Текст № 20
Павловск Павловск – загородная резиденция Павла I и его жены Марии Федоровны. Земли по берегам реки Славянки с лесными угодьями, пашнями и двумя деревнями были подарены Павлу Екатериной Великой по случаю рождения у него первенца – сына Александра. Начало создания здесь дворцово-паркового ансамбля было положено известным нам по Царскому Селу архитектором Чарльзом Камероном в 1780 году. Первым и одним из лучших парковых павильонов явился храм Дружбы. Камерон не только создал оригинальное произведение, но и умело использовал естественный рельеф местности. Его привлекала идея создания пейзажного парка на основе русского леса. В должности главного архитектора Павловска Камерон прослужил пять лет. Он тонко чувствовал античное искусство, и по его заказу привозили статуи из Италии, а мебель – из Парижа. За это время он успел построить дворец, а также поссориться с его владельцами, бесконечно требовавшими изменений и переделок. В 1786 году Камерона сменил его помощник, любимый архитектор Павла, Винченцо Бренно. Ансамбль Павловска получил новое оформление, превратившись из вельможной усадьбы в императорскую резиденцию. В течение сорока трех лет (с 1782 по 1825 год) все выдающиеся архитекторы Санкт-Петербурга принимали участие в создании этого дворца, его блистательных интерьеров и чудесного парка. Ничто не может служить лучшей иллюстрацией великолепия русского интерьера, чем залы Павловского дворца. Естественный свет проникает сквозь купол, отражаясь от мраморного пола, и освещает античную скульптуру Итальянского зала. Когда-то здесь была вторая по величине коллекция античности после Эрмитажа, а сейчас здесь находятся копии с греческих и римских оригиналов I–II веков нашей эры. Поскольку Павел отдавал предпочтение Гатчине, Мария Федоровна со временем стала уделять больше внимания продолжавшимся работам в Павловске. После смерти мужа она охотно жила здесь: это был ее дворец, ее труд и ее художественный интерес всей жизни. Паркетные полы представляли целую палитру редких пород дерева. Для каждого зала был создан неповторимый узор, где можно найти сандаловое красное дерево, амарант, пальму и мореный дуб. Краснодеревщики преуспели в изготовлении мебели. Дворец превратился в сокровищницу художественных творений талантливых русских и зарубежных мастеровых. Сюда же из Франции прибыл бесценный туалетный набор из знаменитого севрского фарфора, украшенный золотом и эмалями. Это был царский подарок от Марии Антуанетты во время путешествия Павла I и Марии Федоровны по Европе. Стены библиотеки украшают особенно ценные гобелены, изображающие сцены из Дон-Кихота. Их малиновый фон никогда не выцветает. Это подарок Людовика XVI Павлу I. Несмотря на то, что во дворце производились переделки и он серьезно пострадал от пожара в 1803 году, плеяда архитекторов, начиная с Камерона и пришедших за ним Кваренги, Бренно, Воронихина и Росси, сумели создать удивительно цельный и гармоничный ансамбль. Его архитектурный стиль изящно соединил утонченность искусства конца XVIII века с буйным расцветом элегантного неоклассицизма первых лет XIX столетия. Любимым архитектором Марии Федоровны был Андрей Воронихин. Он использовал в оформлении дворца весь набор уральских самоцветов и создал целые серии декоративных ваз из яшмы, родонита, агата, темно-коричневого порфира, заказывая их уральским каменотесам. Павловский дворец превратился в своеобразный Парнас, где собирались знаменитости. В Павловск приезжали известные писатели, музыканты, военные и государственные деятели. Здесь устраивались и интимные встречи, и большие приемы. Музыка наполняла залы. Возможно, величайшая трагедия России в том, что она была более талантлива в искусстве, чем в политике. Как когда-то Россия заимствовала культуру Византии, так в XVIII веке она взяла зерно у западной Европы и взрастила его по-своему, получив при этом нечто совершенно новое, русское. В XIX веке Россия стала играть ведущую роль в мире музыки, балета, литературы, соединив собственную культуру с приобретенной. Так, по воле российских императоров, возникли великолепные произведения искусства в облике пригородных резиденций Санкт-Петербурга. (По Н. Птащенко, В. Трошкову)
|