Современная наука о строении и свойствах материи. Проблема единства мира.
Представления о материи, как правило, базируются на мировоззренческих концепциях, характерных для данной эпохи. Древнегреческие философы-материалисты видели в материи первооснову, субстанцию всех вещей. Фалес принимал за основу всех вещей – воду, Гераклит – огонь, Левкип и Демокрит – атомы. В Новое время материей считалось вещество, существенными признаками которого были протяженность, непроницаемость, масса и др. Материальное определялось как вещественное. В XVII веке философ–идеалист Беркли выступил против понятия материи как вещественной основы вещей. За основу он брал дух, от которого «мы безусловно и вполне зависим». С его т/з, материя сущ-т только в духе или вообще не существует. В XIX веке одержало верх метафизическое, субстанциональное понимание материи, закрепленное успехами классической механики. Казалось, что был найден последний «кирпичик» мироздания – атом. Представлялось, что на основе механистических понятий о материи можно объяснить все явления в мире, вплоть до проявлений человеческой психики и духа (их связывали с проявлением энергии). На рубеже XIX-XX вв. новейшие физические открытия (электрона, радиоактивности, непостоянства массы, теории относительности и др.) подорвали принципы классической физики, всю механическую картину мира, а вместе с тем и представление о материи как объективной субстанции. Столкнувшись с расщеплением атома и невещественными, т.е. полевыми, состояниями материи, некоторые ученые (Пуанкаре, Планк) и философы (например, Мах) пришли к выводу - «материя исчезла». Но исчезла не материя, а тот предел, до которого ученые знали материю à потребовалось переосмысление понимания категории материи. Позже Ленин предложил следующее определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» à полностью освобождает понятие материи от свойств конкретных областей мироздания и связывает это понятие с одним единственным свойством – «быть объективной реальностью, существовать вне сознания». Во второй половине XX века произошел величайший переворот в представлениях о материи, структуре объективного мира. Фундаментальная наука открыла свыше 200 элементарных частиц, сложную картину полей (электромагнитного, гравитационного и др., включая биополе), информацию как свойство объективной реальности. «Элементарные частицы» оказались далеко не элементарными. Сейчас открыты субчастицы – кварки, лептоны и микролептоны. Информация – это не материя и не энергия, хотя и остается объективным фактором при изменении объективных качеств ее материальных носителей. Итак, все в мире материально, но все обладает теми или иными информационными характеристиками, информационной емкостью. Эти представления о фундаментальных и всеобщих свойствах окружающего мира позволяют обновить, кардинально пересмотреть философские представления о материи и ее основных атрибутах: движении, развитии, пространстве, времени и др. Т.о., материя – субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел. Нет необходимости сводить все проявления бытия к «голой» материи. Материя, энергия и информация – атрибуты объективной реальности. Они существовали и будут существовать вечно. АТРИБУТЫ МАТЕРИИ: Движение, Самоорганизация, Размещённость в пространстве и времени, Способность к отражению. 1) Стало привычным утверждение, что движение есть способ существования материи. Под «движением» понимаются любые изменения в мире – физические, химические, биологические, социальные, информационные и др. Нет материи без движения, как движения без материи. Термин «развитие» также является емким. Под развитием понимается поступательные, необратимые изменения состояний материи от простых к более сложным, т.е. процесс повышения сложности и эффективности материальных систем. Появление живых существ, социальной жизни и одухотворенного человека – результаты развития Вселенной. Энгельс выделил пять форм движения материи: 1) механическую (перемещение тел в пространстве). 2) физическую (электрические, тепловые и др.), 3) химическую (химические р-и), 4) биологическую (эволюция), 5) социальную (развитие общества). Такая классификация при всех ее положительных моментах явно устарела. Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактических формах движения материи. Обсуждая формы движения материи, нужно учитывать взаимодействие форм движения материи. Но нельзя сложные формы (социальную, биологическую) сводить к простейшим формам движения материи – механической, физической, химической. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом (редукционизмом). Но каждая форма движения материи, подчиняясь своим собственным законам, опирается на материальный субстрат, информацию и законы низших форм движения материи. 2) Современная философия и наука склонны рассматривать Вселенную как самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является мыслящий человек. Самоорганизация – создание материи без участия внешних сил. Флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания (хаос/укрепление). 3) Категории пространства и времени обозначают основные формы существования материи. Пространство – это протяженность и порядок сосуществования объектов природного и социального мира. Время – длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении пространства и времени к материи, т. е. являются ли пространство и время реальными, или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Современная философия подчеркивает объективный характер пространства и времени, их неотделимость от материи и информации, от любых проявлений бытия, их универсальность и всеобщность. Само пространство неотделимо от времени. Всякое движение в пространстве есть и движение во времени. 4) Отражение – способность материальных объектов воспроизводить в себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Сознание – высший уровень отражения – способность высокоорганизованной материи отражать др. материю. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА. С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей. Проблема единства мира является одной из древнейших в философии. Её решение зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна. Создание теории относительности и квантовой механики в XX столетии существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.
23. Субъективная и объективная диалектика. Диалектика и метафизика. Единство Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов,причем не просто механическое изменение, а саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью. Выделяются три базовых закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тезис"и "антитезис"и показан механизм их взаимодействия. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: • содействие (обе стороны оказывают помощь друг другу); • солидарность, союзничество (стороны имеют общие интересы и действуют в одном направлении); • нейтралитет (стороны никак не взаимодействуют); • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Переход количества в принципиально новое качество может произойти одномоментно или эволюционно. Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: • смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); • "эстафета поколений"; • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, (восходящее развитие); • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; • развитие хаотично. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали,причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне (Маркс). МЕТАФИЗИКА. Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Самая характерная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме. Метафизика, как и диалектика, изменялась: 1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей. 2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
Принципы и категории диалектики (содержание и форма, сущность и явление). Основными принципами диалектики являются: • принцип всеобщей связи; • принцип системности; • принцип причинности; • принцип историзма. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: • внешние и внутренние; • непосредственные и опосредованные; • генетические и функциональные; • пространственные и временные; • случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: • вечность, неуничтожимость истории, мира; • его существование и развитие во времени, которое длится всегда. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Категории – наиболее общие понятия, выражающие существенные связи и отношения в мире. Диалектика действительности «схватывается» в системе взаимосвязанных и соотносительных парных категориях: «причина-следствие», «форма-содержание», «сущность-явление», «необходимость-случайность» и др. Содержание и форма – философские категории, которые представляют единство двух аспектов целого. Содержание – «содержимое» вещи или системы, совокупность всех составных элементов, их свойств, внутренних процессов, связей и противоречий. Форма – способ организации содержания, структурная сцепка его элементов, процессов и частей. Также говорят о внешней и внутренней форме. Например, внешняя форма книги – это её размер и переплет, а внутренняя – организация идейного содержания. Сущность и явление – философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познания. Сущность – основа или закон бытия предмета (явления), единство всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление – то или иное проявление предмета, внешняя форма его существования. Явление – внешнее обнаружение сущности, то, что на поверхности действительности. Например, кажущееся нам вращение Солнца вокруг Земли не совпадает с действительным положением. Диалектика сущности и явления выражает определенные законы познания. Человеческая мысль, человеческое познание идет от явления (от восприятия конкретных вещей) к сущности (закону этих вещей или явлений), а потом от сущности первого порядка к сущности, второго, третьего и далее порядка. Но есть и обратное движение человеческого познания: от известных, познанных законов, сущностей к конкретному, чувственному многообразию являющихся вещей. Известные законы физики и химии люди прилагают к миру физико-химических явлений.
|