Студопедия — ГЛАВА 10. ИСТИНА, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 10. ИСТИНА, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 3 страница






суют смелые предположения, даже когда их ложность

быстро обнаруживается, то этот интерес обусловлен на-

шим методологическим убеждением, что только с по-

мощью таких смелых предположений мы можем на-

деяться обнаружить интересные и важные истины.

В связи со сказанным возникает один вопрос, кото-

рый, как мне представляется, нуждается в логическом

анализе. Понятия «интересный» или «важный» в том

смысле, в котором они здесь используются, можно ана-

лизировать объективно: интересность или важность

определяется только нашими проблемами, а также объ-

яснительной силой и, следовательно, содержанием или

невероятностью соответствующей информации. И то

понятие меры, которое мы упоминали ранее (оно изла-

гается в [32, приложения]), представляет собой меру,.

которая учитывает некоторое относительное содержание

информации, то есть относительное содержание гипоте-

зы или проблемы.

Следовательно, я вполне готов согласиться с тем,.

что фальсификационисты, подобные мне, гораздо охот-

нее предпочтут попытку решить интересную проблему

посредством смелого предположения, даже (и особен-

но) если оно вскоре окажется ложным, любому пере-

числению не относящихся к делу тривиальностей. Мы

предпочитаем этот путь, потому что убеждены в том,,

что именно так мы можем учиться на наших ошибках;

обнаруживая ложность наших предположений, мы боль-

ше узнаем об истине и все больше приближаемся к ней.

Поэтому я считаю, что обе эти идеи — идея истины

в смысле соответствия фактам и идея содержания (ко-

торое можно измерять с помощью тех же процедур, с

помощью которых мы измеряем проверяемость) — иг-

рают относительно равную роль в наших рассуждениях

и могут значительно прояснить идею прогресса в науке.

X

Рассматривая прогресс научного познания, многие:

люди склонны говорить, что, хотя мы не знаем, как

близки или как далеки мы от истины, мы способны и.

часто нам удается все ближе и ближе подходить к ис-

тине. В прошлом я иногда сам говорил подобным обра-

зом, однако всегда испытывал при этом некоторые

угрызения совести. Дело не в том, что я слишком чув-

ствительно относился к тому, что мы говорим: если мы

-говорим так ясно, как можем, не претендуя на большее.

:и если не пытаемся выводить точных следствий из со-

'Мнительных или неопределенных посылок, то нет боль-

шого вреда в появляющихся иногда неясностях при вы-

ражении наших чувств и интуитивных представлений о

вещах. Однако, когда я пытался писать или говорить

•о науке как о приближении к истине, как о способе

подхода к истине, я чувствовал, что должен был бы

писать «Истина» с большой буквы, чтобы показать, что

здесь речь идет о неопределенном и в высшей степени

метафизическом понятии. В противоположность этому

слово «истина» в понимании Тарского со спокойной со-

вестью можно писать с маленькой буквы5.

Лишь совсем недавно я задумался над тем, дей-

ствительно ли используемая нами идея истины столь

•опасно неопределенна и метафизична. Почти сразу я

понял, что это не так и что нет никаких особых труд-

ностей в применении к ней фундаментальных резуль-

татов Тарского.

Нет никаких оснований, запрещающих нам говорить,

•что одна теория соответствует фактам лучше, чем дру-

гая. И этот простой первый шаг сразу проясняет все:

в действительности нет барьера между тем, что на пер-

:вый взгляд кажется «Истиной» с большой буквы и

«истиной» в понимании Тарского.

Вместе с тем возникает такой вопрос: можно ли

.действительно говорить о лучшем соответствии выска-

зываний фактам? Существует ли такая вещь, как степе-

ни истинности? Не будет ли опасным заблуждением счи-

тать, что истина в понимании Тарского локализована в

некотором виде метрического или по крайней мере то-

пологического пространства, так что о двух теориях —

скажем, более ранней теории t\ и более поздней теории

• tz — можно осмысленно говорить, что /2 замещает t\

или более прогрессивна, чем t\, вследствие того, что h

ближе к истине, чем 11?

Я не думаю, что такого рода утверждения являют-

•ся всецело ошибочными. Напротив, мне представляет-

ся, что мы просто не можем обойтись без чего-то по-

добного этой идее большего или меньшего приближения

к истине. Без сомнения, мы можем и часто вынуждены

6 Сходные опасения выражает Куайн, когда критикует Пирса за

использование идеи приближения к истине (см. [34, с. 23]).

сказать о теории tz, что она лучше соответствует фак-

там, чем другая теория, t\, или, точнее, что она, на-

сколько мы знаем, по-видимому, лучше соответствует

фактам, чем теория t2.

Я приведу здесь несистематизированный список

шести типов случаев, в которых мы можем сказать, что-

теория /2 превосходит теорию t\ в том смысле, что t2

насколько нам известно — лучше соответствует фактам,

чем t\ (в том или ином смысле):

(1) tz делает более точные утверждения, чем fb и

эти более точные утверждения выдерживают более

точные проверки;

(2) /а учитывает и объясняет большее количество

фактов, чем t\ (это включает и предыдущий случай,

когда, при прочих равных условиях, утверждения tz яв-

ляются более точными);

(3) tz описывает или объясняет факты более по-

дробно, чем это делает t\;

(4) tz выдержала те проверки, которых не выдер-

жала t\\

(5) tz предложила новые экспериментальные про-

верки, не обсуждавшиеся до ее появления (эти провер-

ки не были выдвинуты теорией t\ и, может быть, даже

неприменимы к t \), и t2 выдержала эти проверки;

(6) tz объединила или связала различные пробле-

мы, которые до ее появления не имели между собой

связи.

Рассматривая этот список, мы можем заметить, ка-

кую важную роль играет в нем содержание теорий t\ и

tz. (Напомним, что логическим содержанием некоторого

высказывания или теории б является класс всех выска-

зываний, логически следующих из a, a эмпирическим со-

держанием а — это класс всех базисных высказываний,

противоречащих а6. В нашем списке во всех шести

случаях эмпирическое содержание теории tz превосхо-

дит эмпирическое содержание теории /й).

6 Сформулированное определение логически основано на теоре-

ме, согласно которой, если речь идет об «эмпирической части» логи-

ческого содержания, то сравнение эмпирического и логического со-

держаний всегда будет приводить к одним и тем же результатам. Ин-

туитивно это определение оправдывается тем соображением, что вы-

сказывание а говорит о мире нашего опыта тем больше, чем больше.·

возможных случаев оно исключает (или запрещает). О базисных вы-

сказываниях см. также [32, приложения].

Сказанное приводит нас к мысли о том, что в пред-

шествующем рассуждении мы объединили понятие ис-

тины и понятие содержания в одно понятие лучшего

(или худшего) соответствия истине или большего (или

меньшего) подобия или сходства с истиной. Используя

термин, уже упоминавшийся ранее (и противопостав-

ляемый вероятности), можно сказать, что в данном

случае речь идет о понятии (степени) правдоподобности.

Следует заметить, что мысль о том, что каждое вы-

сказывание или теория не только истинны или ложны,

но независимо от своего истинностного значения имеют

некоторую степень правдоподобности, не означает обра-

щения к многозначной логике, то есть к логической

системе, имеющей более чем два истинностных значе-

ния—не только истину и ложь. Однако кое-что из того,

к чему стремились защитники многозначной логики,

реализовано теорией правдоподобности и близкими

теориями [32, прил. 3].

XI

Осознав сформулированную проблему, я долго не

мог подойти к ее решению. Однако в конце концов я

пришел к очень простому определению понятия правдо-

подобности в терминах истины и содержания. (Для это-

го можно использовать либо логическое, либо эмпири-

ческое содержание и получить в результате два тесно

связанных понятия правдоподобности, которые, однако,

сливаются в одно, если мы анализируем только эмпи-

рические теории или только эмпирические аспекты тео-

рий.)

Рассмотрим содержание высказывания а, то есть

класс всех логических следствий а. Если б истинно, то

этот класс может состоять только из истинных выска-

зываний, поскольку истина всегда передается от посы-

лок ко всем следствиям. Однако если б ложно, то его

содержание всегда будет состоять как из истинных, так

и из ложных утверждений. (Пример: высказывание

«По воскресеньям всегда идет дождь» ложно, однако

его следствие, скажем, относительно последнего вос-

кресенья истинно.) Поэтому независимо от того, яв-

ляется ли некоторое высказывание истинным или лож-

ным, в том, что оно говорит, может быть больше или

-меньше истины — в соответствии с тем, состоит ли его

содержание из большего или меньшего числа истинных

высказываний.

Назовем класс истинных логических следствий а его

«истинным содержанием» (английский термин «truthcontent

» является переводом, который долгое время ис-

пользовался интуитивно, соответствующего немецкого

термина «Wahrheitsgehalt», смысл которого очень бли-

зок к выражению «В ваших словах содержится доля

истины»); класс ложных следствий а, и только их, на-

зовем «ложным содержанием» а. (Строго говоря, «лож-

ное содержание» не является «содержанием», так как

оно не содержит никаких истинных следствий из лож-

ных высказываний, являющихся элементами этого со-

держания. Однако можно определить меру ложного со-

держания с помощью понятий «содержание» я «истин-

ное содержание»— (см. [32, приложения]). Все введен-

ные термины столь же объективны, как и термины

«истинно», «ложно» и «содержание». Теперь мы можем

сказать:

Предполагая, что истинное содержание и ложное со-

держание двух теорий t\ u tz сравнимы, можно утверж-

дать, что Я2 ближе к истине или лучше соответствует

фактам, чем t\, и если, и только если, имеет место хотя бы

одно из двух условий:

, (а) истинное, но не ложное содержание t2 превосхо-

дит истинное содержание t\;

(b) ложное, но не истинное содержание ^ превосхо-

дит ложное содержание t2.

Если теперь мы примем (быть может, фиктивное)

предположение о том, что содержание и истинное со-

держание теории а в принципе измеримы, то мы можем

пойти несколько дальше в наших рассуждениях и опре-

делить Vs(a) —меру правдоподобности или правдоподо-

бия а. Простейшим таким определением является

Vs(a)=CtT(a) — Ct F (а),

где ПЯф(б) —мера истинного содержания a, a CtF(a)

мера ложного содержания а. Несколько более сложное, но

в некоторых случаях более предпочтительное определение

Vs(a) можно найти в [32, прил. 3].

Очевидно, что Vs(a) удовлетворяет нашим двум

требованиям, согласно которым Vs(a) должно возрас-

тать в том случае,

(а)если CtT(a) возрастает, a CtF(a) не возрастает, и

23-913 353

(b) если Ct F (а) уменьшается, a CtT(a) не уменьша-

ется.

Некоторые технические вопросы, связанные с опре-

делением CtT(a), Ct F (a) и V s (d), я рассмотрел в [32,

приложения]. Здесь же я хочу обсудить лишь три

проблемы, относящиеся к понятию правдоподобности.

XII

Первая проблема заключается в следующем. Наше

понятие приближения к истине, или понятие правдопо-

добности, является столь же объективным, идеальным

и регулятивным, как и понятие объективной, или абсо-

лютной, истины. Аналогично понятиям истины или со-

держания оно не эпистемологическое, или эпистемиче-

ское, понятие. (В терминологии Тарского понятия прав-

доподобности, очевидно, является «семантическим» по-

нятием— подобно понятиям истины, логического следо-

вания и содержания.) В связи с этим нам следует про-

водить различие между вопросом «Что вы хотите ска-

зать, когда говорите, что теория t2 имеет более высо-

кую степень правдоподобности, чем теория t\)·» и во-

просом «Как узнать, что теория t2 имеет более высокую-

степень правдоподобности, чем теория t{?».

До сих пор мы ответили только на первый из этих

вопросов. Ответ на второй вопрос зависит от первого

и в точности аналогичен следующему ответу (абсолют-

ному, а не сравнительному) на вопрос относительно ис-

тины: «Я не знаю — я только предполагаю, но я могу

критически проверить свои предположения, и если они

выдерживают строгую критику, то этот факт можно

считать хорошим критическим аргументом в их пользу».

Вторая проблема такова. Понятие правдоподобности

определено нами таким образом, что максимум правдо-

подобности может быть достигнут теорией, которая не

просто истинна, но полностью и исчерпывающе истин-

на: если она соответствует, так сказать, всем фактам,.

и, конечно, только реальным фактам. Ясно, что это

гораздо более далекий и недостижимый идеал, чем

простое соответствие некоторым фактам (как, напри-

мер, в случае утверждения «Снег обычно бел»).

Однако сказанное справедливо лишь для максималь-

ной степени правдоподобности, а не для сравнения

теорий относительно их степени правдоподобности. Ис-

пользование данного понятия для сравнения является

его главной характерной чертой, и понятие о более вы-

сокой или более низкой степени правдоподобности ка-

жется более применимым и, следовательно, более

важным для анализа научных методов, чем само поня-

,тие абсолютной истины, хотя последнее, конечно, го-

раздо более фундаментально.

Это приводит нас к третьей проблеме. Сначала я не

предполагал, что явное введение понятия правдоподоб-

ности приведет к какому-либо изменению в теории ме-

тода. Напротив, я считал, что моя теория проверяемости

или подкрепления с помощью эмпирических проверок

является соответствующим методологическим аналогом

этого нового металогического понятия. Единственное

улучшение я усматривал в достижении большей ясно-

сти. Поэтому я часто говорил, что мы предпочитаем

теорию /г, выдержавшую строгие проверки, теории t\,

не выдержавшей этих проверок, поскольку ложная тео-

рия, несомненно, хуже той, которая, насколько нам из-

вестно, может оказаться истинной.

Теперь же к этому мы можем добавить, что даже

после того, как теория t2 в свою очередь оказалась

опровергнутой, мы все еще можем говорить, что она

лучше /й, так как хотя обе эти теории оказались лож-

ными, тот факт, что теория t2 выдержала проверки, ко-

торых не смогла выдержать t\, является указанием на

то, что ложное содержание t\ превосходит ложное со-

держание теории I2, в то время как ее истинное содер-

жание не превосходит истинного содержания t2. Таким

образом, даже после фальсификации теории t2 мы все

еще можем отдавать ей предпочтение, ибо у нас есть

основания думать, что она соответствует фактам лучше,

чем Яй.

Все случаи, когда мы принимаем теорию Я2 в силу

экспериментов, которые являлись решающими для вы-

бора между ti и t2, по-видимому, подобны приведенно-

му типу. Таковыми были, очевидно, те случаи, когда

предлагались эксперименты в попытках придумать с

помощью теории t\. такие ситуации, в которых t2 приво-

дит к иным результатам, нежели t\. Так, теория Ньюто-

на позволила нам предсказать некоторые отклонения от

законов Кеплера. Ее успех в этой области показал, что

она может использоваться там, где опровергается тео-

рия Кеплера, —по крайней мере та часть теории Кеп-

лера, ложность которой была обнаружена, не была

23* 355

частью теории Ньютона; в то же время совершенно яс-

но, что истинное содержание новой теории не умень-

шилось, так как теория Кеплера следует из теории

Ньютона в качестве «первого приближения».

Аналогичным образом мы можем показать, что бо-

лее точная теория i2 — при условии, что ее ложное со-

держание не превосходит ложного содержания t\,~

имеет более высокую степень правдоподобности, чем

t\. To же самое справедливо для такой теории tz, число-

вые утверждения которой, будучи ложными, все-таки

ближе к истине, чем числовые утверждения t\.

В конечном счете понятие правдоподобности оказы-

вается наиболее плодотворным в тех случаях, когда

мы знаем, что имеем дело с теориями, представляющими

собой в лучшем случае лишь приближения к истине, то

есть с теориями, о которых известно, что они не могут

быть истинными. (Такие ситуации часто встречаются в

социальных науках.) В этих случаях мы все-таки мо-

жем говорить о большем или меньшем приближении к

истине (и поэтому нам не нужно истолковывать такие

случаи в инструменталистском духе).

XIII

Конечно, всегда сохраняется возможность ошибки

при относительной оценке двух теорий, и эта оценка

часто будет дискуссионной. Значение данного момента

трудно переоценить. Вместе с тем столь же важно то,

что в принципе—в периоды отсутствия революционных

изменений в исходном нашем знании — относительная

оценка двух теорий t\ и t2 будет оставаться неизмен-

ной. Действительно, как мы уже отмечали, наши пред-

почтения относительно теорий не меняются даже в том

случае, если мы со временем опровергаем лучшую из

этих теорий. Например, ньютоновская динамика, хотя

мы и считаем ее опровергнутой, сохраняет свое пре-

восходство по отношению к теориям Кеплера и Гали-

лея. Причиной этого является ее большее содержание,

или большая объяснительная сила. Теория Ньютона

продолжает объяснять больше фактов, чем объясняли

названные две теории; она объясняет их с большей точ-

ностью и объединяет ранее не связанные проблемы зем-

ной,и небесной механики. Основание стабильности от-

носительной оценки таких теорий достаточно очевидно:

логическое отношение между этими теориями носит та-

кой характер, что, во-первых, существуют решающие

эксперименты, свидетельствующие против предшествен-

ников Ньютона, и, во-вторых, последующие опроверже-

ния теории Ньютона не могут поддержать более ран-

ние теории: либо они вообще их не затрагивают, либо

(как в случае с перигелием Меркурия) эти.экспери-

менты опровергают также и теории предшественников

Ньютона.

Надеюсь, сказанного достаточно для уяснения смыс-

ла понятия лучшего соответствия фактам, или степени

правдоподобности научных теорий.

XIV

По-видимому, здесь уместно высказать краткое за-

мечание об истории путаницы, смешения понятий «прав-

доподобность» и «вероятность».

Как мы видели, прогресс в науке означает движе-

ние к более интересным, менее тривиальным и, следо-

вательно, менее «вероятным» теориям («вероятным» в

любом смысле — в смысле отсутствия содержания или

статистической частоты, который удовлетворяет исчис-

лению вероятностей), а это, как правило, означает дви-

жение к менее известным, менее удобным и надежным

теориям. Однако понятие большей правдоподобности,

большего приближения к истине обычно интуитивно

смешивают с совершенно иным понятием вероятности

(в его различных смыслах: «более вероятно», «более

часто», «как будто истинно», «звучит правдиво»,

«звучит убедительно»). Это смешение имеет долгую

историю. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые сло-

ва, служившие для выражения понятия «вероятный»,

такие, как «возможно», которое первоначально было

связано с выражениями «похожий на истину» или

«правдоподобный» (по-гречески «eoikotos», «eikotos»,

«eikos» и т. п., по-латински «verisimilis», по-немецки

«wahrscheinlich»), чтобы увидеть некоторые следы или

даже источники этого смешения.

Из самых ранних философов—-досократиков — по

крайней мере двое употребляли слово «eoikota» в смыс-

ле «похожий на истину» или «подобный истине». Так,

У Ксенофана мы читаем: «Пусть это считается правдо-

подобным!» [6а, В 35].

Совершенно ясно, что здесь имеется в виду скорее

правдоподобность или правдоподобие, а не вероятность

или степень уверенности. (В противном случае такие

выражения, как «предположим», «допустим» или «пред-

ставим», были бы излишними, и Ксенофан написал бы

что-то в таком роде: «Скажем, что это вероятно».)

Используя то же самое слово («eoikota»), Парме-

нид пишет: «Теперь этот мир, устроенный таким обра-

зом, кажется вполне похожим на истину, так скажу я

вам...» [6а, В 8, 60]7.

Однако уже в тот период или в следующий Эпи-

харм в своей критике Ксенофана, по-видимому, употреб-

ляет слово «eikotos» в смысле «вероятно» или близком

к этому (см. [ба, 21 А 15]), хотя нельзя исключить и

ту возможность, что он употреблял это слово и в смыс-

ле «похожий на истину», и лишь Аристотель (в «Мета-

физике», 1010а4) придал ему смысл «вероятный» или

«возможный». Спустя три поколения слово «eikos» со-

вершенно определенно стало употребляться в смысле

«возможно» или «вероятно» (а может быть, даже в

смысле «более часто») софистом Антифоном, который

писал: «Если хорошо начинают нечто, то, вероятно, хо-

рошо его закончат» [6а, В 60].

Все это приводит к мысли о том, что смешение прав-

доподобности с вероятностью восходит почти к самым

истокам западной философии. И это вполне понятно,

если учесть, что Ксенофан обращает внимание именно

на п-огрешимость нашего знания, характеризуя его

как состоящее из неопределенных догадок и в лучшем

случае как «подобие истины». Это выражение само

дает повод к ошибочной интерпретации и истолкованию

его как «неопределенного и в лучшем случае лишь как

некоторую слабую степень достоверного», то есть «ве-

роятного».

По-видимому, сам Ксенофан проводил четкое разли-

7 Слово «eoikota» в этом фрагменте чаще всего переводят как

«вероятное» или «правдоподобное». Например, Кранц в [6а] перево-

дит его выражением «wahrscheinlich-einleuchtend», то есть «вероятно.

Данный отрывок он толкует следующим образом: «Это упорядочение

мира (или мировой порядок) я постараюсь разъяснить вам во всех

его частях как нечто вероятное или правдоподобное». В переводе

выражений «(вполне) близко к истине» или «(вполне) похоже на

истину» я иногда поддавался влиянию приведенной выше строчке

из Ксенофана [6а, В 35], а также работы Рейнгардта «Парменид», на

которую ссылается Виламовиц (см. также [32, разд. VII введения,

выдержку из предисловия Осиандера к труду Коперника в разд. I

гл. 3, разд. XII гл. 5 и прил. 6]).

чие между степенью достоверности и степенью правдо-

подобия. Об этом свидетельствует другой его фрагмент

(приведенный в [32, с. 153]), говорящий о том, что, да-

же если бы нам случайно удалось найти и высказать

окончательную истину (то есть, как мы могли бы ска-

зать, абсолютно правдоподобное утверждение),* мы не

могли бы знать об этом. Поэтому высокая степень не-

определенности совместима с высокой степенью прав-

доподобия.

Я считаю, что мы возвратились к идеям Ксенофана,

вновь установив четкое различие между правдоподоб-

ностью и вероятностью (используя последний термин в

том смысле, который придает ему исчисление вероят-

ностей).

Сейчас еще более важно различать эти понятия,

так как долгое время их отождествляли вследствие

того, что оба эти понятия тесно связаны с понятием ис-

тины и вводят понятие степени приближения к истине.

Логическая вероятность (мы не касаемся здесь физиче-

ской вероятности) выражает идею достижения логиче-

ской достоверности, или тавтологичной истины, посред-

ством постепенного уменьшения информативного содер-

жания. С другой стороны, понятие правдоподобности

выражает идею достижения исчерпывающей истины.

В результате мы можем сказать, что правдоподобность

объединяет истину с содержанием, в то время как ве-

роятность соединяет истину с отсутствием содержания8.

Таким образом, представление о том, будто абсурд-

но отрицать, что наука стремится к высокой вероятно-

сти, обусловлено, как мне кажется, ошибочной «интуи-

цией», а именно интуитивным отождествлением понятий

правдоподобности и вероятности, которые, как теперь

нам стало ясно, совершенно различны.

4. Исходное знание и рост науки

XV

Те, кто принимает участие в плодотворном критиче-

ском обсуждении некоторой проблемы, часто опираются,

хотя и бессознательно, на две вещи: на признание все-

ми участниками дискуссии общей цели — достижение

8 Между прочим, это справедливо как для абсолютной p (а), так

н для относительной р(а, Ь) вероятности; существуют соответст-

вующие понятия абсолютной и относительной правдоподобности.

истины или по крайней мере приближение к истине —

и на значительный объем общепризнанного исходного

знания (background knowledge). Это, конечно, не озна-

чает, что каждая из двух данных предпосылок является

неизбежным базисом любой дискуссии или что эти

предпосылки являются априорными и их в свою оче-

редь нельзя обсуждать критически. Это говорит лишь

о том, что критика никогда не начинает с ничего, хотя

каждый из ее исходных пунктов может быть подверг-

нут сомнению в ходе критического обсуждения.

Однако, несмотря на то что каждое из наших пред-

положений может быть подвергнуто сомнению, совер-

шенно непрактично подвергать сомнению их все в одно

и то же время. Поэтому всякая критика должна быть

постепенной (вопреки холистской точке зрения Дюгема

и Куайна). Иначе это можно выразить так: фундамен-

тальный принцип каждой критической дискуссии состоит

в том, что мы не должны уклоняться от нашей про-

блемы, обязаны, если потребуется, расчленить ее на ряд

проблем и пытаться решать в одно время не более чем

одну проблему, хотя, конечно, мы всегда можем пе-

рейти к решению вспомогательной проблемы или за-

менить нашу проблему лучшей проблемой.

Во время обсуждения некоторой проблемы мы всег-

да (хотя бы временно) принимаем в качестве непро-

блематичных различного рода вещи: для данного вре-

мени и для обсуждения определенной частной пробле-

мы они образуют то, что я называю нашим исходным

знанием. Лишь немногие части этого исходного знания

будут казаться нам во всех контекстах абсолютно не-

проблематичными, но любая отдельная часть его в лю-

бое время может быть подвергнута сомнению, в част-

ности если мы подозреваем, что некритическое при-

нятие именно этой части обусловило возникновение

некоторых наших трудностей. Вместе с тем почти вся

значительная часть исходного знания, которую мы по-

стоянно используем в любом неформальном обсуждении,







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия