Апории Зенона
Спенсер Джонсон, д-р медицины, является одним из самых любимых и уважаемых писателей во всем мире. Он помог десяткам миллионов людей научиться радоваться жизни благодаря простым истинам, способствующим большей самореализации и большим успехам в профессиональной и личной жизни. Вдохновляя и развлекая людей своими проникновенными историями, которые трогают сердце и душу читателя, он простым языком рассуждает об очень сложных материях. Д-р Джонсон является автором и соавтором многочисленных бестселлеров, включая книги «Где мой сыр?» и «Менеджер за одну минуту» (последняя касается самого популярного в мире метода менеджмента и написана в соавторстве с Кеннетом Бланшаром). Закончив университет Южной Калифорнии по специальности психология, Спенсер Джонсон затем получил свою докторскую степень в Королевском хирургическом колледже, после чего проходил медицинскую практику в клинике Майо и в Гарвардской медицинской школе. Некоторое время он работал директором по связям с общественностью в компании Medtronic, врачом-исследователем в Институте междисциплинарных исследований, консультантом в Центре изучения личности, входил в руководящий совет Гарвардской медицинской школы. Его труды привлекли к себе внимание многих СМИ, включая телесеть CNN, шоу Today, журнал Time, телекомпанию ВВС, издания Business Week, Fortune, USA Today, агентства Associated Press и United Press International. Его книги изданы на сорока языках. [1] Следует иметь в виду, что в оригинале на самом деле обыгрываются два значения английского слова the present — «подарок» и «настоящее время». В начале истории это слово понимается в первом значении, а дальше — во втором или в обоих одновременно. В этой непереводимой игре слов вся соль книги. Словосочетание «настоящий подарок» в переводе использовано для сглаживания перехода от одного значения к другому. — Прим. перев. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Популярные философские метафоры Философский камень Философский камень (лат. lapis philosophorum) – эликсир мудрецов, который стремились получить алхимики, чтобы с его помощью изготовить золото. Истинная цель алхимии – совершенствование, исцеление несовершенных по природе больных металлов, а в последующем и всего миропорядка. Именно поэтому алхимики часто называли себя врачами. В александрийской философии представление о Lapis Philosophorum как предмете философии соединялось с представлением о философском яйце (семени, эмбрионе), который взращивает в себе алхимик, добывая философский камень. Добывая философский камень, алхимик, очищает и возвышает себя, проходит путь инициации – путь от мрака к свету, от свинца к чистому золоту, от невежества к мудрости. Бабочка Чжуан-цзы Один из ярких представителей даосизма Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу) (ок. 369 - ок. 286 до н. э.) писал: «Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой – счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она – Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я – Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он – бабочка, то ли бабочке приснилось, что она – Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!» Бойцовский петух (даосская притча) Цзи Синцзы тренировал бойцового петуха для чжоуского царя Сюаньвана. Через десять дней царь спросил: – Готов ли петух к бою? – Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится. – Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. – Пока нет. Еще бросается на каждую тень, откликается на каждый звук. Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. – Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, сила бьет через край. Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. – Почти готов. Не встревожится, пусть даже услышит другого петуха. Взгляни на него – будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух – повернется и сбежит. Апории Зенона Парадокс Зенона Элейского (490-420 н.э.), сформулированный в виде апории (от греч. aporia «безвыходность»), показывает, что движение логически невозможно. Древнегреческий герой Ахилл собирается состязаться в беге с черепахой. Если черепаха стартует немного раньше Ахилла, то ему, чтобы ее догнать, сначала нужно добежать до места ее старта. Но к тому моменту, как он туда доберется, черепаха проползет некоторое расстояние, которое нужно будет преодолеть Ахиллу, прежде чем догнать черепаху. Но за это время черепаха уползет вперед еще на некоторое расстояние. А поскольку число таких отрезков бесконечно, быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху.
|