ИНТЕРЬЕР — внутреннее пространство здания или отдельного помещения. Различаютинтерьер жилых домов (квартир), общественных и промышленных зданий.
При создании интерьера основной задачей является рациональная организация внутреннего пространства, обеспечивающая наиболее благоприятную обстановку для быта, труда, отдыха, культурной и общественной деятельности людей. Архитектурные особенности интерьера определяются функциональным назначением здания или помещения, его композиционно-пространственным решением (см. Композиции архитектурная), характером художественной обработки ограждающих интерьер поверхностей, меблировкой, оборудованием и декоративным убранством.
В различные исторические периоды, с изменением материальных и духовных потребностей определенных классов, их эстетических воззрений, а также в связи с прогрессом строительной техники складывались различные архитектурные стили (см. Стиль архитектурный), определявшие характер интерьера. На формирование художественного образа интерьера большое влияние оказывают также природно-климатические условия стран. Появление новых строительных конструкций, материалов и прогрессивных методов строительства определило материально-техническую основу для решения функциональных и художественных задач в архитектуре интерьеров. Задачи культурно-бытового обслуживания огромных масс населения по-новому поставили проблему формирования внутреннего пространства зданий и подчинилп ее требованиям целесообразности, гигиены и экономичности. Интерьер современных клубов, кинотеатров, театров, школ, больниц, торговых учреждений и др. общественных зданий приобретают новые эстетические качества.
Сложные архитектурные элементы (тяжелые профилированные карнизы, лепной орнамент и др.) уступают место гладким поверхностям, простым и лаконичным формам. Новые конструкции и материалы значительно расширяют возможности в достижении композиционно-пространственного единства интерьера при сохранении достаточно обособленных функциональных зон. В зданиях вокзалов, крупных специализированных магазинов, учреждений связи, библиотек и др. перегородки, разделяющие отдельные функциональные зоны интерьера, имеют характер экранов, свободно стоящих или примыкающих к одной из стен. Экраны обычно не доходят до потолка и выполняются в виде ажурных ширм или, трельяжей из декоративного бетона, металла, дерева и др. материалов. Такие перегородки часто выполняют также функции мебели и оборудования (шкафы-перегородки, стеллажи и т. п.).
В интерьере общественных зданий широко используются декоративные качествастроительных материалов: кирпича, бетона, дерева. Интенсивный, насыщенный цвет кирпичной кладки позволяет дать интересные сочетания с деревянной обшивкой или с гладкой оштукатуренной поверхностью стен. Шероховатая фактура бетонных стен, перекрытий, колонн, при подсвечивании скрытыми светильниками, зрительно приобретает новые качества, становится как бы полупрозрачной. Остекление больших поверхностей открывает доступ в помещение солнечному свету и как бы увеличивает внутренний объем помещения. Сквозь прозрачные ограждения (раздвижные или открывающиеся), через балконы и лоджии интерьер связывается с окружающей здание внешней средой — с зелеными насаждениями, с архитектурным пейзажем. Новые синтетические материалы, обладающие высокими конструкционными и декоративными качествами, расширяют художественные средства архитектора. Вводятся приемы искусственного освещения. Используются источники света со специальными светорассеивающими решетками, помещаемые за подвесными потолками или на стенах. Применение люминесцентных ламп создает в интерьере особый декоративный эффект.
Одним изнаиболее значительных архитектурно-художественных элементов интерьера общественных зданий является монументальная живопись (см. Монументальная и декоративная живопись).
Интерьер современного жилого дома исторически также формируется в результате изменения материальных и духовных потребностей семьи и общества. В нем нашли отражение достижения строительной техники, позволяющие создать удобные планировочные решения квартир. В современном жилищном строительстве получают распространение квартиры с так называемой «гибкой» планировкой, при которой отсутствуют несущие междукомнатные перегородки. Стационарными объемно-планировочными элементами являются лишь санитарный узел и кухня. Площадь квартиры делится на отдельные комнаты при помощи шкафов-перегородок и в зависимости от численности и состава семьи планировка квартиры может меняться. Эстетические качества интерьер современного жилого дома характеризуются функциональной целесообразностью и простотой. В колористическом решении интерьера цветовая гамма окраски определяется с учетом ориентации окон комнат, функционального назначения помещений квартиры, а также психофизиологического воздействия цвета на человека.
Коренные изменения происходят в интерьере промышленных зданий под влиянием новых функциональных потребностей промышленного производства, а также в связи с появлением новых строительных конструкций, материалов и индустриальных методов строительства. При разработке планировочного решения и объемно-пространственной композиции современного промышленного здания, наряду с учетом функциональных требований технологических процессов, советские архитекторы и строители стремятся к созданию свободных, полных света и воздуха интерьеров, к ликвидации (или значительному уменьшению количества) промежуточных опор производств, помещений. Все это обеспечивает возможность модернизации оборудования и улучшает гигиенические условия труда.