Полушкина Н.И. Я только бегло просматривала 212-ый закон, но хочется на примере опыта социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) рассказывать
Я только бегло просматривала 212-ый закон, но хочется на примере опыта социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) рассказывать, что в принципе, когда есть большая проблема, без взаимодействия с органами власти невозможно решить ни свои проблемы, ни проблемы всего сообщества. По крайней мере, на отдельно взятой территории. В течение уже нескольких лет мы пытались найти некую форму, которая позволит нам хотя бы не решить все проблемы, но немножечко продвинуться. Мы рассматривали вариант Общественного совета при Департаменте по внутренней политике как механизм, который позволил бы частично решить стоящие перед нами задачи. При обсуждении, на мой взгляд, было много полезных моментов. Первое. Что даст Общественный совет? Он даст нашему сообществу, то есть социально ориентированным НКО и органам власти хотя бы, в первую очередь, оценить ситуацию, в которой мы находимся сейчас. А потом уже определить функции, поставить цели и задачи – каким путем мы будем это всё вместе достигать. На мой взгляд, важно, чтобы были распределены функции. Что в рамках конкретных поставленных целей и задач будет делать власть, а что сделает само сообщество. Как уже отмечали многие участники, важно, чтобы в Совет не прошли «свадебные генералы». Очень важно, чтобы в Общественном совете были четко обозначены направления и, желательно, чтобы была персональная ответственность членов Совета за то, или иное направление. И тогда человек, который будет приходить в Совет, вряд ли уже сможет «отсидеться». Ему нужно будет выполнять определенные функции и задачи в рамках того или иного Совета. Это первое. Второй момент, который был для нас важен. Если представлять в Общественном совете при Департаменте по внутренней политике социально ориентированные некоммерческие организации, то сначала, на мой взгляд, должно быть сформировано некое сообщество. Должна произойти определенная самоорганизация, которая бы поддерживала тех людей, которые заявлялись бы на членство в Совете. А иначе это будет просто точка зрения одного человека, но никак не сообщества. Я понимаю, что к общественному контролю относимся опосредованно, но мне кажется, что рано или поздно нам эти шаги предстоит сделать. В основу деятельности Совета могут быть положены направления, изложенные в рекомендациях Министерства экономического развития. Работа по достижению поставленных целей и задач будет вестись как плановая, но может быть и экстренное решение внеплановых ситуаций. В таком формате совместными усилиями ряд проблем можно будет решить.
Ямпольский В.Н. Ремарка небольшая. Вот на примере сообщества некоммерческих организаций, связанных с социальной деятельностью, и, в первую очередь, проблемами и вопросами детей, детей сирот и детей-инвалидов. Тут прозвучало, что нет гражданского общества, но вот вам элементы этого гражданского общества. Да, на отдельной территории. А почему получилось? Потому что интересы некоммерческих организаций, общественности, так или иначе, совпали с интересами органов власти, органов местного самоуправления. И за последние 5-7 лет дело реально продвинулось. Были спады и подъемы, но, тем не менее, это работает. И вот то, что сказала Наталья Иосифовна (Полушкина), тут возможно делегирование от сообщества и может быть создан работоспособный Общественный совет при Департаменте социального развития. Так как именно там наработан реальный механизм.
Воеводина С.С. Можно сразу уточнить? При Департаменте по социальному развитию уже есть Общественный совет по независимой оценке. Это будет еще один Общественный совет?
Ямпольский В.Н. Нет. Я вас больше удивлю. Там при каждом Департаменте уже есть по пять Советов, различных. А это совершенно другое. Закон нам придется реализовывать, но мы сегодня обсуждаем, где мы можем набить шишек, где точно набьем и где обязательно забуксуем. Может быть, лет через 10 этот закон вообще будет прекрасно действовать.
|