Студопедия — Луиза Хей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Луиза Хей






 

ПЛИНФА - (от греч. plinthos – плита) – кирпич в виде плоской квадратной плитки, являвшийся основным строительным материалом в Византии и на Руси до появления кирпича современного типа.

ПОЛИПТИХ – (от греч.polyptichos – сложенный во много раз, состоящий из многих складок или дощечек) - несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.

ПОП-АРТ – направление в изобразительном искусстве Европы и Америки 60х годов ХХ века, находящееся в рамках постмодернизма, использующее реди – мейд (вещь – символ) эпохи потребления в качестве элемента стиля. Художники поп – арта создали иконографию рекламы.

 

ПОРТАЛ (от лат. porta – ворота) – архитектурно оформленный дверной проем здания. В средневековом зодчестве как европейском, так и русском сооружались перспективные порталы – несколько уходящих в глубину стены уступов, уменьшающихся в размере, быстро упрошенных резьбой, изразцами и т.п.

ПОРТИК (от лат. porticus – навес) – галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие, чаще всего образует выступающую часть здания перед входом в него и завершается фронтоном (треугольной плоскостью) или аттиком (стенкой над карнизом)

 

РЕАЛИЗМ (от лат. realis – действительный) – художественный метод в основе которого реалистический подход к действительности, главный принцип – жизненная правда, правдоподобие в изображении людей, событий и т.д. Литературе и искусству придается особое значение как средству познания человеком себя и окружающего мира. Р. стремиться к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, он признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения.

Р. в русской литературе заявил о себе в 40-е годы XIX века, когда в ней сложилась так называемая «натуральная школа». Однако как мощное явление, ограничено присущие русской литературе и искусству, он проявил себя в русской культуре второй половины XIX века и в XX столетии.

Современная действительность и втянутая в ее круговорот личность становятся предметом постижения художников-реалистов. Особое значение для них обрели проблемы свободы и духовной независимости личности. Реалисты пытались постичь во всей присущей ему противоречивости внутренний мир человека, углубились в изучение личности от социальной среды.

Диапазон художественных интересов реалистов и ракурсов рассмотрения или действительности был очень широк, поэтому Р. XIXв. не сводим к так называемому «критическому Р.», акцентировавшему внимание на социальных сторонах жизни, пытавшемуся активно воздействовать на современное общество с демократических и революционных позиций. Содержательная основа Р. значительно шире. Р. не только критиковал действительность, но и утверждал общественные и духовные ценности. Русская реалистическая литература и искусство дали человечеству блестящую плеяду крупных мастеров, внушительное количество первоклассных произведений и заняли одно из ведущих мест в мировой культуре.

Социалистический Р. – художественный метод литературы и искусства советской эпохи (1917 – 1991 гг.), официально провозглашенный на Первом съезде советских писателей в 1934 г. Термин «социалистический Р.» не тождественен более широкому понятию «советская культура», тем более – понятию «пореволюционная русская культура» XXв.

Основные принципы социалистического реализма – «народность» и «партийность» искусства. Литературе и искусству в тоталитарном обществе отводилась, главным образом, пропагандистская дидактическая роль воспитания масс. В области культуры осуществлялась политика партийно-государственного администрирования с жесткой регламентацией творчества и навязыванием канонических схем. Искоренялось всяческое инакомыслие. Вместе с тем, вопреки идеологическому прессингу, в советское время были созданы гениальные произведения С. Прокофьева и Д. Шостаковича, А Платонова и М. Булгакова, С. Эйзенштейна и А. Тарковского и многих других мастеров – достойный вклад России в мировую культуру.

 

РОКОКО (от франц. rococo – вычурный, причудливый) – художественный стиль в европейском искусстве первой половины и середины XVIIIв. Другое название – стиль Людовика XV. Утонченное, манерное, аристократическое искусство Р. возникло во в Франции, наибольшие художественные достижения его связанны с убранством интерьеров. В оформлении помещений большую роль играют рельефные картуши и живописные панно в сложных обрамлениях, многочисленные зеркала, прихотливая орнаментика ведущим мотивом которой является «рокайль» - стилизованные раковины в обрамлении завитков, причудливо изогнутых линий. В России памятником Р. могут служить сохранившиеся до наших дней изысканные и разнообразные интерьеры Китайского дворца (арх. А. Ринальди) в Ораниенбауме под Петербургом. В русской архитектуре середины XVIII в. применялись лишь отдельные декоративные и орнаментальные мотивы Р. главным образом, в строениях Ф. Б. Растрелли.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – (от лат. Romanum – римский) стиль, господствовавший в архитектуре стран Западной Европы в Х-ХП вв. Р. стиль развивался под влиянием традиций зодчества Древнего Рима. Часто использовались сохранившиеся фундаменты римских построек. Для сооружений характерны массивные стены, узкие окна, перспективные порталы, башни различных силуэтов, которые стали неотъемлемыми элементами архитектурной композиции. Храмы. Перекрытые сводами, сооружались по типу древнехристианских базиликальных церквей. Для зданий романской архитектуры были характерны большие плоскости стен, расчлененные лопатками, аркатурными фризами, галереями. Некоторые черты Р.стиля можно наблюдать и в древнерусском зодчестве.

РОМАНТИЗМ (от франц. romantisme) –

1) направление в европейском и русском искусстве первой половины XIX века. Романтическим произведениям свойственны напряженность сюжета, контрастность изображаемых ситуаций, красочность описаний и характеристик. Р. присущ интерес к человеку, к его внутреннему миру, он вызвал к жизни идеальных героев, приподнял их над повседневностью. Романтики предпочитали изображать бурные страсти и необыкновенные приключения. Типичными представителями Р. в русской литературе были В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.Ф Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский и др., а в изобразительном искусстве – Б. Орловский, С. Щедрин, О. Кипренский, К. Брюллов др., в творчестве которых романтические тенденции сочетались с элементами классицизма.

2) Художественный метод, состоящий в противопоставлении художником неудовлетворяющей его действительности необычных образов и сюжетов своих произведений, отступающих от внешнего правдоподобия, порожденных его мечтой и фантазией. Р. с его антинормативностью утверждал свободу выбора художественных форм (как и свободу их заимствования), тем самым открывая перед художниками новые перспективы творчества. Уходя от прозаичной действительности в мир поэтической мечты, романтики обращались к образам и темам рыцарской эпохи. В архитектуре увлечение средними веками выразилось в попытке возрождения форм готики, образы которой в России появились еще в конце XVIIIв.
Проектируя здания иноверческих церквей в Петербурге, архитекторы (А.П. Брюллов, Г.А. Боссе и др.) компоновали их объемы и фасады в духе романского и готического стилей, избирая такой стилевой прототип, который напоминал бы прихожанам архитектуру их предков. В середине XIX в. Н.Л. Бенуа возвел в Петергофе по заказу Николая I целый ряд строений в готических мотивах: вокзал, почту, грандиозное здание императорских конюшен и др.

 

РУСТ (от лат. rusticus – простой, грубый, неотесанный) – камень, лицевая поверхность которого не отшлифована, а грубо отесана, употребляемый в рустике – кладки или облицовке стен. Облицовка рустом может быть выполнена и в штукатурке, воспроизводящей формы такой кладки. Оживляя плоскость стены богатой игрой светотени, Р. создает впечатление мощи, массивность здания.

 

СВОД – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее криволинейное очертание, аналогичное арке, но не в двух, а в трех измерениях. Различаются своды: полуциркулярный (купольный, парусный), коробовый, цилиндрический, крестовый, зеркальный и др.

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment – чувство, чувствительность) – художественное направление в искусстве второй половины XVIII – начала XIX вв. С. выдвинул на первый план личную жизнь человека, в нем господствовал культ искренних чувств и семейного очага, благоговение перед природой. Пустой светской жизни, развращенным правам высшего общества С. противопоставлял идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь. Обратившись к переживаниям простого человека, сентименталисты открыли обществу духовный мир простолюдина. В России С. представлен произведениями литераторов М.Н. Муравьева, Н.М Карамзина, В.В. Капниста и др., полотнами живописцев В.Л. Боровиковского, А.Т. Венецианова и др. Элементы С. в творчестве русских художников, как правило, сочетаются с чертами классицизма и романтизма.

 

 

СИМВОЛИЗМ (от греч. symbolon – знак, символ) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое таинственностью, мистицизмом. Символисты стремились открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. С. заострил внимание на проблеме формы в художественном творчестве (обновлении художественного языка, адекватности образа и смысла и др.) С. в российской литературе дал о себе знать, прежде всего, в поэзии (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт и др., а позже – А. Блок, А. Белый и др.) Название направлению дали сборники В. Брюсова «Русские символисты». С пафосом решительной переоценки ценностей символисты отвергали «наследие отцов» - утилитарную философию, плосконатуралистическое искусство и т.п. Они противопоставили идее общественного служения подчеркнутый эстетизм, уход в мир душевных прозрений. С. выдвинул индивидуалистическую концепцию личности, бунтующей против пошлой действительности, но бессильной изменить ход истории. С. в живописи преодолевал в целом натуральное восприятие мира, отталкивался от реализма, хотя использовал элементы реалистического живописного языка.

С. в русской живописи последовательно реализовывал идеи о несводимости образа – символа к понятийному роду, о многоаспектности в каждом образе, о несоответствии между внешним обликом явлений и внутренним смыслом того, что явлено взору и т.д. образы – символы во многом угаданы интуицией рассчитаны на интуитивное восприятие, связанное с ассоциативным мышлением, с обращение к трансцендентному и т.д. Оправдание русского живописного С. в глубине творчества М. Врубеля и К. Петрова-Водкина, В. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы».

Символисты видели в искусстве «жизнетворчество», выходящие за пределы собственно искусства, магическую силу обновления жизни («последняя цель искусства – пересоздание жизни. Последняя цель культуры- пересоздание человека» А. Белый).

СУПРЕМАТИЗМ (от лат. supremus – наивысший) - направление в искусстве русского авангарда 1910-1920-х гг., основанное К.Малевичем. Беспредметные абстрактные супрематические композиции состоят из «наивысших» чистых живописных форм. Центральным образом супрематической живописи стал «Черный квадрат», «икона» русского авангарда.

СФУМАТО (с итал.) - живописный прием, использовавшийся Леонардо да Винчи, «дымчатая светотень», окутывавшая изображение и делавшая линию мягкой, как бы растворенной в воздушной среде.

СЮРРЕАЛИЗМ (от фр.sur – на и лат. realis – действительный) - направление в искусстве ХХ века («надреализм», «сверхреальность»), провозгласившее источником искусства сферу подсознательного (сновидения, галлюцинации), а логические связи заменившее субъективными ассоциациями. На складывание его повлияли психоанализ Фрейда, поэзия (А.Бретон), перформансы дадаистов. Основные представители С. в живописи – Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Хоан Миро, Сальвадор Дали, Рене Магритт.

ТИМПАН (от греч. tympanon – барабан) – внутреннее поле фронтона – треугольного или лучкового, окруженного со всех сторон карнизом. Плоскость тимпана часто используется для размещения декоративной скульптуры. Росписи и т.п.

ТРАГЕДИЯ (от греч. tragoidia – песнь козлов) – драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии, оканчивающееся чаще всего гибелью героя. Этимология слова указывает на обряды поклонения Дионису как один из источников древнейших театральных представлений в Греции.

ТРАНСЕПТ (лат. transept) - поперечный неф в церковных зданиях, в том числе в храмах базиликального типа, имеющих крестообразный план.

ТРИПТИХ - (от греч. triptichos - тройной, сложенный втрое) композиция, состоящая из трех частей. В средневековом искусстве трехстворчатый алтарь, складная икона.

ФИАЛ - в готической архитектуре декоративное навершие пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т.п.

ФРЕСКА (с итал. fresco- свежий, сырой) – роспись по сырой известковой штукатурке, красками, разведенными на воде. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов храмов.

ШАТРОВАЯ АРХИТЕКТУРА – в средневековой Руси с XVI в. – каменные храмы, завершаемые шатром – покрытием в форме четырех- или многогранной пирамиды. Применялись в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре.

ЭПОС (от греч. epos – слово, песня) –

1) произведение народного творчества – героические сказания, в отличие от мифов имеющие больше исторических черт, четко определенную литературную форму (эпос связан с эпохой зарождения письменности), главного героя из мира людей.

2) повествовательный род литературы, один из трех основных, наряду с лирикой и драмой.

 

ПЛИНФА - (от греч. plinthos – плита) – кирпич в виде плоской квадратной плитки, являвшийся основным строительным материалом в Византии и на Руси до появления кирпича современного типа.

ПОЛИПТИХ – (от греч.polyptichos – сложенный во много раз, состоящий из многих складок или дощечек) - несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.

ПОП-АРТ – направление в изобразительном искусстве Европы и Америки 60х годов ХХ века, находящееся в рамках постмодернизма, использующее реди – мейд (вещь – символ) эпохи потребления в качестве элемента стиля. Художники поп – арта создали иконографию рекламы.

 

ПОРТАЛ (от лат. porta – ворота) – архитектурно оформленный дверной проем здания. В средневековом зодчестве как европейском, так и русском сооружались перспективные порталы – несколько уходящих в глубину стены уступов, уменьшающихся в размере, быстро упрошенных резьбой, изразцами и т.п.

ПОРТИК (от лат. porticus – навес) – галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие, чаще всего образует выступающую часть здания перед входом в него и завершается фронтоном (треугольной плоскостью) или аттиком (стенкой над карнизом)

 

РЕАЛИЗМ (от лат. realis – действительный) – художественный метод в основе которого реалистический подход к действительности, главный принцип – жизненная правда, правдоподобие в изображении людей, событий и т.д. Литературе и искусству придается особое значение как средству познания человеком себя и окружающего мира. Р. стремиться к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, он признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения.

Р. в русской литературе заявил о себе в 40-е годы XIX века, когда в ней сложилась так называемая «натуральная школа». Однако как мощное явление, ограничено присущие русской литературе и искусству, он проявил себя в русской культуре второй половины XIX века и в XX столетии.

Современная действительность и втянутая в ее круговорот личность становятся предметом постижения художников-реалистов. Особое значение для них обрели проблемы свободы и духовной независимости личности. Реалисты пытались постичь во всей присущей ему противоречивости внутренний мир человека, углубились в изучение личности от социальной среды.

Диапазон художественных интересов реалистов и ракурсов рассмотрения или действительности был очень широк, поэтому Р. XIXв. не сводим к так называемому «критическому Р.», акцентировавшему внимание на социальных сторонах жизни, пытавшемуся активно воздействовать на современное общество с демократических и революционных позиций. Содержательная основа Р. значительно шире. Р. не только критиковал действительность, но и утверждал общественные и духовные ценности. Русская реалистическая литература и искусство дали человечеству блестящую плеяду крупных мастеров, внушительное количество первоклассных произведений и заняли одно из ведущих мест в мировой культуре.

Социалистический Р. – художественный метод литературы и искусства советской эпохи (1917 – 1991 гг.), официально провозглашенный на Первом съезде советских писателей в 1934 г. Термин «социалистический Р.» не тождественен более широкому понятию «советская культура», тем более – понятию «пореволюционная русская культура» XXв.

Основные принципы социалистического реализма – «народность» и «партийность» искусства. Литературе и искусству в тоталитарном обществе отводилась, главным образом, пропагандистская дидактическая роль воспитания масс. В области культуры осуществлялась политика партийно-государственного администрирования с жесткой регламентацией творчества и навязыванием канонических схем. Искоренялось всяческое инакомыслие. Вместе с тем, вопреки идеологическому прессингу, в советское время были созданы гениальные произведения С. Прокофьева и Д. Шостаковича, А Платонова и М. Булгакова, С. Эйзенштейна и А. Тарковского и многих других мастеров – достойный вклад России в мировую культуру.

 

РОКОКО (от франц. rococo – вычурный, причудливый) – художественный стиль в европейском искусстве первой половины и середины XVIIIв. Другое название – стиль Людовика XV. Утонченное, манерное, аристократическое искусство Р. возникло во в Франции, наибольшие художественные достижения его связанны с убранством интерьеров. В оформлении помещений большую роль играют рельефные картуши и живописные панно в сложных обрамлениях, многочисленные зеркала, прихотливая орнаментика ведущим мотивом которой является «рокайль» - стилизованные раковины в обрамлении завитков, причудливо изогнутых линий. В России памятником Р. могут служить сохранившиеся до наших дней изысканные и разнообразные интерьеры Китайского дворца (арх. А. Ринальди) в Ораниенбауме под Петербургом. В русской архитектуре середины XVIII в. применялись лишь отдельные декоративные и орнаментальные мотивы Р. главным образом, в строениях Ф. Б. Растрелли.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – (от лат. Romanum – римский) стиль, господствовавший в архитектуре стран Западной Европы в Х-ХП вв. Р. стиль развивался под влиянием традиций зодчества Древнего Рима. Часто использовались сохранившиеся фундаменты римских построек. Для сооружений характерны массивные стены, узкие окна, перспективные порталы, башни различных силуэтов, которые стали неотъемлемыми элементами архитектурной композиции. Храмы. Перекрытые сводами, сооружались по типу древнехристианских базиликальных церквей. Для зданий романской архитектуры были характерны большие плоскости стен, расчлененные лопатками, аркатурными фризами, галереями. Некоторые черты Р.стиля можно наблюдать и в древнерусском зодчестве.

РОМАНТИЗМ (от франц. romantisme) –

1) направление в европейском и русском искусстве первой половины XIX века. Романтическим произведениям свойственны напряженность сюжета, контрастность изображаемых ситуаций, красочность описаний и характеристик. Р. присущ интерес к человеку, к его внутреннему миру, он вызвал к жизни идеальных героев, приподнял их над повседневностью. Романтики предпочитали изображать бурные страсти и необыкновенные приключения. Типичными представителями Р. в русской литературе были В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.Ф Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский и др., а в изобразительном искусстве – Б. Орловский, С. Щедрин, О. Кипренский, К. Брюллов др., в творчестве которых романтические тенденции сочетались с элементами классицизма.

2) Художественный метод, состоящий в противопоставлении художником неудовлетворяющей его действительности необычных образов и сюжетов своих произведений, отступающих от внешнего правдоподобия, порожденных его мечтой и фантазией. Р. с его антинормативностью утверждал свободу выбора художественных форм (как и свободу их заимствования), тем самым открывая перед художниками новые перспективы творчества. Уходя от прозаичной действительности в мир поэтической мечты, романтики обращались к образам и темам рыцарской эпохи. В архитектуре увлечение средними веками выразилось в попытке возрождения форм готики, образы которой в России появились еще в конце XVIIIв.
Проектируя здания иноверческих церквей в Петербурге, архитекторы (А.П. Брюллов, Г.А. Боссе и др.) компоновали их объемы и фасады в духе романского и готического стилей, избирая такой стилевой прототип, который напоминал бы прихожанам архитектуру их предков. В середине XIX в. Н.Л. Бенуа возвел в Петергофе по заказу Николая I целый ряд строений в готических мотивах: вокзал, почту, грандиозное здание императорских конюшен и др.

 

РУСТ (от лат. rusticus – простой, грубый, неотесанный) – камень, лицевая поверхность которого не отшлифована, а грубо отесана, употребляемый в рустике – кладки или облицовке стен. Облицовка рустом может быть выполнена и в штукатурке, воспроизводящей формы такой кладки. Оживляя плоскость стены богатой игрой светотени, Р. создает впечатление мощи, массивность здания.

 

СВОД – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее криволинейное очертание, аналогичное арке, но не в двух, а в трех измерениях. Различаются своды: полуциркулярный (купольный, парусный), коробовый, цилиндрический, крестовый, зеркальный и др.

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment – чувство, чувствительность) – художественное направление в искусстве второй половины XVIII – начала XIX вв. С. выдвинул на первый план личную жизнь человека, в нем господствовал культ искренних чувств и семейного очага, благоговение перед природой. Пустой светской жизни, развращенным правам высшего общества С. противопоставлял идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь. Обратившись к переживаниям простого человека, сентименталисты открыли обществу духовный мир простолюдина. В России С. представлен произведениями литераторов М.Н. Муравьева, Н.М Карамзина, В.В. Капниста и др., полотнами живописцев В.Л. Боровиковского, А.Т. Венецианова и др. Элементы С. в творчестве русских художников, как правило, сочетаются с чертами классицизма и романтизма.

 

 

СИМВОЛИЗМ (от греч. symbolon – знак, символ) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое таинственностью, мистицизмом. Символисты стремились открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. С. заострил внимание на проблеме формы в художественном творчестве (обновлении художественного языка, адекватности образа и смысла и др.) С. в российской литературе дал о себе знать, прежде всего, в поэзии (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт и др., а позже – А. Блок, А. Белый и др.) Название направлению дали сборники В. Брюсова «Русские символисты». С пафосом решительной переоценки ценностей символисты отвергали «наследие отцов» - утилитарную философию, плосконатуралистическое искусство и т.п. Они противопоставили идее общественного служения подчеркнутый эстетизм, уход в мир душевных прозрений. С. выдвинул индивидуалистическую концепцию личности, бунтующей против пошлой действительности, но бессильной изменить ход истории. С. в живописи преодолевал в целом натуральное восприятие мира, отталкивался от реализма, хотя использовал элементы реалистического живописного языка.

С. в русской живописи последовательно реализовывал идеи о несводимости образа – символа к понятийному роду, о многоаспектности в каждом образе, о несоответствии между внешним обликом явлений и внутренним смыслом того, что явлено взору и т.д. образы – символы во многом угаданы интуицией рассчитаны на интуитивное восприятие, связанное с ассоциативным мышлением, с обращение к трансцендентному и т.д. Оправдание русского живописного С. в глубине творчества М. Врубеля и К. Петрова-Водкина, В. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы».

Символисты видели в искусстве «жизнетворчество», выходящие за пределы собственно искусства, магическую силу обновления жизни («последняя цель искусства – пересоздание жизни. Последняя цель культуры- пересоздание человека» А. Белый).

СУПРЕМАТИЗМ (от лат. supremus – наивысший) - направление в искусстве русского авангарда 1910-1920-х гг., основанное К.Малевичем. Беспредметные абстрактные супрематические композиции состоят из «наивысших» чистых живописных форм. Центральным образом супрематической живописи стал «Черный квадрат», «икона» русского авангарда.

СФУМАТО (с итал.) - живописный прием, использовавшийся Леонардо да Винчи, «дымчатая светотень», окутывавшая изображение и делавшая линию мягкой, как бы растворенной в воздушной среде.

СЮРРЕАЛИЗМ (от фр.sur – на и лат. realis – действительный) - направление в искусстве ХХ века («надреализм», «сверхреальность»), провозгласившее источником искусства сферу подсознательного (сновидения, галлюцинации), а логические связи заменившее субъективными ассоциациями. На складывание его повлияли психоанализ Фрейда, поэзия (А.Бретон), перформансы дадаистов. Основные представители С. в живописи – Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Хоан Миро, Сальвадор Дали, Рене Магритт.

ТИМПАН (от греч. tympanon – барабан) – внутреннее поле фронтона – треугольного или лучкового, окруженного со всех сторон карнизом. Плоскость тимпана часто используется для размещения декоративной скульптуры. Росписи и т.п.

ТРАГЕДИЯ (от греч. tragoidia – песнь козлов) – драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии, оканчивающееся чаще всего гибелью героя. Этимология слова указывает на обряды поклонения Дионису как один из источников древнейших театральных представлений в Греции.

ТРАНСЕПТ (лат. transept) - поперечный неф в церковных зданиях, в том числе в храмах базиликального типа, имеющих крестообразный план.

ТРИПТИХ - (от греч. triptichos - тройной, сложенный втрое) композиция, состоящая из трех частей. В средневековом искусстве трехстворчатый алтарь, складная икона.

ФИАЛ - в готической архитектуре декоративное навершие пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т.п.

ФРЕСКА (с итал. fresco- свежий, сырой) – роспись по сырой известковой штукатурке, красками, разведенными на воде. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов храмов.

ШАТРОВАЯ АРХИТЕКТУРА – в средневековой Руси с XVI в. – каменные храмы, завершаемые шатром – покрытием в форме четырех- или многогранной пирамиды. Применялись в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре.

ЭПОС (от греч. epos – слово, песня) –

1) произведение народного творчества – героические сказания, в отличие от мифов имеющие больше исторических черт, четко определенную литературную форму (эпос связан с эпохой зарождения письменности), главного героя из мира людей.

2) повествовательный род литературы, один из трех основных, наряду с лирикой и драмой.

 

Луиза Хей







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 326. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия