Типология политических культур
Политическая культура любого общества уникальна. Вместе с тем, в политических культурах разных обществ имеется немало общих черт, что дает основание для их объединения в определенные типы. Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наибольшее распространение получили исторический, функциональный, структурный и коммуникативный. В контексте исторического подхода тип политической культуры общества опре-деляется степенью развития гражданственности его членов. Основатели этого подхода - американские политологи Габриэль А. Алмонд и Сидней Верба. Основные принципы типологизации они определили в работе "Гражданская культура" [Almond G. А, Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton, 1963]. Про-ведя в 1959-1960 годах широкомасштабные исследования позиций, ориентации и актив-ности в политике населения пяти стран - Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики, - ученые выделили три "чистых типа политической культуры": приходской, подданнический и партисипаторный. Приходская культура (англ, parochal culture) характеризуется индифферентным или негативным отношением членов общества к политической власти вообще, отсутствием интереса к политике и, вследствие этого, нежеланием принимать в ней личное участие. В этой культуре индивиды осознают себя в качестве членов малой социальной общности (прихода), но не гражданами государства. Подданническая культура (англ, subject culture) характеризуется отсутствием лично-го интереса к участию в политике, пассивным отношением к власти. Хотя в этой культуре граждане уже осознают себя членами политического сообщества, но их роль в полити-ческой системе сводится к роли подданных (объекта), которые лишь подчиняются власти. Партисипаторная культура (англ, participant culture) характеризуется большим или значительным інтересом (516) граждан к политике, активным отношением к политической власти, готовностью принимать личное участие в политической жизни. Однако политические культуры современных обществ, по мнению Алмонда и Вербы, нельзя отнести ни к одному из этих видов. Они представляют собой один из смешанных типов, в котором сосуществуют и пересекаются различные культурные элементы. Исследование доминант политического поведения позволило ученым выделить следующие смешанные типы политической культуры: приходско-подданнический, приходско-партисипаторный и подданническо-партисипаторный. Приходско-подданнический тип политической культуры присущ сегодня многим постколониальным странам Африки и Азии, которые, преодолевая трайбализм[8] и местный сепаратизм, строят суверенные централизованные государства на основе авторитарной власти. Приходско-партисипаторный тип политической культуры характерен для тех развивающихся стран, которые идут по пути демократического развития. Приходско-партисипаторный характер имеет, например, политическая культура Индии. Подданническо-партисипаторный тип распространен в стабильных демократиях. Одним из его разновидностей можно считать гражданскую культуру современных цивилизованных обществ. В ней встречаются фрагменты приходской культуры. У известной части членов общества продолжает сохраняться подданническое отношение к политической власти. Хотя постоянную политическую активность демонстрирует не более 15% населения, но основная его масса психологически нацелена на участие в политической жизни, представляет собой потенциально активных граждан. Типология, предложенная Алмондом и Вербой, была первой попыткой типологизации политических культур. Отражая исторический аспект формирования политической культуры современных обществ, она в то же время не учитывала многих других существенных моментов политико-культурного феномена. (517)
Функциональный подход к типологизации политических культур был предложен польским політологом Ежи Вятром в его книге "Социология политических отношений [Wiatr J. Sociologia stosunkow politycznych. - Warszawa, 1977]. Методология Вятра основывалась на том, что политическая культура как 'компонент политической системы, с одной стороны, во многом определяет качества политического режима (режима функцио- нирования политической системы), а с другой стороны, сама постоянно испытывает его воздействие. В соответствии с тремя базовыми типами политического режима в рамках функционального подхода выделяются три основных типа политической культуры: тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитарная политическая культура характеризуется идеологической ангажиро-ванностью политического сознания и политического поведения членов общества, так как в тоталитарных системах имеет право на существование только одна, официальная идеология, которая должна признаваться всеми. Тоталитарной культуре присущи культ вождя, мифологизация сознания, активно-подданническое отношение к власти. Тотали-тарная власть требует от членов общества не только своего признания в качестве законной, но и постоянного проявления активности в свою поддержку. Аполитичность расценивается как проявление нелояльности к режиму. В тоталитарных системах действует принцип: "Кто не с нами, тот против нас". Политическая активность в условиях тоталитаризма часто имеет принудительный характер, так как ее побудительным мотивом является страх. Авторитарная политическая культура, наоборот, отличается аполитичностью. Хотя члены авторитарних систем могут проявлять самостоятельную активность в разных сферах общественной жизни (экономике, культуре и т. д.), но это не касается политики. Аполитичность культивируется режимом, который основан на единоличном правлении (правлении одного лица или небольшой группы лиц). Его вполне удовлетворяет пассивно-подданническое отношение к власти. Главное - чтобы не мешали править. В авторитарных системах действует принцип: "Кто не против нас, тот с нами".
Демократическая политическая культура характеризуется толерантным отношением к различным поли тиче(518) ским взглядам и убеждениям, признанием оппозиции. Важнейшей политической ценностью являются гражданские права и свободы. Поскольку в демократических обществах граждане свободны в выборе – принимать или не принимать участие в политике, то реальная политическая активность является средней. При этом большинство членов общества внутренне готовы к политическому участию. Кроме базовых типов политической культуры, в рамках функционального подхода выделяются также промежуточные и переходные типы. Промежуточные типы политической культуры характерны для стран, политические режимы которых имеют ряд черт, присущих различным режимам. Так, политические режимы Польши во времена Владислава Гомулки и Венгрии при Яноше Кадаре нельзя с полным правом отнести ни к тоталитарному, ни к авторитарному типам. Это были тоталитарно-авторитарные режимы. Они утратили уже многие тоталитарные качества, но не стали еще в полной мере авторитарными. Тоталитарно-авторитарные режимы формировали и соответствующий тип политической культуры. Политическая культура Франции в период президентства Шарля де Голля также имела промежуточный, авторитарно-демократический характер. В ней было немало элементов авторитаризма, но сохранялись демократические основы. Переходные типы политической культуры свойственны обществам, которые находятся в процессе трансформации - целенаправленного перехода из одного качества в другое. Переходный характер имеют посткоммунистические общества, трансформирую-щиеся из тоталитарных в демократические. В их политической культуре сохраняются еще много тоталитарных наслоений, но набирают силу ростки новой, демократической культуры, возникают также рецидивы авторитаризма. Политическая культура переходного типа имеет гетерогенную (от греч. heterogenes - неоднородный по составу) структуру. Структурный подход к типологизации политических культур был обусловлен разработкой понятия доминирующая культура. Американские политологи, находящиеся под влиянием работ Алмонда, Пауэлла и Вербы, обратили внимание на то, что в политической культуре любого общества имеются образования, свойственные (519) отдельным социально-классовым, этнонациональным, религиозно-конфессиональным, поло-возрастным или территориальным группам. Их взаимоотношения в различных обществах неодинаковы. В одних обществах они сосуществуют более или менее гармонично, в других - находятся в состоянии конфронтации. Это дало основание для выделения гомогенного и гетерогенного типов политической культуры. Гомогенный тип характеризуется тем, что составляющие политическую культуру общества специфические образования, несмотря на существующие между ними различия во взглядах на власть, отношение к правящей элите, имеют общее базисное основание. Такие образования стали именоваться политическими субкультурами. Базисное основание получило название доминирующей культуры. Доминирующая культура - это комплекс политико-культурных элементов, которые присущи большинству социальных групп данного общества. Политико-культурные образования, не имеющие общего поля с доминирующей культурой, определяются как контр-культуры. Доминирующая культура выполняет интегративную функцию по отношению к политической системе. Политические структуры, которые не придерживаются принципов доминирующей культуры, рассматриваются в качестве антисистемных. Наличие доминирующей культуры придает политической культуре общества гомогенный (цельный) характер. Гетерогенный тип характеризуется отсутствием доминирующей культуры. Не имея общего основания, политические культуры различных социальных групп противостоят друг другу. Гетерогенная политическая культура детерминирует социальные, этнические, религиозные и другие политические конфликты. Она порождает тенденции дестабилизации политической власти, дезинтеграции политической системы общества. Коммуникативный подход к типологизации политических культур во многом был предопределен работой известнейшего современного философа, логика и социолога Карла Поппера "Открытое общество и его враги". В ней автор противопоставляет "закрытым обществам", культура которых консервативна, основана на коллективной ответствен-ности, обременена множеством вся(520)ческих табу, законов и обычаев и поэтому закрыта для внешнего влияния и прогресса, "открытые общества", где право принятия личных решений, личная свобода и личная ответственность граждан предопределяет динамизм развития и открытость их культуры. Методология Поппера дала основание для выделения в дальнейшем закрытого и открытого типов политической культуры. Закрытая политическая культура - это замкнутый, сориентированный только на собственные локальне ценности, образцы и нормы, тип, для которого характерен традиционализм политического сознания и поведения. Закрытые политические культуры не способны к сколько-нибудь продуктивному обмену ценностями с другими политико-культурными системами. Этот тип политической культуры свойственен для патриархаль- ных и тоталитарных обществ. Открытая политическая культура характеризуется способностью к коммуникации. Открытые культуры сравнительно легко вбирают в себя инокультурный опыт. Они обладают склонностью к новациям и модернизации. Открытый характер имеют политические культуры демократических обществ, что обусловливает динамичность и эволюционность их развития. Многообразие методологических подходов к типологизации политической культуры и множественность ее типов отражают всю сложность политико-культурного феномена. Представляя собой архисложное структурное образование, политическая культура любого общества в качестве конструирующих ее атомарных элементов имеет политическое сознание и поведение каждого из его членов. Как человек ведет себя в политике, какие особенности имеет его политическое сознание и поведение - это во многом определяется процессом политической социализации.
|