Виды стихотворных размеров
Через всю жизнь, из года в год,
ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе. СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где «-» - ударный слог, а «» (или же где «/» - ударный слог, тогда «-» - безударный)- безударный. Виды стихотворных размеров Односложный размер Поскольку в сем хорее четыре стопы, размер данного стиха - хорей четырехстопный. Отступление по подсчету количества стоп: их столько, сколько ударных слогов. Если в строке n стоп и безударный "хвост" - размер будет n-стопный и ни стопой больше. Хвост называется, к слову сказать, неполной стопой. Если же в трех- и больше- сложном размере после последнего ударения меньше безударных, чем надо - это усеченная стопа, и она считается. Тем не менее, совершенно не всегда хорей имеет строго вот такой четкий вид. Если б это было так, все хореи пришлось бы писать только двусложными словами, а это, согласитесь, обедняет язык. А теперь рассмотрим вот такой хорей: Тем не менее, совершенно не всегда хорей имеет строго вот такой четкий вид. Если б это было так, все хореи пришлось бы писать только двусложными словами, а это, согласитесь, обедняет язык. А теперь рассмотрим вот такой хорей: Вот и всё, не обессудьте, / - / - - - / - В гости не зову. / - - - / Будет время - нарисуйте, / - / - - - / - Как я там живу. / - / - / (Хатуль) Во-первых, хорей разностопный. Четыре стопы в нечетных строках, три в четных. Ничего, так тоже бывает, но это еще не отступление. Но обратите внимание на пропущенные ударные слоги в некоторых стопах: третья стопа первой строки, третья стопа третьей строки, вторая стопа второй. Тем не менее это еще не пеон (о пеонах - четырехсложниках - позже), а хорей. Пропущенное ударение в двусложном размере носит название пирри`хия. Такие стопы служат тому, чтоб делать стихотворную речь более плавной, приближать ее к живой речи. Хотите написать что-то для скандирования - чем меньше пиррихиев, тем лучше. А теперь рассмотрим еще одну вообще-то хореическую строфу (кстати, не "куплет" ни разу, куплет в песне, а в стихе то же самое - это строфа). Итак, все взгляды на доску. Взор, что факел из тьмы, / - / - - / Свет Благой Земли - лик, / - / - / / Всё, что ты святым мнил, / - / - / / Рушится в один миг. / - - - / / (Фирнвен) Пиррихий в последней строке все уже заметили. Но тут есть и еще кое-что. В конце 2 - 4 строк - стопы, которые состоят из двух ударных слогов подряд. Так вот, от этого хорей тоже не перестает быть хореем. Это отступление от системы называется спонде'й. Такие сверсхемные ударения служат тому, чтоб придавать стиху напряженность или акцентировать какое-то из слов. К слову, в первой строке любопытна последняя стопа, в некотором роде контаминация пиррихия и спондея.
Второй двусложный размер именуется ямбом. Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба: Как все уже догадались, это стопа, в которой ударный второй слог. "Мой дядя самых честных правил" - простейший пример, постройте сами схему сего четырехстопного ямба, который в конце концов Пушкину надоел. А еще: Я все награды роздал, - / - / - / - Я все чины раздал. - / - / - / (Щербаков) - трехстопный ямб. В ямбе тоже возможны пиррихии и спондеи. А ну-ка выпьем, храбрые вояки, - / - / - / - - - / - Друзья-сержанты, братья-денщики, - / - / - / - - - / Не для тоски хмельной, не ради драки, - / - / - / - / - / - А для того, что пить не дураки. - - - / - / - - - / (Щербаков) - пятистопный ямб, осложненный стопами пиррихия
Трехсложные размеры:
|