ГЛАВА 10. ИСТИНА, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 6 страница
мы во многих случаях приходим к полному разочаро- :ванию, релятивизму и скептицизму. Я считаю, что именно стремление к обладанию кри- терием истины склоняет многих людей к признанию не- возможности ответа на вопрос: «Что есть истина?» На самом же деле отсутствие критерия истины не в большей степени превращает понятие истины в бессмыс- ленное, чем отсутствие критерия здоровья делает бес- смысленным понятие здоровья. Больной может жаждать здоровья, даже не имея критерия его. Заблуждающий- ся человек может жаждать истины, даже не обладая ее критерием. Больной и заблуждающийся могут просто стремить- ся к здоровью или истине, не заботясь особо о значении этих терминов, которое они (как и другие люди) для своих целей представляют достаточно ясно. Одним из непосредственных результатов предпри- нятого Тарским исследования понятия истины являет- ся следующая логическая теорема: универсальный критерий истины невозможен (за исключением случая некоторых искусственных языковых систем, обладаю- щих чрезвычайно бедными выразительными сред- ствами). Этот результат можно точно обосновать, причем та- кое обоснование использует понятие истины как соот- ветствия фактам. Названная теорема Тарского является весьма инте- ресной и важной с философской точки зрения (особен- 'но в связи с проблемой авторитарной теории позна- ния2). Существенно, что этот результат был установ- лен при помощи понятия истины, для которого у нас нет критерия. Распространение же на рассматриваемый случай неразумного требования философии критериев, состоящего в том, что мы не должны серьезно отно- ситься к понятию до тех пор, пока не будет установлен критерий для его использования, навсегда закрыло бы .нам путь к получению этого логического результата, представляющего большой философский интерес. Между прочим,, вывод о невозможности универсаль- ного критерия истины является непосредственным след- ствием еще более важного результата (полученного Тарским путем соединения теоремы Геделя о неразре- 2 Описание и критику авторитарных (или непогрешимых) теорий познания см. в моей книге й[6, введение, особенно разд. V, VI, X и след.]. 25-913 385 шимости с его собственной теорией истины), согласно которому универсального критерия истины не может быть даже для относительно узкой области теории чи- сел, а значит, и для любой науки, использующей арифме- тику. Естественно, что этот результат применим a fortiori к понятию истины в любой нематематической области знания, в которой широко используется арифметика. 4. Учение о погрешимости знания (faltibilism) Сказанное наглядно демонстрирует не только оши- бочность некоторых все еще модных форм скептицизма и релятивизма, но и показывает их безнадежную от- сталость. В основе таких форм релятивизма лежит ло- гическое недоразумение — смешение значения термина и критерия его правильного использования, хотя сред- ства для устранения этого недоразумения доступны нам вот уже тридцать лет. Следует, однако, признать, что и в скептицизме, и в релятивизме имеется зерно истины. Это зерно — отри- цание существования универсального критерия истины. Из этого, конечно, не следует вывод о произвольности выбора между конкурирующими теориями. Его смысл предельно прост: мы всегда можем ошибиться при вы- боре теории — пройти мимо истины или не достигнуть ее, иначе говоря, люди подвержены ошибкам, и до- стоверность не является прерогативой человечества (как и знание, обладающее высокой вероятностью, чю я доказывал неоднократно, например в [6, гл. 10]). Все мы знаем, что сказанное — очевидная истина. В сфере человеческой деятельности имеется не так уж много областей, если они вообще есть, свободных от человеческой погрешимости. То, что в некоторый мо- мент представляется нам твердо установленным и даже достоверным, в следующий миг может оказаться не со- всем верным (а значит, ложным) и потребовать исправ- ления. Весьма впечатляющим примером такой ситуации мо- жет служить открытие тяжелой воды и тяжелого водо- рода (дейтерия, впервые выделенного Юри в 1931 году)· До этого открытия нельзя было вообразить в химии ничего более достоверного и точнее установленного, чем наше знание о воде (Н2О) и тех элементах, из ко- торых она состоит. Вода использовалась даже для «операционального» определения грамма, единого стандарта массы «абсолютной» метрической системы. Таким образом, при помощи воды определялась одна из основных единиц экспериментальных физических из- мерений. Это свидетельствует о том, что наше знание о воде считалось настолько хорошо установленным, что оно могло быть даже использовано в качестве прочного основания для остальных физических измерений. Од- нако после открытия тяжелой воды стало ясно, что ве- щество, представлявшееся до этого химически чистым соединением, в действительности является смесью хи- мически неразличимых, но физически существенно раз- личных соединений. Эти соединения различаются удель- ным весом, точками кипения и замерзания, а ведь для определения всех этих свойств «вода» использовалась в качестве стандартной единицы. Этот исторический эпизод весьма характерен: мы: можем понять из него, что мы не способны предвосхи- тить, какие области нашего научного знания могут в один прекрасный день потерпеть фиаско. Поэтому вера в научную достоверность и в авторитет науки оказы- вается благодушным пожеланием: наука погрешила, ибо наука — дело рук человеческих. Однако положение о погрешимости (fallibility) на- шего знания, или тезис, согласно которому все наше познание представляет собой догадки, часть из кото- рых выдерживают серьезные проверки, не должно ис- пользоваться.в поддержку скептицизма или релятивиз- ма. Из того факта, что мы можем заблуждаться, а критерия истинности, который уберег бы нас от оши- бок, не существует, отнюдь не следует, что выбор меж- ду теориями произволен, или нерационален, что мы не умеем учиться и не можем двигаться по направлению к истине, что наше знание не способно расти. <· 5. Учение о погрешимости и рост знания Под «учением о погрешимости» (фаллибилизмом — iallibilism) я понимаю воззрение, заключающееся- в признании двух фактов: во-первых, что мы не застрахо- ваны от заблуждений и, во-вторых, что стремление к Достоверности (или даже к высокой вероятности) ошибочно. Однако отсюда не следует, что было бы 25' 387 ошибочным стремиться к истине. Наоборот, понятие заблуждения подразумевает понятие истины как обра- зец, которого мы, впрочем, можем не достигать. При- знание погрешимости знания означает, что, хотя мы мо- жем жаждать истины и даже способны обнаруживать ее (я верю, что во многих случаях это нам удается), мы тем не менее никогда не можем быть уверены до кон- ца, что действительно обладаем истиной. Всегда имеет- ся возможность заблуждения, и только в случае неко- торых логических и математических доказательств эта возможность столь незначительна, что ею можно пре- небречь. Подчеркнем, что учение о погрешимости не дает ни- каких поводов для скептических или релятивистских заключений. В этом нетрудно убедиться, если заду- маться о том, что все известные из истории примеры человеческой погрешимости, включая все известные примеры судебных ошибок, являются вехами прогресса нашего познания. Каждый раз, когда нам удается обна- ружить ошибку, наше знание действительно продвигает- ся на шаг вперед. Как говорит Р. Мартен дю Гар в «Жане Баруа», «это уже шаг вперед. Пусть мы не об- наружили истины, но зато уверенно указали, где ее не следует искать» [2, с. 327]. Открытие тяжелой воды, например, показало, что ранее мы глубоко заблуждались. При этом прогресс нашего знания состоял не только в отказе от этого за- блуждения. Сделанное Юри открытие в свою очередь было связано с другими достижениями, которые поро- дили новые продвижения вперед. Следовательно, мы умеем извлекать уроки из наших собственных ошибок. Это фундаментальное понимание действительно слу- жит базисом всей эпистемологии и методологии. Оно указывает нам, как учиться систематически, как идти по пути прогресса быстрее (не обязательно в интересах техники — для каждого отдельного искателя истины нет проблемы неотложнее, чем ускорение своего собствен- ного продвижения вперед). Эта позиция, попросту го- воря, заключается в том, что нам следует искать свои ошибки, или, иначе, стараться критиковать свои теории. Критика, по всей вероятности, — это единственный доступный нам способ обнаружения наших ошибок и единственный систематический метод извлечения из них уроков. 6. Приближение к истине Центральное ядро всех наших рассуждений состав- ляет идея роста знания, или, иначе говоря, идея при- ближения к истине. Интуитивно эта идея так же проста и прозрачна, как и сама идея истины. Некоторое вы- сказывание истинно, если оно соответствует фактам. Некоторое высказывание ближе к истине, чем другое высказывание, если оно полнее соответствует фактам, чем это второе высказывание. Идея приближения к истине достаточно интуитивно ясна,,и вряд ли кто-либо из непричастных к науке лю- дей или ученых сомневается в ее законности. И все же она, как и идея истины, была подвергнута критике не- которыми философами как незаконная (вспомним, к рримеру, недавнюю критику этой идеи Куайном [7, с. 23]). В связи с этим след\.ет отметить, что путем объ- единения двух введенных Тарским понятий — понятия истины и содержания — мне не так давно удалось дать «определение» понятия приближения к истине в чисто логических терминах теории Тарского. (Я просто объ- единил понятия истины и содержания и получил поня- тие истинного содержания высказывания а, то есть класса всех истинных высказываний, следующих из а, и его ложного содержания, которое можно приблизи- тельно определить как содержание данного высказыва- ния за вычетом его истинного содержания. Используя введенные понятия, можно сказать, что высказывание б ближе к истине, чем высказывание Ъ, если, и только если, его истинное содержание превосходит истинное содержание Ь, тогда как ложное содержание а не пре- восходит ложного содержания b — см. [6, гл. 10].) По- этому для скептического отношения к понятию прибли- жения к истине и соответственно к идее прогресса зна- ния нет никаких оснований. И хотя мы всегда можем ошибаться, во многих, случаях, особенно тогда, когда проводятся решающие эксперименты, определяющие выбор одной из двух теорий, мы прекрасно осознаем, приблизились мы к истине или нет. Необходимо хорошо понять, что идея о том, что высказывание а может быть ближе к истине, чем неко- торое другое высказывание Ь, ни в коем случае не про- тиворечит идее, согласно которой каждое высказывание является либо истинным, либо ложным и третьей воз- 1 389 можности не дано. Идея близости к истине отражает только тот факт, что в ложном высказывании может заключаться значительная доля истины. Если, напри- мер, я говорю: «Сейчас половина четвертого — слишком поздно, чтобы успеть на поезд в 3.35», то это высказы- вание может оказаться ложным, потому что я мог бы еще успеть на поезд в 3.35, поскольку он, к примеру, опоздал на четыре минуты. Тем не менее в моем вы- сказывании содержится значительная доля истины — истинной информации. Конечно, я бы мог сделать ого- ворку: «Если поезд 3.35 не опоздает (что случается с ним весьма редко)» — и тем самым несколько обога- тить истинное содержание моего высказывания, но вполне можно считать, что эта оговорка подразумева- лась в первоначальном высказывании. (Однако и в этом случае мое высказывание все равно может оказаться ложным, если в момент его произнесения было, к при- меру, только 3.28, а не 3.30, но и тогда в нем содержа- лась бы значительная доля истины.) О теории, подобной теории Кеплера, которая описы- вает траектории планет с замечательной точностью, можно сказать, что она содержит значительную долю истинной информации, несмотря на то что она — лож- ная теория, так как на самом деле имеют место от- клонения от кеплеровских эллиптических орбит. Точно так же и теория Ньютона (хотя мы вправе считать се ложной) содержит, по нашим нынешним представле- ниям, чрезвычайно большое количество истинной ин- формации— значительно большее, чем теория Кепле- ра. Поэтому теория Ньютона представляет собой луч- шее приближение, чем теория Кеплера, — она ближе к истине. Однако все это еще не делает ее истинной. Тео- рия может быть ближе к истине, чем другая теория, и в то же время быть ложной. 7. Абсолютизм Многие подозрительно относятся к идее философ- ского абсолютизма на том основании, что она, как правило, сочетается с догматической и авторитарной претензией на обладание истиной или критерием ис- тины. Вместе с тем существует и другая форма абсолк^- тизма — абсолютизм теории погрешимости, который решительно отвергает такие претензии. Согласно абсо- лютизму такого рода по крайней мере наши ошибки являются абсолютными ошибками в том смысле, что если теория отклоняется от истины, то она — ложная теория, даже в том случае, когда она содержит ошибки менее грубые, чем ошибки другой теории. Поэтому по- нятия истины и отклонения от истины могут считаться абсолютными нормами для сторонников теории погре- шимости. Абсолютизм такого рода совершенно свобо- ден от упрека в приверженности к авторитету и спосо- бен оказать огромную помощь при проведении серьез- ной критической дискуссии. Конечно, он сам в свою очередь может быть подвергнут критике в полном со- ответствии с принципом: ничто не свободно от критики. Вместе с тем мне кажется маловероятным, что, по крайней мере в данный момент, критика логической теории истины и теории приближения к истине может быть успешной. 8. Источники знания Принцип «все открыто для критики» (из которого следует, что и само это утверждение не является ис- ключением из этого принципа) ведет к простому реше- нию проблемы источников знания, как я пытался это показать в своих других работах (см., например, [6, введение]). Решение это таково: любой «источник» — традиция, разум, воображение, наблюдение или что-ли- бо иное — вполне приемлем и может быть полезен, но ни один из них не обладает авторитетом. Это отрицание авторитета источников знания отво- дит им роль, в корне отличную от тех функций, которые им приписывались в эпистемологических учениях про- шлого и настоящего. И такое отрицание авторитета, подчеркнем, является неотъемлемой частью нашего критического подхода и теории погрешимости. Мы при- ветствуем любой источник знания, но ни одно высказы- вание, каков бы ни был его «источник», не исключено из сферы критики. В частности, традиция, к отрицанию которой были расположены и интеллектуалисты (Де- карт), и эмпирики (Бэкон), с нашей точки зрения, вполне может считаться одним из важнейших «источ- ников» знания. Действительно, ведь почти все, чему мы УЧИМСЯ (у старших, в школе, из книг и т. п.), происте- кает из традиции. Поэтому я считаю, что антитрадицио- нализм следует отбросить за его пустоту. Однако и традиционализм — подчеркивание авторитета тради- ции— следует также отбросить, но не за пустоту, а за его ошибочность. Традиционализм такого рода ошибо- чен, как и любая другая эпистемология, признающая некоторый источник знания (скажем, интеллектуальную или чувственную интуицию) в качестве.авторитета, га- рантии, или критерия, истины. 9. Возможен ли критический метод? Если мы действительно отбрасываем любую претен- зию на авторитет любого отдельного источника знания, то как же в таком случае можно осуществлять критику некоторой теории? Разве любая критика не отталки- вается от некоторых предпосылок? Разве действенность критики не зависит, следовательно, от истинности таких предпосылок? И какой толк в критике теории, если эта критика необходимо оказывается необоснованной? Если же мы хотим показать, что она верна, разве не должны мы обосновать или оправдать ее предпосылки? И разве не обоснование или оправдание любой предпосылки яв- ляется той вещью, которую каждый стремится осуще- ствить (хотя зачастую это ему и не удается) и которую я здесь объявил невозможной? Но если она невозмож- на, то не является ли тогда (действенная) критика . также невозможной? Я считаю, что именно эта серия вопросов-возраже- ний представляет собой главную преграду на пути (предварительного) принятия защищаемой мною точки зрения. Как показывают эти возражения, легко скло- ниться к мнению, что в логическом отношении критиче- ский метод ничем не отличается от всех других мето- дов. Если он, как и эти последние, не может функцио- нировать без принятия предпосылок, то эти предпосыл- ки следует обосновать и оправдать. Но как же тогда быть с основным принципом нашей концепции, соглас- но которому мы не в состоянии обосновать или оправ- дать достоверность и даже вероятность наших предпо- сылок и, значит, нам следует довольствоваться теория- ми, которые подлежат критике. Конечно, эти возражения весьма серьезны. Они подчеркивают важность нашего принципа: ничто не свободно и не должно считаться свободным от крити- ки— даже сам основной принцип критического ме- тода. Таким образом, приведенные возражения содержат интересную и существенную критику моей точки зре- ния. Однако эту критику в свою очередь мождо кри- тиковать, и ее можно опровергнуть. Отметим прежде всего, что, если бы мы даже при- соединились к мнению, что любая критика отталки- вается от некоторых предпосылок, это еще не означает, что необходимым условием действенной критики яв- ляется обоснование и оправдание принятых предпосы- лок. Эти предпосылки, к примеру, могут быть частью теории, против которой направлена критика. (В этом случае говорят об «имманентной критике».) Они также .могут представлять собой предпосылки, которые хотя и не являются частью критикуемой теории, но могут счи- таться общепринятыми. В этом случае критика сводит- ся к указанию на то, что критикуемая теория противо- речит (чего ее защитники не осознают) некоторым об- щепринятым взглядам. Такого рода критика, даже если она и не является успешной, может быть очень ценной, поскольку она способна вызвать у защитников указан- ной теории сомнение в общепринятых взглядах, что в свою очередь может привести к важным открытиям. (Интересным примером такой ситуации является исто- рия создания теории античастиц Дираком.) Предпосылки критики могут быть также органиче- ской частью конкурирующей теории (в этом случае критику можно назвать «трансцендентной критикой» в противоположность «имманентной критике»). Среди пред- посылок такого рода могут быть, например, гипотезы или догадки, которые можно критиковать и проверять независимо от исходной теории. В этом случае проводи- мая критика равносильна вызову первоначальной тео- рии на проведение решающих экспериментов, которые позволили бы разрешить спор между двумя конкури- рующими теориями. Все эти примеры показывают, что серьезные возра- жения, выдвинутые против моей теории критики, осно- вываются на несостоятельной догме, согласно которой критика, для того чтобы быть «действенной», должна исходить из каким-либо образом обоснованных или оправданных предпосылок. Мы же со своей стороны можем утверждать даже большее. Критика, вообще говоря, может быть невер- ной, но тем не менее важной, открывающей новые пер- спективы и плодотворной. Доводы, выдвинутые для за- щиты от необоснованной критики, зачастую способны пролить новый свет на теорию, и их можно использо- вать в качестве (предварительного) аргумента в поль- зу этой теории. О теории, которая, таким образом, способна защищаться от критики, вполне можно ска- зать, что ее подкрепляют критические доводы. Итак, говоря в самом общем плане, мы теперь в состоянии установить, что действенная критика теории состоит в указании на неспособность теории решить тс проблемы, для решения которых, она первоначально предназначалась. Такой подход означает, что критика вовсе не обязательно зависит от некоторого конкретно- го ряда предпосылок (то есть критика может быть «имманентной»), хотя вполне возможно, что к жизни ее вызвали некоторые предпосылки, чуждые обсуждаемой теории (то есть некоторые «трансцендентные» предпо- сылки). 10. Решения С точки зрения развиваемой нами здесь концепции окончательное обоснование или оправдание нашей тео- рии в общем случае находится вне сферы наших воз- можностей. И хотя критические доводы могут оказы- вать поддержку нашим теориям, эта поддержка никог- да не является окончательной. Поэтому нам зачастую приходится хорошенько поразмыслить, чтобы опреде- лить, достаточно л«сильны наши критические доводы для оправдания предварительного, или пробного, приня- тия данной теории. Иначе говоря, каждый раз нам за- ново приходится выяснять, показывает ли данная кри- тическая дискуссия предпочтительность некоторой тео- рии перед ее соперницами. В этом пункте в критический метод проникают при- нимаемые нами решения. Однако они всегда носят пред- варительный характер, и каждое такое решение откры- то для критики. Как таковое решение следует отличать от того, что некоторые философы — иррационалисты, антирациона- листы и экзистенциалисты — именуют «решением» или «прыжком в неизвестность». Эти философы, вероятно, под влиянием (опровергнутого нами в предыдущем разделе) аргумента о невозможности критики, которая не предполагала бы каких-нибудь первоначальных предпосылок, разработали теорию, согласно которой все наши теоретические построения должны основы- ваться на некотором фундаментальном решении — на некотором прыжке в неизвестность. Оно должно "быть таким решением, или прыжком, который мы выпол- 'няем, так сказать, с закрытыми глазами. Конечно, если мы ничего не можем «знать» без предпосылок, без пред- варительного принятия какой-либо фундаментальной установки, то такую установку нельзя принять на осно- ве только знания. Поэтому принятие установки являет- ся результатом выбора, причем выбора рокового и прак- тически непреложного, который можно совершить толь- ко вслепую, на основе инстинкта, случайно или с благословения бога. Приведенное в предыдущем разделе опровержение возражений, выдвинутых против критического метода, показывает, что иррационалистический взгляд на при- нятие решений представляет собой сильное преувели- чение и излишнюю драматизацию реального положе- ния дел. Без сомнения, принятие решения — необходи- .мый компонент человеческой деятельности. Но если наши решения не запрещают выслушивать приводимые доводы и прислушиваться к голосу разума, если они не запрещают учиться на собственных ошибках и вы- слушивать тех, кто может возражать против наших взглядов, то нет никакой необходимости в том, чтобы они носили окончательный характер. Это относится и к решению анализировать критику. (Отметим, что толь- ко в своем решении отказаться от необратимого прыж- ка в неизвестность иррациональности рационализм не является самодостаточным в смысле, определенном в моей книге [4, гл. 24].) Я полагаю, что кратко обрисованная нами.критиче- ская теория познания бросает свет на крупные про- блемы всех теорий познания: как же происходит, что мы знаем так много и так мало? Как же происходит, что мы можем медленно вытаскивать себя из трясины незнания, так сказать, за волосы? Нам удается все это благодаря выдвижению дога- Док и совершенствованию этих догадок при помощи критики. 11. Социальные и политические проблемы Теория познания, кратко очерченная в предыдущих разделах настоящей статьи, имеет, по моему мнению·, важное значение для оценки современной социальной ситуации. Особенности этой ситуации во многом опре- деляются упадком влияния авторитарной религии. Этот упадок привел к широкому распространению ре- лятивизма и нигилизма, к утрате всякой веры, даже веры в человеческий разум и как следствие этого веры людей в самих себя. Однако выдвинутые мною в этой статье аргументы показывают, что нет никаких оснований для столь без- надежных выводов. В действительности все релятивист- ские и нигилистические (да и экзистенциалистские) аргументы базируются на ошибочных рассуждениях. Кстати, сам факт использования подобных рассужде- ний демонстрирует, что в этих философских учениях роль разума хотя и признается фактически, но он не используется должным образом. Пользуясь терминоло- гией, принятой в такого рода философии, можно ска- зать, что ее сторонникам не удалось понять «человече- ской ситуации». В частности, они не смогли осмыслить способность человека расти как интеллектуально, так и морально. В качестве яркой иллюстрации такого рода заблуж- дения, безнадежных следствий, выведенных из неудов- летворительного понимания эпистемологической ситуа- ции, я приведу отрывок из «Несвоевременных размыш- лений» Ницше (разд. 3 его эссе о Шопенгауэре): «Та- кова была первая опасность, в тени которой вырастал Шопенгауэр: одиночество. Вторая же называется: от- чаяние в истине. Эта опасность сопровождает каждого мыслителя, путь которого исходит от кантовской фило- софии, если только он сильный и цельный человек в своих страданиях и желаниях, а не дребезжащая мыс- лительно-счетная машина... Правда, мы всюду можем прочесть, что [влияние Канта]... вызвало революцию во всех областях духовной жизни;_ но я не могу пове- рить этому... Но как скоро Кант начнет оказывать дей- ствительное влияние на массы, оно скажется в форме разъедающего и раздробляющего скептицизма и реля- тивизма; и лишь у самых деятельных и благородных умов... его место заступило бы то духовное потрясение и отчаяние во всякой истине, какое пережил, напри- мер, Генрих Клейст... «Недавно, — пишет он как-то в своем захватывающем стиле, — я ознакомился с фило- софией Канта и должен теперь сообщить тебе одну •мысль из нее; ведь мне не нужно бояться, что она по- трясет тебя так же глубоко, так же болезненно, как и меня. Мы не можем решить, есть ли то, что мы зовем
|