Характерные черты философии софистов.
Первоначально слово софист употреблялось у древних греков в значении «учитель мудрости». И хоть мудрости они, по собственному утверждению, не обучали, они, тем не менее, действительно были учителями. Среди их учеников были, в основном, отпрыски богатых семейств, которые нуждались в их уроках и могли их оплатить. Основных предметов, которым обучали софисты, было четыре: литература, музыка, риторика и эристика. Софисты Появляются люди,которые зарабатывают на своей образованности.Они обучали грамоте, искусству речи, языку.К ним двойственное отношение.Впервые о них упоминается у Платона.Они интересовались проблемами языка,проводили его подробный анализ. Характеристики софистов: · ·Платный охотник за молодыми и богатыми душами и купец знаний. · ·Крупный торговец знаний,относящихся к душе · ·Борец-словесных состязаний В то время считалось, что знания от бога и торговать ими нельзя.По началу они выступали публично.Искусство спора-элистика, а искусство мышления-диалектия. Софистов не волнует истина, им надо выиграть спор, они не мудрецы, они шарлотаны.Софист не рассматривает какой-либо предмет согласно его сущности, он исходит из своих оснований, представлений, чувств которые исходят от своих общих знаний.Цель их -показать зыбкость и относительность оснований своего аппонента. В столкновении философоф и софистов победили философы, тк сила на стороне истины.Протогор, Горчий, Продик - представители софистов. Значительно большую важность они придавали эристике (умению спорить). Главным достоинством участника спора они считали умение победить в нем, чего бы это ни стоило. Для этого, с их точки зрения, подходили любые аргументы, вне зависимости от их истинности. Достаточно было того, чтобы они звучали убедительно для оппонента и всех остальных. Существовали советы и по реальному отвлечению второго участника спора от его предмета.
Для софистов характерно: • критическое отношение к окружающей действительности; • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; • неприятие основ старой, традиционной цивилизации; • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
6. Философия Сократа. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ соглашался с софистами в том, что дискуссия, спор (в виде вопросов и ответов на них) необходимы. Различались у Сократа с софистами взгляды на их цели. По Сократу, цель любой философской дискуссии – поиск истины, которая будет в ней рождена. Ее участники прилагают совместные усилия на этом пути, сохраняя взаимоуважение. Для этого в отношениях с собеседником обязательно должна присутствовать гармония и умение прощать ошибки. С точки зрения софистов, спор ведется лишь для того чтобы оказать в нем победу, выглядя правым в глазах окружающих и оппонента. Поскольку объективной истины не существует, прав тот, кто смог доказать свою правоту остальным. Цель участника дискуссии состоит в подавлении собеседника и самоутверждении. Если она достигнута, победитель сможет получить желаемое. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: - любое знание есть добро; - любое зло, порок совершается от незнания. Несмотря на общую идеалистическую основу философских взглядов, еще одним камнем преткновения между Сократом и большинством софистов была религия. Последние в разной степени отрицали существование древнегреческих богов. Некоторые из софистов в своих измышлениях доходили до того, что боги придуманы людьми с целью контроля над остальными. Сократ же, будучи достаточно религиозным человеком, не мог и в малой степени согласиться с софистами, поскольку считал Бога носителем абсолютного знания. Прискорбно, что, несмотря на это, он был обвинен в том, «не чтит богов». Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: - способствовал распространению знаний, просвещению граждан; - искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.; - открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; - ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов; - воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ». Сократ, как и софисты, принимал активное участие в политической и общественной жизни своих современников. Но, в отличие от них, он действительно хотел помочь обществу своими знаниями, а не искал какой-либо личной выгоды. Как и софисты, Сократ отличался умением говорить длительные красивые речи и собирал вокруг себя учеников, которые прислушивались к его философским взглядам. Тем не менее, в отличие от последователей софистов, его ученики, как правило, не стремились ни к победе в спорах, ни к достижению ораторского мастерства, ни к изучению риторики. Они искали истинную мудрость, которая помогала бы им становиться благородными людьми, лучше исполнять возложенные на них обязанности и т.п. Софистов с Сократом объединяло то, что они также придавали значение попыткам человека познать себя, стремиться к раскрытию собственной природы. В целом, и первые, и второй считали объектом изучения философии именно человека, а не абстрактные понятия.
7. «Сократические школы». «Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится: • Академия Платона; • школа киников; • киренская школа; • лигарная школа; • элидо-эритрийская школа. Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет). Киники – философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»). Киренская школа – основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): - выступали против изучения природы; - высшим благом считали наслаждение; - соответственно целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для достижения наслаждения. Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».
Из античных, так называемых "сократических школ", пожалуй, наибольшую популярность приобрела школа киников (дословно "кюнике философиа" - "собачья философия") - благодаря Диогену Синопскому, который своей жизнью дал образец кинического мудреца,и которого Платон назвал "безумствующим Сократом". Диоген настолько "умерил" свои потребности, что жил в глиняной бочке, не пользовался посудой, подвергал свое тело испытаниям; он довел до апогея презрение к наслаждениям, находя наслаждение в самом презрении к наслаждению. В своем опрощении Диоген доходил до полного бесстыдства, но таким, выходящим за рамки дозволенного поведением он подчеркивал превосходство мудреца над обычными людьми.Однако было бы неверным видеть в книге Диогена лишь нигилиста,этого "античного хиппи ": кинизм подчеркивал и проповедовал нравственно-практическую сторону философского мировоззрения. Киники философствовали своим образом жизни, который считали наилучшим, освобождающий человека от всех условностей жизни, привязанностей и даже почти от всех потребностей. Диоген признавался, что ему философия давала "по крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы".
|