Студопедия — Б.№14Русские народные праздники и обряды.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б.№14Русские народные праздники и обряды.






НХТ в праздниках и обрядах. Многие процессы в мире цикличны. Человек пытался приспособить такие колебания природных явлений к своим нуждам, так рождались ритуалы, обряды, праздники. В число бытовых обрядов включаются обряды, связанные с хоз. деят. и семейной жизнью человека. Выделяют обряды календарные или аграрные. Вторая сторона жизни – личная и семейная – также непосредственно связана с календарем, обряды приурочены к различным этапам жизни человека: рождению, свадьбе, смерти. Такие обряды принято называть семейными. Таким образом, выделяют два цикла: календарно – обрядовый и семейно – обрядовый. После принятия христианства на Руси церковь повела наступление на языческие праздники и обряды. Но никакие проповеди не могли заставить крестьянина отказаться от старых обычаев и обрядов, так надежно помогавших ему в нелегком повседневном труде. Святки –это праздник семейного единения, добрососедства и милосердного отношения друг к другу. Ряженые с колядками ходят по домам, поют песни и танцуют. По народной традиции Святки совпадавшие с празднованием Нового года сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками. Новый год вовсе времена и для всех народов знаменовал обновление мира. В эти дни, когда солнце начинало свой новый годичный путь, когда начинается новый год в природе, а значит и в жизни человека, связанного с землей, естественно было задуматься о том, каким он будет, что он принесет природе и человеку. На святки предугадывали будущее (погоду, урожай, судьбу). Магические действия, проводимые в период Святок: Колядование. Парни и девушки у каждого двора «кликали» Коляду; восхваление всей семьи или хозяина и хозяйки дома, добрые пожелания и выпрашивание гостинца в виде печенья «коровки» или «козульки», на которые нельзя было скупиться во избежание будущего голода; прославление в колядках плуга, сохи, оранья (пахоты) сеянья. Многие песни сопровождались действиями, изображающими земледельческие работ. Гадания в святочные вечера сопровождались пением подблюдных песен, которые предсказывали будущее. Святочные гадания очень разнообразные: серьезные и шутливые, с песнями и без песен, с использованием различных предметов, животных; проводимые в различных сокральных местах. Существует много видов гаданий - вынимание колец, серег из чаши с водой, гаданий с петухом, курицей, зеркалом, по пеплу. Масленица – древний славянский праздник. Это был самый веселый самый разгульный народный праздник, который продолжался всю неделю и каждый день имел свое название: понедельник—«встреча масленицы»- в этот день делали чучело Масленицы, вторник—«заигрыши» - начинались развлечения: катания на санях, народные гуляния, представления, среда—«лакомка» - в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво, четверг—«разгул» - проходили жаркие масленичные кулачные бои, пятница—«тещины вечера» - гл.событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, суббота—«золовкины посиделки» - в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, воскресенье —«прощеное воскресение» -. родственники и друзья ходят друг к другу просить прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Обрядово-ритуальным угощением были блины, ездили на лошадях, катались с гор на санках, играли в снежки, боролись, разжигали костры, сжигали чучела, звенели колокольчики и бубенцы, звучали пески и приговоры о том, как масленицу ожидали, встречали, величали и провожали. Масленица – это, прежде всего обильная и сытная пища. Разрешалось есть молочные продукты (масло, сыр, молоко, творог, яйца, рыбу). Не отказывать себе ни в чем, кроме мяса. Пасха – главный христианский праздник. Самый большой весенний праздник, с которым было связано множество других предпасхальных и послепасхальных обрядов. Пасху праздновали по православному календарю на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Пасха была праздником прихода реальной весны, праздником возрождения, воскресения природы. Она давала начало нового с\х года, начало полевых работ – сева. С этим в древности было связано много магических обрядов для благополучие посевов и вызревание злаков, плодов и ягод и т.д. Символы плодородия – яйцо, сыр или творог, высокий, сдобный хлеб – кулич были приняты церковниками и стали ритуальной едой на пасху. К этому празднику готовились заранее: копили яйца, которые в четверг красили луковой шелухой, накануне пекли куличи, делали творожную пасху. Молодежь ходила по дворам «христосоваться», за что получала яйца, с которыми потом проводилась азартная игра «яйца катать» - спускали их по лотку и смотрели, чье яйцо разобьет другие яйца. Со второго дня пасхи начинались гулянья, хороводы, качанье на качелях, пение поздравительных песен. Семик. Троица. На седьмой неделе после пасхи, в четверг, праздновали Семик, а в воскресение Троицу. Оба праздника переплелись. Семик был девичьим праздником и проводился в лесу. Девушки уходили в лес, выбирали березу и совершали с ней магические обряды. Они украшали ее, пели песни, нашептывали желания, пригибали ее ветви к земле, на концах веток завивали венки. Затем начиналась трапеза, после чего водили хороводы, пели песни. Через три дня, в Троицу, возвращались к березке, осматривали свои венки (если не распустились – желание исполнится). Затем бросали их в реку и смотрели, как плывут – гадали на женихов. Срубали березку и множество веток, приносили их в село, украшали ветками дома, ставили березу в центре деревни и водили хороводы. Все эти манипуляции проводились с березой, чтобы получить от нее живительную силу. Это относилось и к людям, и к животным. Праздник Ивана Купалы. В дни летнего солнцестояния, народ праздновал Ивана Купалу, приветствуя солнце и цветение растительности на земле. Этому предшествовали похороны Костромы – олицетворения весны. Праздник Ивана Купалы утверждал приход лета, когда был самый длинный день и самая короткая ночь, а в деревнях начинали купаться. С этим праздником было связано много легенд, поверий, примет, гаданий. Считалось, что в эту ночь оживает вся нечисть. Ведьмы, колдуньи, оборотни и русалки вредят на всю мощь: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Для оберега на подоконники кладут жгучую крапиву, у дверей хлевов ставят вырванную с корнем осину или прибивают убитую сороку. Еще до восхода солнца выходили в лес собирать травы, цветы и коренья (особенно папоротник), обладающие целительной силой и нужные для ворожбы. Главная роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам – купанию в воде и возжиганию ритуальных костров. С заходом солнца начиналось великое игрище и продолжалось всю ночь. Разжигали костры, прыгали через них, водили хороводы, обливали друг друга водой, купались в реках и озерах и пели купальские песни. Это было ритуальное языческое игрище. Праздник урожая. Им завершался цикл календарно – обрядовых праздников. Жатвенные обряды были связаны с «благодарением матушки земли» за полученный урожай, желанием вернуть ей силы для нового урожая в будущем году. В обряды входили различные магические действия с первым и последним снопом. Первый сноп зажинала старшая в семье. Его украшали цветами, несли с песнями в дом и ставили под икону. Последний сноп также несли в дом, воздавали ему почести, считали, что он обладает целительной силой. Последний пучок жнива оставляли на земле, притаптывали колосья, чтобы вернуть земле силы. Все это сопровождалось песнями. На празднике урожая в складчину варили пиво, резали барана, пекли пироги и веселились. Было множество игрищ, звучали песни о прошедшей жатве и будущем урожае. Большую роль в жизни народа играли семейно–бытовые праздники и обряды. Наиболее значительные среди них связаны с рождением, свадьбой, похоронами человека. Родильные обряды осуществлялись, чтобы обеспечить безопасность новорожденному, положительно повлиять на его судьбу, уберечь от «порчи», «сглаза» болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой. При наступлении родов, женщина прощалась с домочадцами и оставалась только с бабкой – повитухой. Для облегчения страданий развязывали все узлы на одежде и расплетали косу, отпирали в доме все замки и ящики, когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем. При рождении девочки воду после первого купанья часто выливали в малинник – красота, после купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье. Появление ребенка на свет, а также первые годы его жизни сопровождались выполнением различных обрядов. Свадебные празднества были самыми значительными и включали в себя множество обрядов, связанных со сватовством, сговором, девишником – мальчишником, днем свадьбы и после свадьбы. В свадебной обрядности нашли отражение особенности крестьянского мировосприятия. Невесту выбирали умеющую работать, прясть, шить, вышивать. Наглядным доказательством жен. мастерства служили вещи собственного изготовл, кот. невеста должна была одаривать жениха и его родных. Во время свадьбы исполнялись и магические обряды, чтобы уберечь молодых от «порчи», «Сглаза» и всевозможных злых духов, чтобы они жили в богатстве, дружно и вырастили здоровых детей. При этом звучали заговоры, заклинания. Свадьба представляла собой замечательное явление различных жанров народного творчества. В нее входили пословицы, поговорки, загадки, причитания, песни и приговоры. Полной противоположностью по своей эмоциональной окраске были похоронные обряды. Они посвящены самым трагическим событиям в жизни человека и насыщены плачем, воплями и рыданиями. Хотя и не всегда были таковыми. Похоронным обрядам предшествовали в глубокой древности игрища в массовые поминки, которые были приурочены к весне и назывались «русалиями». Они состояли из четырех частей: отпевание «покойника», оплакивание его, прощание с ним и оживление. В более позднее время на основе игрищ утвердились похоронные и поминальные обряды, где было не только горестное, но и веселое. Выносили покойного обязательно ногами вперед, похоронная процессия останавливалась у первого перекрестка и при этом гроб каждый оборачивали по солнышку три раза. Называлось это путать следы. Гроб не везли, а несли на руках шесть человек. Это было знаком уважения к умершему. После выноса покойного на улицу оставшиеся дома женщины мыли полы. Некоторые считали необходимым вымыть даже стены, лавки и всю посуду. Участники похоронной процессии, вернувшись с кладбища, обычно мылись в специально натопленной по такому случаю бане. Оплакивание, причитание по покойнику в старину было так же обязательно, как пение, сопровождающие свадебный обряд. Нередко на похороны приглашали специальных плакальщиц. В похоронных причитаниях покойника называли только ласковыми словами, полагали, что душа его присутствует, и боялись. Похоронные причитания правдиво отражали жизнь бытовое сознание крестьянина, любовь к умершему и страх перед будущим, трагическое положение семьи в суровых условиях.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия