Студопедия — Мир стеклянной фантазии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мир стеклянной фантазии






«Те из граждан, что когда-либо обратят мысль свою в родное прошлое, чтобы оттуда почерпнуть воодушевление и для своей посильной преемственной работы на общее благо, – говорится в рассказах о жизни и трудах егорьевского благодетеля Бордыгина, – несомненно услышат спокойный, полный сердечной любви, продуманности и твердости призыв Никифора Михайловича, который непрестанно будет повторять из недр благоукрашенной тихой обители – «Молитесь!», из стен нового блестящего рассадника просвещения – «Учитесь!», из неумолкающего шума основанных им фабрик – «Трудитесь!», из всестороннего городского благоустройства – «Служите родному вашему городу, а с тем вместе и великому нашему Отечеству».

Прошли годы, но учреждения, созданные в Егорьевске любовью многолетнего городского головы Никифора Михайловича Бордыгина, купца и текстильного фабриканта, непрестанно напоминают гражданам о заветах его жизни, славных заветах.

В 1911 году сыном городского головы основывается Егорьевский музей древности, верой и правдой служащий поколениям жителей как сокровищница человеческой памяти, как славный завет.

В бордыгинском собрании находится одна из замечательных коллекций русского художественного стекла. Это в основном изделия завода Мальцова, наиболее крупного частного стекольного предприятия, открытого в Можайском уезде в 1725 году.

Василий Мальцов одним из первых русских стеклозаводчиков приобрел для своего производства новейшие шлифовальные, гравировальные, полировальные станки, на которых работали иноземные мастера и обучавшиеся у них наши умельцы из крестьян. Именно этому важнейшему провинциальному центру гравировки принадлежат лучшие достижения в резьбе по стеклу в 40–50-х годах XVII века.

Гравировка была излюбленным способом украшения изделий из стекла на протяжении всего XVII века. При этом преобладала стилистика русского варианта барокко. Мотивы рисунка на кубках и бокалах мальцовских мастеров традиционны: вензеля, двуглавые российские орлы-гербы, растительный орнамент. К числу лучших в егорьевской коллекции принадлежит кубок с вензелем Екатерины II и изображением воинских атрибутов.

К концу века в руках семейства Мальцовых уже было сосредоточено пятнадцать стекольных заводов во множестве губерний: Московской, Брянской (Дядьково), Владимирской (Гусь-Хрустальный). Рассчитанное на средние слои русского народа: купечество, чиновников, – красивое и удобное мальцовское стекло господствовало на широком рынке и в следующем, XIX столетии. Учитывая вкусы, барочная орнаментация как бы проходит через призму живого народного восприятия.

Цветное стекло, синее, фиолетовое, красное, зеленое, молочное, на Руси активно использовалось со времен Ломоносова. Тогда же и началось время увлечения росписью золотом, серебром, эмалями. Радужный мир русского художественного стекла…

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…

Пруд лениво серебрится,

Жизнь по-новому легка…

Одним из лучших в мировом стеклоделии в начале XIX века стал Петербургский казенный завод, который с 1792 года именовался Императорским. Его продукция была ориентирована на оформление придворного быта. Несмотря на то, что во второй половине столетия Императорский завод стал убыточным, инициативу перехватили частные предприятия, и завод продолжал радовать высококлассными произведениями с четкой стилистической ориентацией. Например, необычайно изящен, легок, выразителен и оригинален сервиз царской яхты «Держава» (автор проекта архитектор Монигетти).

Начиная с 1870-х годов, с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подражание которому вылилось в так называемый «русский стиль». Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать многоцветной эмалью, заимствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. В конце столетия весьма успешно трудилась на этом поприще художница Дядьковского завода, что на Брянщине, Елизавета Бен.

«Терпением бабушек» называли скрупулезную, сосредоточенную работу под бисер. Бисеринка за бисеринкой осторожно низались на прочную нить, и из бесформенной массы разноцветных шариков и трубочек возникало маленькое чудо – стеклянная картинка или даже объемный предмет. Сколько труда, времени, усердия вложено в очаровательные вещицы, сколько скрытых намеков на нежные чувства и особое отношение мастерицы к тому, кому предназначен дар.

Хотя бисер был известен русским мастерицам задолго до XVIII века, но только в царствование Елизаветы Петровны, в 40–50-е годы, он приобрел в прикладном искусстве самостоятельное значение. Наряду с окладами из стекляруса из мельчайшего бисера вышивались и целые иконы. Шедевром можно назвать «Святую Екатерину», выполненную в этой технике.

До рубежа 50–60-х годов XVIII века в русском искусстве использовался исключительно импортный бисер: венецианский, богемский. Конкуренцию ему смог составить лишь стеклянный материал, производимый на фабрике Ломоносова под Петербургом. Первая половина XIX века – «золотой век» русского бисера. Создано абсолютное большинство памятников, применено все разнообразие приемов работы.

С 30-х годов XIX века в столицах стало ослабевать увлечение бисером. Но русская провинция оставалась ему верна до 60-х годов.

Наступила новая эпоха. Обращая свою мысль в родное прошлое, вспомним же и мы полный сердечной любви призыв егорьевского городского головы: «Служите великому нашему Отечеству!»

(По А. Крутову, Н. Раужину)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия