Екатерининский дворец императрицы Елизаветы Петровны
Первые упоминания о Царском Селе относятся к самому началу XVIII века. На шведских картах тех времен на месте теперешнего города Пушкина написано Саари-мойс, что означает «остров-мыза», то есть хутор. Иноземное слово переделали на русский манер Саарский. В 1708 году Петр I подарил Саарскую мызу своей жене Екатерине Алексеевне. Вскоре мыза стала называться Саарским Селом, а позднее Царским Селом. Екатерина I завещала имение своей дочери – царевне Елизавете Петровне, которая не жалела денег на украшение своего увеселительного замка, ибо серьезным делам она предпочитала спектакли, балы и маскарады. Ни до, ни после ее царствования российская казна не знала столь опустошительных расходов. Любимым архитектором царицы являлся Франческо Бартоломео Растрелли – непревзойденный мастер барокко. Двадцать лет (со дня коронации в 1741 году и до самой смерти Елизаветы в 1761 году) он был ее придворным архитектором. Растрелли обладал редким даром угадывать вкусы императрицы, схватывать на лету самые неопределенные ее замечания и быстро исполнять их. В Царском Селе Растрелли строит для Елизаветы огромный Екатерининский дворец, названный в честь матери. Пять золоченых глав венчают северный корпус. Вдоль всего фасада бесчисленные атланты поддерживают пилястры верхних этажей. Старый парк украшает павильон «Грот». Растрелли связал его с морской стихией, декорируя интерьер мифологическими персонажами и морскими чудовищами. По проекту Растрелли в это же время завершались работы в Эрмитаже – небольшом, роскошно декорированном парковом павильоне. Расположенный на искусственном острове, он предназначался для приемов и развлечений избранного круга придворных. Официальные приемы и балы устраивались в Большом зале дворца. Восемьсот квадратных метров – и ни единой опоры для крыши. Чудо расчета и мастерства! В солнечный день сияние, почти осязаемое, заполняет до предела весь этот огромный зал. В море света сверкает и переливается позолота, в которой декоративная фантазия Растрелли достигала наивысшей изощренности. Высоко под потолком, разместившись попарно под окнами, взирают сверху на гостей амуры с палитрами и лирами и невозмутимые девы с эмблемами Правосудия и Верности. Иллюзия бесконечности усиливается плафоном «Триумф России», написанным итальянским художником Валериани. В голубом небе парит Россия – прекрасная женщина с чертами императрицы Елизаветы. Роскошные залы сменяют друг друга торжественной анфиладой. Современники не зря прозвали ее Золотой: стены и двери залов украшены причудливой золоченой резьбой. Под звон серебряных труб императрица приглашала своих гостей вглубь дворца. Минуя Кавалерский зал, гости попадали в столовую, где сверкает белоснежной скатертью огромный стол в форме буквы «Е» – инициал Елизаветы. На зеркальном подносе, украшенном самоцветами, – фарфоровый павильончик «Большой каприз». В одной из следующих комнат – самый роскошный подарок столетия: в 1716 году прусский король Фридрих-Вильгельм преподнес Петру I янтарное убранство кабинета, дабы подружиться с сильным соседом. Рельефные изображения древних богинь, флорентийские мозаики, сцены на библейские сюжеты, головы античных богов, гербы и короны были собраны из тысяч полированных пластинок окаменевшей смолы. Зал в этом дворце оказался выше, чем панели, и тогда Растрелли установил между ними зеркала, а янтарные панно дорисовали на холстах. Двести лет прекрасный солнечный камень радовал глаз. Во время гитлеровской оккупации панели остались во дворце. Фашисты упаковали их в ящики и отправили в Кенигсберг – бывшую столицу Пруссии. Что произошло с ними дальше – загадка… Картинная галерея… Здесь императрица принимала знамена и ключи поверженных прусских городов и слушала военные отчеты полководцев. Стены зала скрыты полотнами, разделенными лишь узкими золочеными багетами. Пять европейских школ XVII – XVIII столетий представлены в картинной галерее. Портретный зал – еще один типичный интерьер барокко. Здесь находится, пожалуй, самый ценный плафон – «Боги на горе Олимп», написанный художником Тьеполо в XVIII веке. На стенах – портреты русских императриц: Екатерины I с арапчонком, Елизаветы Петровны, царствовавшей с 1741 по 1761 год. И здесь же изображение Екатерины II, полновластной хозяйки дворца последующих лет. (По Н.Птащенко, В.Трошкову)
|