Глоссарий. Абсолютная идея – подлинно сущее в философии Гегеля
Абсолютная идея – подлинно сущее в философии Гегеля. На первом ступени самораскрытия абсолютная идея предстает в виде «идеи-в-себе»; на второй ступени – в своем инобытии и отчуждении как природа; на третьей ступени – абсолютный дух, «идея-в-себе-и-для-себя» Абсолютное и относительное – парные категории аксиологии. Абсолютное – самосущее, существующее изначально, «по природе», «само по себе». Относительное – существующее в отношении, зависящее от другого или относящееся к другому. Абсурд – нелепость, бессмысленность феномена или явления. Понятие абсурда используется в экзистенциализме. Акциденция – преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сути вещи. Анамнесис – идея-метафора философии Платона, согласно которой познание предметов трактуется как процесс припоминания идей, созерцавшихся душой до своего воплощения в земное тело. Антиномия – противоречие в законе или противоречие закона самому себе; ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование; противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными; противоречие двух законов. Пример семантической антиномии: «Лжец» (Евбулид из Милета). Апатия (от греч. apatheia – отсутствие страданий, бесстрастие) – способность мудреца-стоика, не испытывать радости оттого, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать от того, что страшит обычного человека. Апейрон – понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». Анаксимандр предпочел апейрон как абстрактное первоначало, отказавшись от выделения в качестве первоначала конкретных стихий. Априори – знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Апостериори – знание, полученное из опыта, в противоположность a priori (доопытному знанию). Архe – термин древнегреческой философии, означавший первоначало, первопричину, принцип. Атараксия – состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому, согласно эпикурейцам, должен стремиться человек, в особенности мудрец. Атрибут – неотъемлемое свойство субстанции, без которого она не может ни существовать, ни мыслиться. Верификация – процедура установления истинности гипотезы на основе соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная верификация) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная верификация). Принцип верификации соотносится с принципом фальсификации. «Вещь в себе» – понятие философии Канта, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются для нас. Возможность и действительность – модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность. Воля – саморегуляции деятельности, обеспечивающая ориентацию на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на достижении последней. Врожденные идеи – понятия, которые изначально присущи мышлению и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. По мнению Платона, познание есть «припоминание идей», созерцавшихся душой до рождения мире эйдосов. Глобальные проблемы современности – проблемы человечества, от решения которых зависит его будущее. К глобальным проблемам относят: предотвращение термоядерной войны; ликвидация голода, нищеты и неграмотности; предотвращение загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества сырьем и продовольствием; освоение океана и космического пространства и др. Дао – путь; то, что, не имея ни имени, ни формы, будучи вечно единым, неизменным; являясь недоступным для постижения, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения, выступая первопричиной всех изменений, – является «матерью всех вещей», «корнем всего». Демиург – субъект миротворения в ранне-натурфилософских космогониях (например, «нус» у Анаксагора). Движение – тождество бытия и небытия: изменение вообще, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Диалектика – плодотворного и взаимозаинтересованного достижение истины путем столкновения противоборствующих мнений; учение о противоречии в его развитии. Идентичность – соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости. Имманентный – свойство, внутренне присущее предмету; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Интенциональность – понятие феноменологии Гуссерля, фиксирующее сознание в его изначальной отнесенности к предметности, т.е. как «сознание о…». Интуиция – способность постижения истины путем ее прямого, непосредственного усмотрения без доказательств с помощью опыта и разума. Категории – предельно общее понятие, не имеющее более общего, родового понятия. Каузальность – причинность; необходимая генетическая связь явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). Концептуализм – умеренное направление номинализма, предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии. Майевтика (греч. – повивальное искусство) – метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею «не беременна». Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Мера – количественная определенность, в пределах которой сохраняется некоторое качество; единство количества и качества. Мировоззрение – совокупность взглядов и подходов, целей и оценок, определяющих отношение к миру. Модус – модификация субстанция. Парадокс (греч. – неожиданный, странный, кажусь) – высказывание, противоречащее общепринятому мнению. Причина и следствие – категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием вызывает (порождает) другое явление – следствие. Развитие – закономерное качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное. Рациональное – относящееся к разуму (рассудку), установленное и обоснованное им, проистекающее из него, доступное его пониманию. Редукция – методологический приём сведения сложного, к более простым, исходным началам. Религия – мировоззрение, рассматривающее мир как борьбу добра и зла. Рефлексия – тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Репрезентация – представление одного в другом и посредством другого. Свобода воли – способность человека к самоопределению в своих действиях. Свойство – сторона предмета, обнаруживающаяся в его отношении к другим предметам. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Скачок – процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры. Снятие – преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы Спекуляция – умозрительное построение, пытающееся с помощью одной рефлексии, без обращения к опыту создать общую картину мира. Структура – внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Субстанция – реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия ее модусов. Субстрат – общая основа явлений; нижний, фундаментальный слой реальности Субъект и объект – активный и пассивный аспекты движущегося бытия Сущность – то, что проявляется в явлении в зависимости от тех или иных обстоятельств. Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Умозрение – философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта, конструирующее онтологию из исходных категорий или интуитивно Утопия – тип мировоззрения, описывающий мир в его идеальном, должном состоянии. Фальсификация – процедура, устанавливающая ложность гипотезы посредством эмпирической проверки или проверки на соответствие принятым фундаментальным теориям. Эйдос – вид как наружность предмета. Обретение вещью эйдоса мыслится как его оформленность. Эквивалентно понятию идеи. Экзистенция – выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) – конкретное бытие; существования несамодостаточное, незавершенное, не совпадающее со своей сущностью. В экзистенциализме экзистенция – это человеческое существование в его конкретных ситуациях (страх, тошнота, забота и др.). Элементы – в древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как пятый элемент (quinta essentia) – ночь либо эфир. В настоящее время под элементами подразумеваются составные части сложного целого. Эпохе – в античном скептицизме такое состояние ума, при котором ничего не отрицается и ничего не утверждается; воздержание от суждения. Я – рефлексивно осознанная самотождественность индивида.
|