Теперь небольшое ПРАКТИЧЕСКОЕ руководство по определению стихотворного размера, расписанное до буковки J
Рассмотрим, каким может быть алгоритм определения стихотворного размера на примере первого четверостишия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В классических текстах для определения размера всего стихотворения достаточно проанализировать 1-2 стиха (т. е. стихотворные строчки). Поэтому сосредоточим своё внимание на первых двух стихах стихотворения. Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам. Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда: 1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги: В ы х о ж уо д и н я н а д о р о г у; Скв о зь т у м а н кр е мн и ст ы й п у ть бл е ст и т… 2. Шаг второй. Расставим ударения (ˉ). Помните, что в русском языке есть слова (как правило, состоящие из одного слога), которые не имеют самостоятельного ударения. Чаще всего такими словами оказываются служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия; в некоторых случаях — местоимения. Однако следует иметь в виду, что в некоторых сочетаниях, напротив, служебная часть речи может «перетянуть» ударение на себя, и тогда стоящее рядом с ним слово лишится ударности: «н еˉ б ы л» (частица становится ударной, а глагол попадает в безударную позицию). Довольно часто такое явление встречается в народно-поэтической речи: в оˉ п о л е, и ˉзд о м у. Учтём эти особенности при расстановке ударений в нашем примере: В ы х о ж у ˉ о д и ˉ н я н а д о р о ˉ г у; Скв о зь т у м а ˉ н кр е мн и ˉ ст ы й п у ˉ ть бл е ст и ˉ т… Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь». 3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ: В ы ˆ -х о -ж у ˉ о -д и ˉ н я н а ˆ д о -р о ˉ -г у; Скв оˆ зь т у -м а ˉ н кр е -мн и ˉ -ст ы й п у ˉ ть бл е -ст и ˉ т… Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк: ˆ ˉˉˆ ˉ. ˆ ˉˉˉˉ Остаётся разделить наши строки на стопы — повторяющиеся ритмические фрагменты. Совершенно очевидно, что в нашем примере повторяющимся фрагментом будет такой: ˉ. Это и будет являться стопой стиха: ˆ | ˉ | ˉ | ˆ | ˉ. ˆ | ˉ | ˉ | ˉ | ˉ Итак, в каждой стопе содержится по два слога, первый из которых — ударный, значит, перед нами — хорей *. А поскольку каждом стихе содержится по пять стоп («хвостик» из одного слога после четвёртой стопы во второй строчке называется усеченной стопой), то размер стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — пятистопный хорей.
СТРОФА И ВИДЫ СТРОФ (в т.ч. виды рифмовки) СТРОФА (греч. strophe - поворот) - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.
ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить Нестрофические двустишиявходят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки. В мире как в море: не спят рыбаки, ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов. В беспечных радостях, в живом очарованье, ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии. Попрыгунья Стрекоза ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов. Хотя я судьбой на заре моих дней, ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов. Мороз и солнце; день чудесный! Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА. Опять звучит в моей душе унылой СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов. - Скажи-ка, дядя, ведь не даром ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов. Унылая пора! Очей очарованье! ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов. Отворите мне темницу, ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов. О вы, которых ожидает ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутсяторжественной оды. Подай, Фелица! наставленье: ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). Итак, она звалась Татьяной. БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. Улыбнись, моя краса, СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов». Когда, как солнца луч, внезапно озаряет Смирясь, моя душа тогда благословляет Свет мысли неземной лишь от нее исходит, По правому пути, где нет людских страстей Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2». Сравню ли я тебя с весенним днем? Небесный глаз то блещет без стыда. Но твой не завершится ясный день, Пока дышать и видеть нам дано,
|