Студопедия — Социальные сущности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальные сущности






 

У социологии как особой науки есть свои особые предметы: это — «вещи», происходящие из социальной жизни и только из со­циальной жизни. Они — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей, дающих имя тому общему, которое мыслится ими как господствующее над ними Нечто, и, наконец, представляется им личностью, наделен­ной волей и способной действовать. Существование такого Нечто и в конечном счете социальной личности может быть затем распознано и признано также и людьми извне — как связанными между собой, так и не связанными, — а значит, и другими социальными формами; это признание, будучи взаимным, может создать новое, в сущности аналогичное Нечто и в конечном счете новую социальную личность, непосредственно данную ее создателям; но и это новое Нечто и новая социальная личность могут быть опять-таки распознаны и признаны извне и т. д. Способ существования этих социальных вещей или личностей не отличается от способа существования бо­гов, воображаемых, мыслимых и творимых связанными между со­бой людьми, — будь то в образе животных, в человеческом образе или в образе, сочетающем в себе черты животных и человека, — для того чтобы поклоняться им. Но есть и очевидная разница: боги, которым люди поклоняются, исчезают для них, когда люди пере­стают верить или уже не верят в их реальное существование; хотя и тогда они все еще являются предметами теоретического мышле­ния — исторического или социологического. Наоборот, социальные «сущности», как мы их назвали, не нуждаются в такой вере или грезе — при ясном познании их воображаемого содержания их можно мыслить и хотеть в качестве субъектов общего воления и действия. Правда, им, как богам, могут приписывать — что бывает не так уж и редко — сверхъестественную природу, называемую также метафизической, и в этом смысле фантастическое, мифоло­гическое мышление, к которому люди всегда были чрезвычайно склонны, всегда будет напоминать о себе и еще не раз смешает раз­ные выдумки или фантомы: социальные сущности и прежде всего коллективные личности величественны, могущественны, возвы­шенны — величественны, могущественны, возвышенны и боги; таким образом, им также присуще нечто божественное, они нахо­дятся под особым покровительством богов, тем более если какой-нибудь социальной сущности, как церкви, приписывается сверхъе­стественное происхождение. Если бога представляют в виде то могущественного и внушающего ужас, то милостивого и доброго владыки, — тогда он владыка и над государем, тогда он освящает, Удостоверяет и покрывает его, обосновывает как божественное его право, в особенности правовой порядок наследования, и тогда зем­ной владыка господствует на своем высоком посту божьей милос­тью и его почитают за бога. Все виды почитания, происходящие из естественных детских чувств почтения более слабого перед более сильным, даже если последнего ненавидят и испытывают к нему отвращение, тесно переплетаются друг с другом и с почитанием богов и находят в этом свое совершенное выражение, превращаясь в религию. Будучи послушными слугами богов, власть имущие яв­ляются посредниками и толкователями божественной воли и тем самым укрепляют собственную власть. Раз этим вымышленным вещам, которые пребывают не на облаках или Олимпе, а находят воплощение, скажем, в армейском или народном собрании, припи­сывается реальное существование, то уж оно обязательно будет связано с существованием богов, и вера в богов может поддержи­вать веру в республику подобно тому, как она непосредственно свя­зана с верой в церковь и почитанием сословия священников. Науч­ное критическое сознание снимает таинственный покров со всех этих фантасмагорий, оно приходит к выводу, что все эти вообража­емые миры содержат лишь человеческое мышление и человече­скую волю, что в их основе лежат надежды и страхи, потребности и нужды людей и что их возвышенные формообразования сравни­мы с великими поэтическими творениями искусства, которые дух создавал веками и тысячелетиями. Таким образом, познание воз­вращает нас к простой мысли и проблеме: что, почему и как хотят мыслящие люди? Простой и общий ответ гласит: они хотят добить­ся конкретной цели (Zweck) и изыскивают самое подходящее сред­ство, они стремятся к цели (Ziel) и ищут верный путь, который к ней ведет. В действительности это процесс, в зависимости от воз­раста по-разному происходящий в перипетиях практической жиз­ни, повседневного труда, ежедневных борений и споров, ведомый и облегчаемый любовью и усладой, страхом и надеждой, упражне­нием и привычкой, образцом и учением.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия