Результаты и последствия, которые принесло развитие учения софистов.
Учение софистов, имевшее большое количество последователей, не могло не оставить существенного следа не только в общественной жизни древних греков, но и в истории в целом. Основных результатов, к которым привело его существование, несколько. Уменьшение значения религии. Они фактически первыми открыто стали утверждать отсутствие у них религиозных взглядов, воззрений и страхов. Поскольку такое поведение могло привести к серьезным последствиям (не только осуждение общества, но и судебное слушание, и даже казнь), если и находились философы, отрицавшие существование греческих богов, делали они это, стараясь не привлекать внимание широкой общественности. Софисты же не боялись ничего, открыто заявляя, что греческие боги есть результат человеческой фантазии. Падение моральных принципов. Находится в прямой связи с уменьшением роли религии в общественной жизни. Действительно, если некого бояться, зачем подчиняться каким-то правилам? Повышение культурного и образовательного уровня современников. Софисты были, прежде всего, учителями. Они набирали учеников, которым передавали не только свои умения вести спор и ораторское мастерство, но и множество знаний из различных областей. Они помогали своим соотечественникам научиться защищать свои права в суде, уметь отстаивать свои взгляды и тому подобное. Многие софисты ездили по городам с циклом своих лекций. Развитие логики стало еще одним последствием существования софистов в истории. Для того чтобы суметь аргументировано опровергнуть множество софизмов, которые они придумывали, требовались определенные правила, на которые можно было бы опираться. Поскольку они сочинялись именно с целью ввести собеседника в заблуждение, умение защититься от них чрезвычайно важно для любой научной деятельности. Другими словами, заслуга софистов, пусть и опосредованная, состоит в том, что они изобрели оружие, ради защиты от которого человечеству понадобился щит, а его создание привело к развитию научной деятельности в целом. Развитие философии. Как философское течение, софистика выполнила очень важную задачу: обозначила важность изучения именно человека, а не абстрактных понятий, которые были в ее центре в прошлом. У софистов было много последователей в истории, которые живо ею интересовались и неоднократно возрождали. Так появилась «вторая софистика», существовавшая во II – начале III века нашей эры, и «третья софистика» - IV век нашей эры. Наличие литературного и культурного наследия. Многие софисты были авторами нескольких произведений, в которых выражали свои взгляды, пытались обучить чему-то или рассказать ситуации, которые привлекли их особое внимание. К сожалению, большинство сочинений софистов до нас не дошло, однако сохранившиеся источники позволяют утверждать, что они обладали свободой воззрений. Как видим, роль учения софистов в науке и культуре не только V-VI столетий до нашей эры, но и вообще в истории довольно велика. Они дали толчок к развитию многих областей человеческого знания и показали человеку, что свобода воззрений – это положительное качество. Однако и ошибки, допущенные ими, тоже должны быть взяты во внимание.
Список используемых источников: 1. А.Ф. Лосев. Софисты Большая Советская Энциклопедия 2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон 3. Маковельский А.О. Софисты 4. Аристотель - сочинение " О софистических опровержениях" 5. Чернышев Б. С. Софисты 6. http://ru.wikipedia.org/wiki 7. http://studopedia.ru/view_filosofiya.php 8. http://andriyanovank.narod.ru 9. http://antique_philosophy.academic.ru 10. http://vasja143.narod.ru 11. http://www.yaklass.ru 12. http://openreality.ru/school/philosophy 13. http://abccba.ru 14. http://nuru.ru/philos 15. http://maxbooks.ru 16. http://rushist.com
[1] А. Ф. Лосев. Софисты / Большая Советская Энциклопедия. [2] Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья [Ред. коллегия: В. В. Соколов (ред.-составитель, автор вступ.ст.) и др.]. — Москва: Мысль, 1969. — С. 315. [3] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов — М., 1986. — С. 348−349. [4] Антифонт — статья в Новой философской энциклопедии. [5] Гусейнов А.А. Мораль [6] Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, 2-е изд. — Т. 1. — С. 99. [7] Аристотель.-Соч.-Т.3-С.536.
Цитаты по докладу: «Человек есть мера всех вещей: существущих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». («О сущем» Протагор). «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». («О богах» Протагор стр.7) В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусство и риторика вытеснили религию. (Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, 2-е изд. — Т. 1. — С. 99.) Я иду совершенно противоположным путем, чем они (замаскированные софисты, как Орфей), и (открыто) признаю, что я софист и воспитываю людей... (Платон «Протагор») Из современных софистов, занимающихся изучением небесных явлений, мы, пожалуй, не станем слушать никого другого, кроме Продика, за его мудрость и ум... Аристофан ««Облака» 360 (ср. «Птицы» 692). «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял, значит, у тебя рога». Эвбулид «Рогатый» «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». «Допустим, девушка — человек. Девушка — молодая, значит девушка — молодой человек. Молодой человек — это парень. Противоречие. Значит девушка — не человек». — Знаешь ли ты то, о чём я хочу тебя спросить? “Софист, убегающий во тьму небытия, куда он направляется по привычке, трудно узнаваем из-за темноты места.... Философа же, который постоянно обращается разумом к идее бытия, напротив, нелегко различить из-за ослепительного блеска этой области; духовные очи большинства не в силах выдержать созерцания божественного” [14, т. 2, с. 376] Платон “Софист” “Софисты действительно впервые стали подходить к жизни столь разносторонне. Они и философы, и ораторы, и драматурги, и поэты, и учителя красноречия, и дипломаты, и представители специальных дисциплин, и актеры на своих ораторских трибунах, и воспитатели молодежи, и законодатели, и профессиональные политики, и веселые анархисты, которым все нипочем, и (в то же время – И. Р.) серьезные моралисты с неизбежными в таких случаях моральными кодексами... Софисты находили красоту в бесконечно разнообразных явлениях человеческой жизни” [33, с. 47] А.Ф. Лосев «История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. 1-е изд., 1968.» “Софист, убегающий во тьму небытия, куда он направляется по привычке, трудно узнаваем из-за темноты места... Философа же, который постоянно обращается разумом к идее бытия, напротив, нелегко различить из-за ослепительного блеска этой области; духовные очи большинства не в силах выдержать созерцания божественного” [14, т. 2, с. 376] (Платон «Софист») Встреченные при первом появлении с восторгом, они почти вслед за тем навлекли на себя позор, который тяготел над ними более двадцати двух столетий (до Гегеля – И. Р.). За исключением небольшого числа их сторонников во времена упадка классической древности – нескольких риторов и грамматиков – все остальные привыкли за все это время на них смотреть как на людей нравственно-презренных, а на их философские воззрения как на легкомысленную, хотя и блестящую, игру ума, несогласную ни с достоинством науки, ни с истиной” [4, с. 1–2] ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович «Онтология Гегеля»
|