 143.3 млн человек (табл. 1.1). Только США опережали Россию по темпам роста населения: с 1790 по 1915 г. население США увеличилось с 3.9 млн до 100.5 млн,3 или в 25.8 раза, т. е. за 125 лет больше, чем в России за 266 лет. Все европейские страны по росту населения далеко отставали от России. Это привело к тому, что в 1760-е гг. Россия стала самым населенным государством в Европе. В 1762 г. на долю России приходилось 18% населения всей Европы (23.2 из 130.0 млн), в 1800 г. – 22% (39 из 175 млн), в 1850 г. -27% (68.5 из 255 млн),в 1910г.–32%(161 из 505 млн).4 В 1914 г. на территории России в границах 1646 г. проживал 41% всего населения, а на присоединенной и захваченной территории – 59%.5 Из этого следует, что основным источником роста населения во второй половине XVII–начале XX в. были присоединения, завоевания и естественный прирост нерусского населения. Однако русские никогда не загоняли туземное население в резервации, не отбирали земли, находившиеся в хозяйственном обороте, ограничиваясь, как правило, пустующими участками. При этом представителям других этносов не запрещались миграции ни в пределах империи, ни за ее пределы, и они в такой же примерно степени переселялись на собственно русские земли, в какой русские переселялись на присоединенные. В 1897 г. на территории, инкорпорированной Россией после 1646 г., проживало 76.9 млн человек, из них лишь 12.2 млн, или 15.7%, были русскими, на территории, заселенной до 1646 г., проживало 52 млн., из них 8,5 млн, или 16,3 %, были нерусскими. В основном русские переселялись на незаселенные земли Новороссии, Юго-Востока, Северного Кавказа и Сибири и очень мало - на территории, занятые и освоенные другими народами. В Финляндии русские составляли 0.23% всего населения, в Польше – 2.8, на Кавказе 4.3% и т. д., зато в Новороссии – 21.4%, на Северном Кавказе - 42.2, в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье – 57.9, Сибири –76.8% По данным о темпах роста населения в отдельных районах можно более точно определить места выхода и поселения мигрантов: низкие темпы прироста населения указывали на то, что данные регионы служили источником мигрантов, наоборот, высокие темпы прироста населения свидетельствовали о том, что районы принимали переселенцев, при условии, что естественный прирост населения был всюду примерно одинаковым (табл. 1.3). В XVIII в. основные потоки переселенцев, как и в XVI– XVII вв., направлялись в Черноземный центр и Поволжье, с 1780-х гг., после присоединения Крыма, и до 1861 г. – в Новороссию, в Нижнее Поволжье и Приуралье; в последней трети XIX в., после окончательного завоевания Кавказа, – в Предкавказье, Новороссию, а также в Сибирь; в начале XX в. – в Сибирь. Миграция в Среднюю Азию была ничтожной. В целом за 1678–1915 гг. 39.4% всех мигрантов поселились в Сибири, 23.5 – в Новороссии, 19.1–на Северном Кавказе, 13.1–в Поволжье и Приуралье и 4.9% – в Черноземном центре. До эмансипации 1861 г. переселенцы происходили в основном из нечерноземных губерний Севера, Северо-Запада, Центра и Белоруссии. С 1860-х гг. к ним добавились мигранты из Черноземного центра, Украины и Поволжья. По национальному составу среди мигрантов преобладали русские, затем украинцы и белорусы. Представителей остальных народом было мало. Общее число переселенцев за 237 лет, 1678-1915 гг., оценивается в 12,8 млн. человек, в том числе за 180 лет, в 1678–1858 гг. - 4,7 млн. и за 57 лет, в 1858-1915 гг. - 8.1 млн. Значит, в среднем в год мигрировали в 1678-1858 гг. 26 тыс. чел., в 1858–1915 гг.– 143 тыс. человек. Среднегодовая численность населения России за 1678–1858 гг. соста вила 32 млн человек, в 1858–1915 гг. – 118 млн, следовательно, в среднем в год переселялось в 1678–1858 гг. 0.08% и в 1858–1915 гг, - 1,2 % тех жителей страны. Широко распространенное представление о том, что население России всегда было очень подвижным, не соответствует действительности для периода с 1678 по 1858 г., когда в России сущвствовало крепостное право, но, вероятно, справедливо для времени до середины XVII в. и в меньшей степени – для пореформенного периода. Например, по данным переписей (писцовых книг), в некоторых уездах в мирный и благоприятный в экономическом отношении период между 1498 и 1539 и только около 30% крестьян оставались в домах своих отцов или поселялись м ближайшем соседстве, 36% переехали в другие селения данного уезда и 20% выселились за пределы своего уезда (о судьбе остальных нет данных). В годы кризиса, 1539–1576 гг., за пределы уезда выселилось до 60% крестьян.6 После 1646 г. плотность населения стала расти повсеместно, в районах как старого, так и нового заселения. Окончательное закрепощение населения в 1649 г. затормозило мощное переселенческое движение, начавшееся в серединее XVI в. Колонизация возобновилась с новой силой после эманси пации, поглощая около 77% естественного прироста населения страны, что замедлило рост плотности населения в районах старого заселения, но не остановило его совсем. Число сельских поселений в России в течение XVIII–начала XX в. увеличивалось, в то время как в Западной Европе оно уменьшалось (в США и Канаде начиная с XIX в.).7 Это говорит о том, что процесс внутреннего освоения земель в России не закончился вплоть до 1917 г., а в западных странах он завершился к началу промышленной революции в середине XVIII в. Кроме факта освобождения от крепостной зависимости большую роль в усилении колонизации играло возникшее аграрное переселение м отпоенных к середине XIX в. черноземных губерниях. Хотя и до середины XVII в. Россия, как практически все европейские государства, была многонациональна, однако территориальная экспансия привела к тому, что Россия превратилась в многонациональную империю, м которой «титульная» нация оказалась в меньшинстве. В 1646 г. на долю русских приходилось около 95% всего населения страны, к 1917 г. – 44.6%. В составе империи насчитывалось около 200 больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре,8 на долю которых приходилось 55.4% населения (табл. 1.5).
Таблица 1.5 Этнический состав населения России в 1719–1914 гг. (в %)
ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ Что стимулировало территориальную экспансию России во второй половине XVII–начале XX в.? В первую очередь геополитические соображения: обеспечить прочные границы, обрести незамерзающие порты, воспрепятствовать захвату пограничных территорий соперниками или включить их в сферу своего влияния. Правящая элита рассматривала Россию законной наследницей и преемницей Киевской Руси и Золотой Орды и стремилась «собрать русские земли», которые в XI–XII вв. входили в состав Киевской Руси, а в XIII–XVI вв. – в состав Золотой Орды, под скипетр русского царя.9 Следует согласиться со швейцарским историком А. Каппелером в том, что вплоть до конца XIX в. российская экспансия определялась преимущественно стратегическими и внешнеполитическими, а не экономическими соображениями, и с американским историком Р. Меллором в том, что «Россия приобретала лишь то, на что другие государства не претендовали, или то, что они не, могли захватить».10 Движение к Черному морю в первую очередь диктовалось стремлением укрепить южные границы и покончить с набегами крымских татар, которые захватывали в плен русских и продавали их в рабство. За XVI–XVIII вв. они захватили в плен сотни тысяч русских и продали их в рабство в Стамбуле. По свидетельству французского посла в России Л.-Ф. Сегюра, Екатерина II жаловалась Вольтеру, что татары «ежегодно заносили в Россию чуму и голод, истребляли и забирали в плен по 20 000 человек в год».12 Движение к Балтийскому морю обусловливалось желанием иметь порты для экономических и культурных связей с Западной Европой. Аннексия Северного Кавказа и Закавказья не может быть понята вне контекста войн с Ираном и Османской империей, аннексия Казахстана и Средней Азии – вне контекста противостояния между Россией и Великобританией и поражения России в Крымской войне 1853–1856 гг., аннексия Дальнего Востока – вне контекста противоречий между Россией, с одной стороны, и Великобританией, Францией, США и Японией, с другой. Только в практически незаселенную Сибирь (в момент ее присоединения в первой половине XVII в. на территории площадью в 10 млн км2 проживало при мерно 200 тыс. человек коренного населения)13 русских влекла исключительно возможность воспользоваться ее природными богатствами; движение па Дальний Восток и в Среднюю Азию отчасти стимулировалось также стремлением получить источники сырья и рынки сбыта. Во всех других случаях стратегические соображения доминировали.14 Что же касается собственно колонизации, то она, как это ни парадоксально, стимулировалась возникновением относительного аграрного перенаселения. Основная экономическая причина переселений в России, как и всюду, состояла в возникновении относительного аграрного перенаселения и вызываемого им кризиса системы хозяйства, какой бы она ни была. Дело в том, что каждой системе хозяйства соответствует предельная густота населения могущего найти себе в условиях данного строя хозяйства необходимые средства существования.15 При достижении этого предела наступает аграрное перенаселение – относительный недостаток земли, выход из которого возможен либо путем перехода к более интенсивному хозяйству, либо с помощью переселения. Переход к новой системе земледелия требует времени, знаний, средств и психологической перестройки, к этому способу население обращается лишь тогда, когда отсутствует возможность переселения. У населения России почти всегда существовала возможность для колонизации – вот почему оно чаще всего обращалось именно к переселению, а не к интенсификации земледелия.16 О том, что именно относительное перенаселение являлось важнейшим фактором земледельческой колонизации, говорят следующие данные. С 1860-х гг. основными губерниями выхода крестьянства являлись те губернии, где земельная теснота достигла такой остроты, что даже зажиточные крестьяне страдали от малоземелья, – это черноземные центрально-земледельческие, украинские и средневолжские губернии старого заселения. Из них в 1870-1896 гг. выселились 3.4 млн человек, что составляло 12,2% сельского населения этих губерний в 1897 г. и около 87% всех российских переселенцев. Аграрное перенаселение больше ощущалось до эмансипации в районах господства крепостничества, после – в районах бывшего крепостничества, потому что крепостное право затрудняло свободные переселения крестьянства. Стимулировало колонизацию и то обстоятельство, что районы вселения в отношении природных условий были весьма похожи на районы выселении мигранты весьма редко идут в районы с новой, непривычной природном средой. В массовом сознании крестьянства XVIII–XIX вв. обнаруживается миграционная парадигма, которая делала крестьянина психологически подготовленным для переселения. Учитывая привязанность крестьянина к родине, это служило весьма существенной предпосылкой массовых миграций. Крестьяне идеализировали акт миграции, рассматривая его как уход от неправедной «новизны» и, перенесение на новое место справедливой «старины», как поиск рая на земле на далеких землях. Легенда о Беловодье – земле, где человека ожидает полное благополучие и свобода, бытовала среди крестьян до начала XX в. Происхождение этой парадигмы, возможно, уходит корнями в раскол русской православной церкви в середине XVII в., совпавший по времени с окончательным утверждением частновладельческого крепостного права. Раскольники уходили на новые места, скрываясь от преследований властей, крестьяне бежали на новые места в поисках спасения от крепостного права. На этом фоне и могла родиться парадигма миграции. В то же время ее утверждал сам факт постоянной колонизации.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ И НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА
Итак, территориальная экспансия имела тот фундаментальный результат, что превратила Россию в многонациональную империю и породила острые национальные конфликты. Накануне своего крушения в 1917 г. Россия была в политическом смысле унитарным, централизованным государством, полную автономию имели только Финляндия, Бухара, Хива и Урянхайский край, или Тува.19 Одна часть территории России оказалась в составе империи в результате завоевания (Прибалтика, Польша, Финляндия, Северный Кавказ, Средняя Азия), другая – была присоединена по договору (Левобережная Украина, Грузия, Бессарабия, некоторые земли Азербайджана и Казахстана), третья часть была инкорпорирована в ходе хозяйственной колонизации (Север, некоторые земли Поволжья и Сибири). Все государства мира в XVIII–начале XX в. использовали указанные способы увеличения своей территории, так как все они в то время признавались международным правом. Например, США в результате войны с Мексикой в 1846–1847 гг. захватили 1.36 млн км2 (более половины первоначальной территории Мексики), на которой впоследствии разместились 7 штатов.20 Полный императорский титул отражал рост Российского государства, законность завоеваний и присоединений, так как признавался всеми государствами, с которыми Россия имела дипломатические отношения. Напомним этот титул: «Божиею поспешествующею милостью, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврическаго, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигаль- ский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стор-марнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».21 Единство империи обеспечивалось и олицетворялось императором и клятвой на верность со стороны местных элит. Восшествие на престол каждого нового императора сопровождалось личной клятвой всего населения империи. Принципы национальной политики С народами, имевшими государственность, заключался формальный договор. С теми же, кто ее не имел, дело ограничивалось принесением присяги на верность русскому царю. При добровольном присоединении отношения между государствами строились в соответствии с договором, который, однако, не создавал федерации: присоединение осуществлялось в форме протектората, переходившего со временем в полное подчинение. Иначе решался вопрос при завоевании. В этом случае административное и общественное устройство завоеванных областей зависело от воли России, которая обычно предоставляла завоеванной области широкую автономию, однако не приводившую к ее обособлению в отдельное государство. Степень автономии зависела от многих обстоятельств. Но первым основным принципом политики на инкорпорированных территориях являлось сохранение существовавшего до вхождения в состав России административного порядка, местных законов и учреждений, отношений земельной собственности, верований, языка и культуры. При лояльности к центральной власти автономия увеличивалась, как это было с Финляндией, при проявлении враждебности и сепаратизма автономия сужалась, как это было с Польшей после восстаний 1830 и 1863 гг. Проходило несколько десятилетий, иногда столетий, прежде чем вводились общероссийские порядки, но вплоть до 1917 г. полной административной, общественной и правовой унификации в так называемых национальных окраинах и великороссийских губерниях не произошло. Проиллюстрируем сказанное на примере Казахстана. Длительное политическое доминирование русских в Казахстане (большая часть территории, населяемая казахами, так называемые Младший Жуз и Средний Жуз, была присоединена в 1730-е гг.) не нарушило образа жизни и не подорвало традиционные казахские социальные и политические институты. Продолжали действовать советы аксакалов, суд биев, институт рабства, разделение на жузы, или племена, курултаи, избиравшие ханов жузов, хотя институт ханов был формально отменен царским правительством в 1824 г. Даже в советское время, несмотря на то что все традиционные институты были формально отменены, они фактически продолжали действовать, а после распада СССР они переживают возрождение. Вторым, после уважения статус-кво, краеугольным принципом национальной политики являлось широкое сотрудничество центрального правительства с нерусскими элитами, которые в большинстве своем получали права русского дворянства, что облегчало для центральной власти управление новой территорией. Типичный пример дает Левобережная Украина, присоединение которой произошло без особых осложнений благодаря тому, что украинская элита вошла в состав российского дворянства на равных с ним правах.23 Третий основной принцип национальной политики состоял в создании некоторых преимуществ в правовом положении нерусских сравнительно с русскими. Даже евреи, хотя и проживали в черте оседлости и подвергались другим дискриминационным мерам, не закрепощались, не рекрутировались в армию, за исключением 1827–1856 гг., наравне с русскими, имели налоговые льготы и др. Процент евреев в гимназиях составлял в 1865 г. – 3.3%, в 1870 г. – 5.6%, в 1877 г. – 10%, в 1881 г. – 12.3%, но в последующие годы стал снижаться. То же наблюдалось и в высшей школе: в 1881 г. процент студентов еврейской национальности составлял в 1881 г. 8.8%, в 1886 г. 14.5%, в 1907 г. – 12.1%, в 1911 г. –9.4% В черте еврейской оседлости еще в 1880-е гг. евреи преобладали на некоторых факультетах, например меди цинском и юридическом: в 1886 г. на медицинском факультете Харьковского университета доля евреев составляла 41.5%, Одесского университета 30.7%, а на юридическом – 41.2%.24 Крещеные евреи имели те же права, что и русские,25 и иногда делали исключительную карьеру на светской, военной или религиозной службе. Среди евреев известны генералы, адмиралы, министры и даже епископы. Например, внук крещеного еврея Александр Кржи жановский (1796–1863) стал архиепископом.26 Центральное правительство гарантировало личную свободу платящим ясак крестьянам, пастухам и охотникам, запрещая их закрепощать, как русских свободных крестьян. Поэтому нерусские народы, у которых до присоединения к России не было крепостнических отношений, так и не узнали, что это такое. До введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. большинство нерусских народов было освобождено от тяжелейшей рекрутчины. В 1881 г. к отбыванию повинности в облегченном виде было привлечено население Финляндии, в 1887 г. - Кавказа (в облегченном виде), но по-прежнему были освобождены от нее многие народы Сибири, Средней Азии и Европейского Севера. Сказанное не означает, что представители национальных меньшинств не испытывали притеснений со стороны коронной администрации, а указывает лишь на тот факт, что русские в этом отношении имели перед ними некоторое «преимущество». Статус «инородца», введенный в сословном законодательстве в 1822 г., не заключал в себе ничего унижающего и обидного. Он распространялся на малые народы Сибири, Европейского Севера, Кавказа, калмыков, впоследствии – на народы Казахстана. Инородцы подразделялись на оседлых, кочевых и бродячих, крещеных и некрещеных. Хотя в правовом положении каждой группы имелись некоторые особенности, все они по своим правам приближались до 1860-х гг. к государственным крестьянам, после – к сельским обывателям и управлялись «по законам и обычаям, каждому племени свойственным». Их элита признавалась за «почетных инородцев» и на время пребывания в должности получала соответствующий чин точно так же, как это практиковалось в отношении «природных обывателей», и ей был открыт доступ в дворянство. Оседлые инородцы могли переходить в любое из сословий империи. Сложное положение некоторых нерусских народов, например малых народов Сибири, в котором они оказались к началу XX в., объяснялось не столько притеснениями со стороны русских, сколько трудностями адаптации к европейской культуре, носителями которой являлись русские. Согласно четвертому принципу национальной политики, этнические и национальные критерии, хотя и принимались во внимание, но по существу не мешали продвижению по социальной лестнице. Благодаря этому между социальным статусом и национальностью отсутствовала связь, а политическая, военная, культурная и научная элиты России были многонациональными, включавшими протестантов-немцев и финнов, татар-мусульман, католиков-поляков и представителей многочисленных нерусских народов. Доля нерусских среди чиновников в 1730 г. составляла 30%, в 1850-е гг. – 16%. В 1894-1914 гг. среди 215 членов Государственного совета – высшего законосовещательного органа до 1907 г. второй палаты Государственной думы с 1907 г., часть членов которой назначалась императором, насчитывалось по крайней мере 12.1% лиц неправославного исповедания и, следовательно, нерусских. Из 568 лиц, занимавших высшие посты в центральном и региональном управленческом аппарате имперской администрации в 1903 г., свыше 10% относились к неправославным, главным образом к лютеранам и католикам, а из 6 тыс. в 1913 г. – от 10 до 15%. Всего в составе высшей бюрократии доля неправославных и, значит, нерусских составляла в 1825 г. – 11.1%, в 1853 г. – 32.7%, в 1917 г. – 11.8%. В офицерском корпусе в 1867–1868 гг. 23% всех офицеров были неправославными, в том числе среди полных генералов на долю протестантов приходилось не менее 27%, в 1903 г. –соответственно 18 и 15%, в 1912 г. доля неправославных офицеров понизилась до 11%, а среди генералов повысилась до 20%. Вплоть до 1917 г. лояльность трону, профессионализм и знатное происхождение ценились гораздо выше, чем этническая или конфессиональная принадлежность. Составной частью национальной политики являлось то, что правительство с помощью налоговой системы намеренно поддерживало такое положение в империи, чтобы материальный уровень жизни нерусских, проживавших в национальных окраинах, был выше, чем собственно русских, нерусские народы всегда платили меньшие налоги и пользовались льготами. Как видно из данных табл. 1.6, в 1886–1895 гг. преимущественно нерусское население 39 губерний платило в год 1.22 р. налогов, в то время как население 31 великорусской губернии – 1.91 р., или на 59% больше. Исключений не было: во всех районах, заселенных преимущественно нерусским населением и подчиненных общероссийской налоговой системе, прямые налоги были меньше. В Финляндии и среднеазиатских автономиях существовали свои налоговые системы. То же следует сказать и о косвенных налогах. В результате общая сумма государственных доходов на душу населения в 31 великорусской губернии была на 39% выше, чем в остальных 39 губерниях (10.92 р. против 7.88 р.). «Инородцы обложены гораздо ниже русских», – верно констатировал известный финансист Н. П. Ясйопольский, правда, не объясняя причину этого парадокса. Напротив, государственные расходы в 30 великорусских губерниях были меньше – 3.71 р. против 4.83 р. Это обеспечивало дополнительный финансовый поток (деньги предназначались на оплату услуг и закупки товаров местного производства для расположенной там армии) из центра в губернии, заселенные нерусским населением, и давало ему возможность воспользоваться этими средствами для удовлетворения своих потребностей. Обращает на себя внимание региональный дефицит бюджета в Белорусско-литовском и Кавказском регионах, что было обусловлено их пограничным положением. Центральное правительство расходовало значительные суммы на армию, что стимулировало экономическое развитие этих регионов. Дефицит в С.-Петербургской губернии объяснялся большими расходами на центральное управление, двор и гвардию. Районы, находившиеся на периферии Российской империи, имели некоторые преимущества для своего развития сравнительно с центральными российскими регионами благодаря налоговым льготам, освобождению от воинской повинности, удобному географическому положению на границе или у моря.32 Опасение сепаратизма вынуждало центральное правительство поддерживать это ненормальное для истинно колониальной державы положение. Следует также отметить, что, как только оканчивалось очередное «покорение» той или иной земли, поведение русских по отношению к другим народам характеризовалось терпимостью и восприимчивостью к чужому, исключая, может быть, только евреев. Установка «мы» – русские и «они» – нерусские никогда не имела у русских, в особенности у крестьянства, столь абсолютного значения, как у большинства европейских народов. Под словом «мы» русские признавали не только этнически чистых русских, но и соседей, если они подчинялись русскому царю. Что же касается православных единоверцев, то русские не противопоставляли их друг другу, ибо два основных критерия национальности господствовали в сознании русского народа– принадлежность к православию и подчиненность православному русскому царю.33 Разумеется, отношения между русскими и нерусскими не были идиллическими (таких отношений не наблюдалось и среди представителей одного народа, особенно если они принадлежали к разным сословиям), но они в принципе развивались в русле партнерства и добрососедства, исключение составляли поляки и некрещеные евреи. Экономическая выгода и христианское миссионерство в российской экспансии были выражены намного слабее, чем в политике морских держав Западной Европы, и, наоборот, факторы безопасности и сотрудничества с туземным населениям – больше. Причина состояла в большей географической, исторической, культурной и религиозной близости между русскими и нерусскими, чем между западными европейцами и колониальными народами Америки, Азии и Африки. В российском варианте нерусские этносы находились по соседству, русские давно были с ними в контакте, образ жизни и верования между русскими и нерусскими имели больше сходства. Отказ правящих верхов от идеи превращения великорусской нации в господствующую также способствовал добрососедским отношениям между русским и нерусскими народами. Перечисленные принципы национальной политики оставались общими для всего периода империи, но их реализация в существенной степени зависела от отношения к русскому господству со стороны элиты инкорпорированного народа и других факторов. Во-первых, важную роль играли традиции государственности и высоко развитой культуры, т. е. имел или не имел народ до При соединения свою территорию, границы, признаваемые мировым сообществом, администрацию, писаные законы, письменность, искусство, литера туру и т. д. Эти традиции влияли как на политику российского правительства, так и на поведение национального меньшинства. Яркий пример – Польша и Финляндия. Польша имела традиции государственности, Финляндия – нет. В результате в одном случае – непрерывная война, закончившаяся разрывом, во втором – сотрудничество, закончившееся мирным разводом. Во-вторых, существенное значение имело сходство или различие религий и культур. Сравнительно мало проблем русскому правительству доставляли Грузия, Армения, Украина, Белоруссия и Молдавия и очень много – мусульманские народы. Христианские народы, за исключением поляков, оказывали несравненно меньшее сопротивление русской экспансии, чем исламские. В течение XVII-XVIII вв. четыре раза восставали башкиры с намерением перейти в подданство то сибирского хана, то Турции. Во время восстаний объявлялась «священная война» против русских, подвергались разорению сотни русских деревень, множество крестьян захватывалось в плен и продавалось в рабство.Северный Кавказ также был присоединен к России после длительной и изнурительной войны. За покорение Кавказа Россия заплатила жизнями 200 тыс. своих солдат. Горское население неоднократно поднимало восстания. 25 лет (1834-1859) продолжалась война с созданным Шамилем имаматом на территории горного Дагестана и Чечни О непримиримости горцев свидетельствовал не только объявленный ими газават, но и тот факт, что после покорения Кавказа около 400 тыс. человек эмигрировали в Турцию (при содействии русского правительства). Завоевание Средней Азии тоже сопровождалось большим кровопролитием с обеих сторон, уличными боями при взятии среднеазиатских городов и объявлением «священной войны» русским (например, бухарский эмир объявлял газават в 1868 г.). В-третьих, важен был способ присоединения, наличие международного признания или, наоборот, непризнания присоединения. Завоевание, хотя и считалось законным способом расширения территории, создавало больше проблем, чем мирное присоединение или колонизация. Россия не воевала с финнами, эстонцами, латышами, литовцами, белорусами, украинцами и молдаванами. Их земли перешли как военный трофей от тех, кто господствовал там до прихода русских. Для них присоединение к России означало только смену патрона, что облегчало восприятие русского владычества, примиряло с ним и способствовало мирному вхождению в состав России. Наконец, нерусское население принимало во внимание потери и приобретения от присоединения. Для Грузии, Армении, Левобережной Украины присоединение к России казалось наименьшим злом, а для кавказских горцев, среднеазиатских ханств – наибольшим. Подчеркну, что в данном случае более существенно не то, как это было на самом деле, объективно, а как казалось присоединенному народу, точнее – его элите. Как показывает история России, национальный вопрос был для страны трудной проблемой. Однако иногда его решение бывало успешным. Был удачно в конце концов решен башкирский вопрос. Правительство ограничило расхищение земель, остановило начавшееся распространение крепостного права на башкир, в 1786 г. освободило их от уплаты ясака, а в 1798 г. превратило их в свободное военно-казачье сословие. В 1863– 1865 гг. башкиры получили статус свободных сельских обывателей, на них были распространены реформы и русское законодательство, в низших административных единицах разрешалось ведение дел на родном языке. Впоследствии, вплоть до 1917 г., среди башкир сепаратистского движения не возникало.37 Удачно был решен финляндский вопрос: финны, удовлетворенные полученной автономией, до изменения курса национальной политики в 1860-е гг. и особенно до нарушения русским правительством статус-кво в 1890-е гг. не доставляли большого беспокойства центральному правительству.38 Но автономия удовлетворяла не всех. Польша дает пример того, как большая автономия, либеральное политическое устройство, намного более прогрессивное сравнительно с тем, которым обладала собственно Россия, не принесли успокоения в умы завоеванного народа. Чем это можно объяснить? С одной стороны, тысячелетняя традиция государственности, история, отмеченная многими достижениями, католицизм, чувство превосходства над победителем не позволили польскому народу примириться с утратой суверенитета. С другой стороны, как мне кажется, форсированное Россией государстве
|