Студопедия — Психологическая характеристика этноса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологическая характеристика этноса






В зарубежной литературе разработке понятия «этническая общность» или «народ» внимания не уделяется, хотя в целом интерес к этническим проблемам в последнее время усилил­ся. Однако речь, как правило, идет не столько об этнических процессах, сколько о роли этнического фактора в современ­ной жизни, о формах и типах отношений между различными этническими группами. Из теоретических работ можно назвать сборник статей австрийского социолога Е. Франсиса «Этнос и демос», а также статью профессора университета в Женеве Альдо Дами «Определение этнической общности», хотя в по­следней, по существу, говорится лишь о постановке пробле­мы и отмечается ее сложность.

Одними из первых ввели в литературу термин «этническая общность» известные ученые М.Г. Левин и Н.Н. Чебоксаров. В «Очерках общей этнографии», опубликованных в 1957 году, они определяли народ как исторически сложившуюся группу людей, связанную общностью территории своего формирова­ния, языка и культуры. Вместе с тем они утверждали, что по­нятие «этническая общность» шире понятия «народ», посколь­ку оно применимо как к группе близких по языку и культуре народов, так и к части народа, отличающейся некоторым язы­ковым и культурным своеобразием.

Первая серьезная попытка определения этнической общ­ности была сделана в 1964 году известным отечественным этнографом С.А. Токаревым в статье «Проблема этнических общностей». Вслед за этим было опубликовано несколько ста­тей В.И. Козлова и его монография «Динамика численности народов», в которой не только уделяется внимание методо­логическим проблемам рассматриваемого вопроса, но и до­статочно убедительно аргументируется формулируемое авто­ром определение.

Большой интерес для разработки вопросов этнического развития представляет дискуссия по теории нации, которая развернулась на страницах журнала «Вопросы истории» на про­тяжении 1966—1968 годов. Хотя дискуссия, по существу, све­лась лишь к определению понятия «нация», в ходе обсуждения было высказано немало суждений, важных с точки зрения эт­нических процессов в современном мире.

Анализ существующих концепций показывает, что включе­ние общности языка и территории в понятие этнической общ­ности не вызывает возражения исследователей. Что касается других показателей, то существуют разные, иногда прямо про­тивоположные точки зрения. Так, например, одни исследовате­ли (П.М. Рогачев, М.А. Свердлин) считают общность экономи­ческой жизни ведущим признаком нации, бесспорным этни­ческим признаком всего народа. Другие же (Н.Н. Чебоксаров, В.И. Козлов) полагают, что экономика является необходимым условием существования всех видов общности людей, но не со­ставляет специфику этнической общности и не может считаться одним из ее основных признаков. По мнению В.И. Козлова, экономическая общность свойственна не столько нации, сколь­ко государству и определяется не этническими, а политичес­кими границами. Более того, ему принадлежит и идея о том, что подобные высказывания не имеют под собой реальной основы и могут способствовать лишь оживлению националис­тических идей и экономического сепаратизма.

Приведем некоторые определения этнической общности, разработанные в отечественной литературе. Так, например, С.А. Токарев полагает, что «этническая общность есть такая общность людей, которая основана на одном или нескольких из сле­дующих видов социальных связей: общности происхождения, язы­ка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии».* Однако, по его мнению, ни одно из этих отличий не является обязательным признаком этнической общности, хотя каждый из видов социальной свя­зи, лежащих в основе таких отличий, может составить базу возникновения этнической общности.

* Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методо­логическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. — 1964.-№11.-С. 12.

 

Некоторые исследователи предлагают применять вместо термина «народ» термин «этнос», подчеркивая этим, что эт­ническая общность является понятием более широким, чем этнос. Полагают, что именно культурная специфика должна рассматриваться как основной признак этноса, позволяющий во всех без исключения случаях отграничить его от других эт­носов. В сущности говоря, даже язык, обычно считающийся главным этническим индикатором, теснейшим образом связан с культурой говорящего на этом языке народа, поскольку его культура, в первую очередь духовная, в значительной степени всегда выражается на определенном языке. Каждый этнос не­обходимо рассматривать как исторически сложившуюся груп­пу людей вместе с территорией его формирования и последу­ющего расселения, созданной им культурой и языком, кото­рый эту культуру выражал.

По мнению Н.Н. Чебоксарова, «этнической общностью сле­дует называть широкую категорию, включающую не только на­роды или этносы, но и подразделения этих народов, группы род­ственных народов, имеющие целый ряд общих культурных и язы­ковых черт».* Такую точку зрения поддерживает и Ю.В. Бромлей, отмечая при этом, что под этнической общностью пони­мают всю этническую иерархию — от этнографической груп­пы до этнолингвистических общностей. Под этносом, как пра­вило, понимается та основная этническая ячейка, которую обычно в просторечии называют народом, то есть это племя, народность, нация. Впрочем, нередко этот термин употребляется в еще более узком смысле слова — близком к понятию «национальность».

* Советская этнография. — М., 1970. — №3. — С. 92.

 

Термин «этнос» получает все большее распространение в специальной этнопсихологической литературе. Так, В.И. Коз­лов дает следующее определение этнической общности: «На­род, или этническая общность — социальный организм, сложив­шийся на определенной территории из групп людей при условии уже имевшейся у них или достигнутой ими по мере развития различных связей (хозяйственных, культурных и других) общнос­ти языка, общих черт культуры и быта, особенности психиче­ского склада, а если эти группы резко отличались в расовом от­ношении, то и значительной метисации их. Основными призна­ками этнической общности являются: этническое самосознание и самоназвание, язык, территория, особенности культуры, опре­деленная форма социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к созданию такой организации».* Важно отметить при этом, что главным, по-видимому, явля­ется не перечень признаков, а выяснение характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании.

* Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследо­вания и основные факторы. — М., 1969. — С. 56.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 2548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия