Занятие 1. Логика как наука, или о предмете формальной логики.
Готовясь к первому занятию, подумайте над следующими вопросами: Ø Что изучает логика? Почему она называется формальной? Ø Что такое логическая форма? Ø Как связаны язык и мышление? Что вы знаете о языке логики? Ø В каких формах человек познает мир? Ø Какие основные этапы прошла логика в своем развитии? Ø Что такое логическая культура и в чем значение логики для вашей будущей профессии?
Обратите внимание на вопрос об этапах развития логики. Поскольку лекционное время всегда ограничено, попытайтесь самостоятельно разобраться в ее исторических периодах существования. Отметьте прежде всего, что логика начала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теориям умозаключения, которое отождествлялось с доказательством. В Древнем Китае большинство логических теорий содержалось в многочисленных трактатах, которые посвящались вопросам философии, этики, политики и естествознания.В них обращалось внимание на такие логические проблемы, как теория имен, теория высказываний, теория рассуждения, законы мышления. Вместе с тем, обратите внимание, что наиболее обстоятельно проблемы логики были разработаны и систематизированы в Древней Греции. Одним из видных представителей был философ ДЕМОКРИТ (460 – 370 гг. до н.э.) Он написал трактат «О логике, или Каноны», состоявшем из трех книг. Название «Каноны» означает «правила», «критерии». Проанализируйте причины такого пристального интереса к логическому мышлению. Вспомните, что гражданин греческого полиса активно участвовал в жизни своего маленького государства. Он регулярно посещал народные собрания, ежегодно избирал государственных чиновников и сам в течение жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. Древние греки «с удовольствием» судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и публикой. Почти каждый гражданин хотя бы раз в жизни избирался (или назначался по жребию) судьей или присяжным заседателем. Т.е. хорошему гражданину необходима была определенная подготовка для выполнения своих гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав. Поэтому в античной Греции высоко ценились учителя – их называли софистами (от слова «софия» - мудрость), что означало первоначально «мудрец» или «учитель мудрости». Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изобретать приемы, направленные на то, чтобы одурачить собеседника, представить противника в смешном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в привлекательном виде. Такие недобросовестные приемы и уловки получили название «софизмов», а слово «софист» приобрело тот негативный оттенок, который сохранился у него до сих пор. Приведите примеры таких софизмов. Покажите, что проблемами логики занимались также и древнегреческие философы – СОКРАТ (около 470 – 399 гг. до н.э.), ПЛАТОН (427 – 347 гг.до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основании этого понятия. Платон (ученик Сократа) также значительное место отводил вопросам познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия на два (понятие А на В и не-В). Подчеркните далее, что один из великих философов и ученых Древней Греции АРИСТОТЕЛЬ (384 –322 гг.до н.э.) дал систематическое изложение логики как науки. Он обнаружил, что знания выражаются в языке. Чтобы их исследовать, надо рассмотреть формальную, т.е. логическую структуру предложений, которые формулируют знания. Оказалось, что при всем многообразии знаний можно выделить конечное число выражающих их логических структур. Аристотель впервые стал рассматривать научные знания как последовательность высказываний, связанных между собой логическими отношениями и выводимых друг из друга по правилам логики. Его основными трудами явились «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть его логических трактатов были об единены под общим названием «Органон» (орудие познания действительности). Отметьте также заслугу Аристотеля в том, что он открыл и сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Важно иметь в виду, что Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением структуры человеческого мышления. Кратко остановитесь на эпохе Средних веков, где логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. Покажите, что в этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий, а основные способы аргументации формировались в схоластических диспутах. Обратите внимание, на роль английского философа Ф.БЭКОНА (1561 – 1626) в развитии логики Нового Времени. Бэкон разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый органон», который, по мысли автора, должен заменить старый аристотелевский «Органон». Если прежние философы рассматривали логику только как средство проверки и обоснования истины, то Ф.Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного орудия для научных открытий. Отметьте, что для Бэкона задача логики состояла в обосновании индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного знания к знанию общему. Он также разработал индуктивные методы определения причинной связи между явлениями. О них мы поговорим в соответствующей теме. Покажите далее, что успехи опытного естествознания 16 – 17 веков характеризовались, прежде всего, развитием математики и механики, теории земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установлению метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, т.е. распространили их сферу действия не только на мышление, но и на окружающий человека природный мир. Весомый вклад в развитие логики этого периода внесли французские исследователи, прежде всего Р. ДЕКАРТ (1596 –1650). Сформулируйте его знаменитые 4 правила любого научного исследования. Его последователи АРНО и НИКОЛЬ в 1662 г. написали книгу «Логика или Искусство мыслить», где обосновали задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок. Проанализируйте затем идеи представителей немецкой классической философии И.КАНТА (1724 – 1804) и Г.ГЕГЕЛЯ (1770 – 1831). С точки зрения Канта, логика представляет собой науку о необходимых законах, правилах рассудка вообще. Он утверждал, что логика отвлекается от всякого содержания, а следовательно, и от самих вещей. Кант разработал новый тип логики, которую назвал трансцендентальной (от лат.transcendere – переступать). В ней логические формы рассматриваются как априорные (доопытные) свойства рассудка. Позитивным вкладом в логику является то, что немецкий ученый отличал логическое основание и логическое следствие от реальной причины и реального следствия. Покажите также противоположную позицию Гегеля, который критически относился вообще к формальной логике. По его мнению, законы логики носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности. Однако такой универсальной логикой должна стать не формальная логика, а логика диалектическая (содержательная). Обратите внимание и на русских исследователей в области логики. Так, М.И.КАРИНСКИЙ (1840 – 1917) внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Основной замысел его логической теории характеризуется стремлением построить аксиоматико-дедуктивную систему логики и описать в ней дедуктивные и индуктивные умозаключения. Другой исследователь Л.В. РУТКОВСКИЙ (1859 – 1920) – автор труда «Основные типы умозаключений». Подчеркните, что с начала ХХ столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций. Представляют математическую логику Г.ФРЕГЕ (1848 – 1925), Б.РАССЕЛ (1872 –1970) и другие мыслители. Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в области математики и нашли применение в работе ЭВМ, теории программирования и т.д. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные математики А.П. КОЛМОГОРОВ, А.А. МАРКОВ, М.В. КЕЛДЫШ и другие. Однако отметьте, что математическая логика не охватывает всех проблем естественной логики мышления. Поэтому, за формальной традиционной логикой остается ее познавательная функция и методологическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины.
Попробуйте выполнить эти упражнения:
1. Что обозначает термин «логика» в приведенных ниже высказываниях?
1) специфические закономерности правильного мышления; 2) закономерности развития объективно существующих вещей и явлений «логика вещей»; 3) определенную последовательность действий человека.
Ø «Теперь все готово. Он даже не удивился своим действиям, настолько они ему казались логичными».
Ø «С трудом он ослабил первую гайку, затем вторую. По логике вещей гайки должны свалиться в колпак через добрую дюжину километров отсюда, но скорость их удержит. Рауль быстро перешел к трем другим гайкам, ослабил и их».
Ø «Отбросив время на дорогу, я не мог вернуться в госпиталь между десятью часами и половиной одиннадцатого».
Ø «Комиссар сделал в уме расчет времени. Да, в отсутствие логики профессора нельзя было упрекнуть». 2. Определите, о каких смыслах использовал термин «логика» классик детективной литературы П.Чейни:
Ø «Но я достаточно старомодная, чтобы верить – даже сейчас, в эти сумбурные дни, - что мужчина может быть другом женщины. Хотя, - продолжала она с чисто женской нелогичностью, - я почти представила вас в роли своего друга».
Ø «Нет, нет, - добавила она, - он не такой. Я уверена. Мне кажется, вы нелогичны; вы многого о нем не знаете и однако уверены в нем. Так не может быть. Либо то, либо другое».
Ø «И я так думаю, - сказал Кейн. Очень часто я именно так и думаю. Но я чертовски логичен. Да и что остается? Если человек знает, что он невыносим, то единственная его надежда – логика. Тогда его невыносимость можно как-то вынести».
Ø «Ваши соображения вески, но могут возникнуть обстоятельства, заставившие гангстеров или их главаря действовать вопреки логике».
Ø «А это значит, дорогой мой Эрнест, что то, что назначено судьбой, вероятнее всего и случится, Это будет в конечном счете логично».
3. Определите, какую форму мышления – понятие или суждение – отражают следующие выражения:
Ø грачи прилетели
Ø молодежный ансамбль
Ø самая высокая горная вершина
Ø некоторые треугольники не являются равнобедренными
Ø персональный компьютер
Ø громко лающая собака
Ø собака громко лает
Ø песня раздалась в ночной тишине
Ø безукоризненно чистые вещи, но кричаще дурного вкуса
Ø вы привыкли, чтобы вас слушались с полуслова и полувзгляда.
4. Попытайтесь решить следующую задачу .
Представьте себе остров, на котором живут только рыцари и лжецы, и каждый житель этого острова либо рыцарь, либо лжец. Рыцари всегда говорят правду, а лжецы всегда лгут. Отметим, что туземцы точно знают друг про друга, кто из них рыцарь, а кто лжец, а мы ничего этого не знаем. Мы приезжаем на остров рыцарей и лжецов и встречаем двух туземцев Х и У. Х говорит: «По крайней мере один из нас лжец». Кто такой Х – рыцарь или лжец? Кто такой У – рыцарь или лжец?
5. Что бы вы сказали, если бы к вам обратились с таким рассуждением: - Знаете ли вы, о чем я хочу вас сейчас спросить? - Нет, не знаем. - Неужели вы не знаете, что лгать – нехорошо? - Конечно, знаем. - Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, вы знаете то, чего не знаете!
6. Как вы прокомментируете следующую историю: У знаменитого софиста Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл заплатит за обучение лишь после того, как выиграет свой первый процесс. Однако, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на ученика в суд. - Эватл в любом случае должен заплатить мне, - рассуждал Протагор. – Он либо выиграет этот процесс, либо проиграет его. Если выиграет – заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет – заплатит в силу приговора суда. - Ничего подобного, - возражал Эватл. – Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю – решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю – не буду платить в силу нашего договора. Озадаченный таким поворотом дела, Протагор посвятил спору с Эватлом особое сочинение «Тяжба о плате», которое, к сожалению, до нас не дошло.
|