Основные положения русского мистического космизма
Для домашнего ухода рекомендуется использовать с ыворотку "Интенсив-омоложение".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Глебов Р.Н. Биохимия мембран: Эндоцитоз и экзоцитоз. – М: Высш. шк., 1987. – 95 с. 2. Иост Х. Физиология клетки. М.: Мир, 1975. 864 с. 3. Комарова Л.А., Кирьянова В.В. Кожа (строение, основные функции): учебное пособие. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2003. – 36с. 4. Миненков А.А. Низкоинтенсивное лазерное излучение красного, инфракрасного диапазонов в сочетанных методах физиотерапии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. – М, 1989. – 44с. 5. Михайличенко П.П. Вакуум-терапия в косметологии. Практическое руководство для массажистов. – СПб.: Наука и Техника, 2007. –304с. 6. Москвин С.В., Мыслович Л.В. Сочетанная лазерная терапия в косметологии. – Тверь.: Триада, 2005. – 176 с. 7. Пономаренко Г.Н. Физиотерапия в косметологии. – СПб.: ВМА, 2002. –356 с. 8. Рязанова Е.А., Хадарцев А.А. Лазерофорез гиалуроновой кислотыв профилактике и восстановительной терапии функций кожи // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 9 – стр. 110-111. 9. Самосюк И.З., Чухраев Н.В., Терещенко А.П., Гунько М.А. Вакуумный массаж. – Киев.: 2008. –164с. 10. Saari H., Konttinen Y.T., Friman C., Sorsa T.: Differential effects of reactive oxygen species on native synovial fluid and purified human umbilical cord hyaluronate. Jurnal of Inflammation - 1993, 17:403-415.
Введение Косми́зм (греч. κόσμος — «организованный мир») — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу[1]. С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики)[2].
Основные положения русского мистического космизма Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие: 1.Философским основанием космизма выступают идеи развития мира, разрабатываемые философией в ходе всего её исторического развития. 2.Религиозные идеи оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были религиозными мыслителями, например, Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния проявлялась в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о том, что все люди - братья, даёт установку о единстве всего сущего - земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма. Кроме того, религиозное влияние на русский космизм четко проглядывает через христианское учение о воскрешении людей. Это видно в концепции «патрофикации отцов» Н.Ф. Фёдорова. А попытка её реализации связана с идеей единого земного и небесного миров. 3.Естественно - научные - опора русского космизма на человеческий разум, науку, технику. Бурное развитие науки во второй половине XIX в. и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов на гениальные гипотезы. Так, развитие науки позволило Н.Ф. Фёдорову выразить надежду и рассчитывать на будущее воскрешение умерших, не только с помощью божественной благодати, а благодаря научным методам. 4.Исторические корни русского космизма имеют непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма - идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм. Идеи русского космизма разрабатывали такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский. Николай Фёдорович Фёдоров (1828 - 1903) по праву считается отцом русского космизма. Этот оригинальный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых ученых, чьё творчество лишь в последнее время стало вновь доступным отечественному читателю. С «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных учёных и философов, как миколог Н. А. Наумов, В. И. Вернадский,А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и другие.[3] Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей — существо ещё промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия — одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» — действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н. Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле. Владимир Соловьёв (1853 - 1900). Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.Соловьёвым в трактате "Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не божественный, а ясный и нормальный мир. Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. "Эта задача сводится к выведению условного из безусловного,... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, и является и божеством, и ничтожеством". Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова, и единство произведённое, осуществленное..., - единство органического тела". Вечность Бога предполагает вечность человечества, но не природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе всех людей. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия. Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого, разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии, "первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения. Это соединение не носит характера однократного творения. Путь к достижению совершенного и вечного организма - медленный и мучительный. Он объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным, должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом". Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всемирного тяготения материя стягивается космические тела, он завершается созиданием органической жизни и её совершенством - формой человеческого организма. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём". Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и причастны к нему лишь подчиняясь естественному внешнему закону. Подобно мировой душе, человек, причастный к всеединству Бога, свободен, иметь его как Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или отделяется от Бога в своём сознании так же, как первоначально мировая душа отделилась от Него во всём бытии своём". Таким образом, начинается новая фаза не космогонического, а теологического развития, в процессе которого человек проходит путь от астральной религии к фаллической, в которой он возвращается к своему собственному материальному началу. Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва: 1.Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос). 2.Тайна причастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек - посредником между Богом и материальным бытиём). . В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия. . Проблема полноты познания не может быть представлена как гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие), тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания. Павел Александрович Флоренский (1882 - 1937) является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Развивая идеи космизма, Флоренский углубляет тему борьбы космических сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех — это хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным “Ладом и Строем”, которые противостоят хаосу — лжи — смерти — беспорядку — анархии — греху. Решая проблему “Логос побеждает Хаос”, Флоренский отмечает “идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. “Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти”. Итак, Хаосу способны противостоять: “вера — ценность — культ — миропонимание — культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, которые единственно способны стать двигательными силами космизации.[4]
|