Термидорианская реакция и её итоги
С падением якобинского режима наступает период "термидорианской реакции", которая в области политической и социальной ведет к реорганизации, а затем ликвидации революционного правительства и к политике невмешательства государства в экономику. Низкие урожаи и рост цен привели к массовому голоду и нищете. На этом фоне весьма эксцентричными выглядели забавы хулиганствовавших роялистов, устраивавших охоту на якобинцев. Термидорианское правительство специальным декретом от 12 июня 1795 г. запретило употреблять эпитет "революционный", но само слово "революция" продолжало сохранять свой радикальный смысл, и свержение якобинской диктатуры было также названо термидорианцами "революцией". Но дух революции был жив и во времена термидорианского Конвента (1794—1795 гг.), и в правление Директории (1795— 1799 гг.). В обстановке роста смертности над рождаемостью в самой столице Гракх Бабеф, издатель газеты "Трибуна народа", ратовал за уравнительное распределение предметов потребления и уничтожение частной собственности на землю. 9 термидора он назвал "откатом революции" и готовил "заговор равных" против Директории. Заговор был раскрыт, и сам Бабеф окончил жизнь на гильотине в мае 1797 г. Конвент составляет новую Конституцию, принятую 23 сентября 1795 г., согласно которой Национальное собрание заменяется двумя советами: Советом старейшин, куда входят женатые мужчины в возрасте не моложе 40 лет, и Советом пятисот, составленным из депутатов не моложе 30 лет. Этот Совет предлагает законы, а старейшины утверждают. Исполнительная власть возглавляется Директорией из пяти человек, назначаемых советами. Республиканский строй сохраняется. Выборы двухстепенные. Вводятся высокие цензы для избирателей — имущественный, возрастной, ценз оседлости. В период обсуждения термидорианской Конституции Буасси д'Англас дал оценку, близкую взглядам якобинцев: "Наконец-то вы можете обеспечить неприкосновенность имущества богатого... Гражданское равенство — это все, чего может требовать разумный человек... Абсолютное равенство — химера; чтобы оно существовало, необходимо полное равенство ума, добродетелей, физической силы, воспитания и имущества всех людей... Нами должны править лучшие: лучшие — это те, кто более образован, кто более всех заинтересован в сохранении законов..." Аналогичные мысли по вопросу о равенстве развивал в свое время Марат. Выборщики во втором туре составили всего 30 тыс. граждан. Из перечня прав было исключено право на восстание. Кроме того, всякое скопление народа квалифицировалось как "покушение на Конституцию; оно должно быть рассеяно немедленно с помощью вооруженных сил". Термидорианская реакция облегчила возвращение роялистов, которые одержали победу на выборах в советы в апреле 1797 г. и стали выступать за общественный мир. Боясь возврата монархистов, а также якобинцев, члены Директории прибегли к помощи генерала Бонапарта, который присылает на помощь им одного из своих генералов для участия в сентябрьском антироялистском перевороте. С этого момента участие военных в политической жизни сильно возросло. Время правления Директории отмечено крупными биржевыми спекуляциями и ростом игорного бизнеса. Рост "нуворишей" (новых богачей) наблюдался и в других областях финансовой и экономической деятельности. Бывший член Конвента, циничный и нечистым образом разбогатевший член Директории виконт Поль де Баррас стал покровителем "новых богачей" и различных авантюристов. Режим Директории сменил режим консулата во главе с Наполеоном, который провозгласил принципами нового режима "успокоение, порядок и законность". При обсуждении опыта революционной Франции помимо собственно политических и правовых перемен обращают также внимание на то, что сами французы впервые узнали себя как единый народ, обрели национальное самосознание. В области политической и правовой революция выдвинула согласованную систему идей о социальной справедливости, основанной на равенстве и свободе суверенных граждан, на идее правления народа в условиях политического равенства. Политические идеи согласуются при этом с идеями всеобщего благосостояния, свободы образования и творчества, неугнетения других народов, увеличения числа свободных народов.
|