А). Система философии
Гегель стремился построить научную систему философии. В основе философской системы Гегеля лежит идея тождества Бытия и Мышления (объекта и субъекта). Мышление как Абсолютная Идея, лежит в основе мироздания. Она вечная, неизменная духовная сущность. На обыденном языке это Бог. По Гегелю, Абсолютная Идея – это идея, которая сама мыслит и существует на трех уровнях: идея сама по себе, идея в природе, идея в духе. Существуя изначально, Абсолютная Идея отчуждает себя в мышление, где проходит три ступени в своем развитии. Исчерпав себя в мышлении, она отчуждает себя в природу. В природе Абсолютная Идея достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество. Здесь она проходит в своем развитии новые три ступени: § субъективный дух (личность), § объективный дух (в виде права, семьи, государства), § абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии). Философская система Гегеля изложена в трех книгах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», объединенных в «Энциклопедию философских наук». Система Гегеля – это попытка построить целостную систему философских дисциплин, в которых отражаются основные этапы диалектики Абсолютной Идеи. В своем развитии она проходит три ступени: логическую, природную и духовную. На каждой стадии своего развития Абсолют проходит еще несколько этапов развития. Логическая ступень, или логика, соответствует бытию Абсолютной Идеи самой по себе, до того, как ею были порождены природа и человеческое сознание.
НАУКА ЛОГИКИ
В учении о бытии анализируются категории качества, количества, меры, формулируется закон перехода количественных изменений в качественные.Здесь рассматривается чистое бытие (нечто), ничто и становление. Качество – количество – мера являются характеристиками бытия, это главная триада бытия. Если меняется качество, некое бытие (нечто) перестает существовать, становится иным. Постоянно происходящие изменения количества не затрагивают качества. Единство качества и количества образует меру. Когда изменения количества переходят границу меры, происходит скачок – переход к другой мере и другому качеству. В учении о сущности Гегель выделяет главное: это сущность и определяемое сущностью явление. В силу своей внутренней противоречивости, сущность, отталкиваясь от себя самой, переходит в явление, в существование (действительность). Источником движения является противоречие сущности, наличие в ней противоположностей. В учении о понятии классифицируются формы суждений, анализируются виды умозаключений. Субъективное понятие самая бедная по содержанию форма понятия. Развиваясь, оно достигает объективного понятия, объекта. Дальнейшее развитие приводит к понятию субъекта-объекта. Здесь замыкается круг чистого, собственно логического движения Абсолютной идеи, и происходит ее отчуждение в Природу. Как пишет Гегель, заканчивая «Науку логики», «…абсолютная свобода идеи состоит в том, что она решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы». Природная ступень, или Природа – это инобытие Абсолютной идеи. Поскольку Природа есть инобытие Абсолютной идеи, то Природе свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики (т.е. биологии).
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движения и т.д. В физике – понятия теплоты, звука, стихии и т.д. В органике – понятия геологической и растительной природы, организма и т.д. Философия природы – наименее удачный раздел философии Гегеля. Она мало и довольно плохо разработана, многие ее идеи не принимались даже последовательными гегельянцами. Духовная ступень, где Абсолютная идея воплощается в человеческом духе. Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытии, в плену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсолюта, синтезом Абсолютной идеи и Природы. И поскольку именно в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одновременно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу.
ФИЛОСОФИЯ ДУХА
Таким образом, природа и общество – это различные формы бытия (инобытие – иное бытие) Абсолютной идеи. Гегель доказывает, что мышление определяет законы природы и общества. В искусстве, религии и философии воплощается то, что заложено в мышлении. Так Абсолютная идея завершает круг своего развития. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании заключается в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием. «Все разумное действительно, все действительное разумно».
|