ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ
К РАЗДЕЛУ «РЫЦАРСКАЯ ЛИРИКА. ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ»: ТРУБАДУР (от прован. trobar – творить, сочинять, изобретать) – южнофранцузские поэты конца XI-XIII вв.. Известно почти 500 имен трубадуров. В поэзии трубадуров значительное место занимала тема куртуазной любви. КУРТУАЗНЫЙ (от фрран. сour – двор) – основа рыцарского поведения в XII-XIII вв.. Куртуазный кодекс предполагал соблюдение «семи рыцарских добродетелей». «СЕМЬ РЫЦАРСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ» - верховая езда, фехтование, владение копьем, плавание, соколиная охота, игра в шашки или шахматы, умение слагать стихи в честь дамы сердца. КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ – высокая утонченная любовь (fin amor), форма взаимоотношений между молодым рыцарем, как правило, вассалом, и Дамой, как правило, женой сеньора. Молодой рыцарь обязан был поклоняться Даме, демонстрировать свою влюбленность и преданность, посвящать ей победы в сражениях и на турнирах. При этом куртуазная любовь допускала телесное влечение рыцаря к Даме, но исключала его удовлетворение. Страдания от невозможности достичь желаемого должны были совершенствовать рыцаря нравственно. В лирике куртуазная любовь находила выражение в жанрах канцоны и послания. Куртуазной любви противостояла «низкая», телесная любовь, направленная на простолюдинок (fal’s amor), этот тип любви нашел отражение в жанре пастореллы (пестуреллы). КАНЦОНА (КАНСОНА) – любовная песнь, обращенная к возлюбленной, с которой трубадур находится в разлуке. В последней строфе (торнаде) трубадур обращается к Даме, в отличие от послания, которое при сходстве содержания с кансоной, заканчивалось обращением к гонцу, а не к адресату. Автором изысканных кансон о «любви издалека» выступает Джуафре Рюдель («Мне в пору долгих майских дней…») АЛЬБА (песнь рассвета) – эмблематичный для провансальской лирики жанр, изображающий расставание влюбленных на рассвете после тайного свидания и передающий диалог, в котором Дама хочет удержать рыцаря. Иногда диалог ведется между рыцарем и его оруженосцем, который предпреждуает о наступлении рассвета. Каждая строфа альбы заканчивалась словом альба (прован. – рассвет). СЕРЕНА (вечерняя песня) – жанр, противоположный альбе, изображающий нетерпеливое ожидание влюбленным назначенного на вечер свидания (Гираут Рикьер «Дама к другу не была столь строга на этот раз…») СИРВЕНТА (СИРВЕНТИС) – стихотворение сатирического содержания, обличающее те или иные социальные недостатки или же злоупотребления святой церкви. Например, Бертран де Борн пишет сиверту «Я сирветис сложить готов…», направленную против богатого, но не титулованного и не куртуазного рыцарства («золотых мешков»). ПАСТОРЕЛЛА (ПАСТУРЕЛЛА) – стихотворение, избражающее встречу рыцаря и пастушки на лоне цветущей весенней природы. Рыцарь добивается любви пастушки и либо получает ее согласие, либо та зовет своего дружка, и тот с ватагой деревенских парней прогоняет сластолюбивого рыцаря. ТЕНСОНА – поэтический спор на те или иные куртуазные или социально значимые темы. В форме тенсоны дошла до нас полемика о «темном» и «ясном» стилях между Гираутом и Рамбаутом. ПЛАЧ – жанр, в котором поэт выражает скорбь по поводу гибели того или политического деятеля или полководца и выражает при этом собственные политические убеждения (Например, плач по Молодому Королю Бертрана де Борна). БАЛЛАДА – песня с плясовым припевом, изборажающая, как правило, наступление весны. СЕНЪЯЛЬ – условно-поэтическое имя Дамы, посланника или же сеньора-покровителя. ТРУВЕРЫ – северофранцузские поэты-рыцари, разрабатывающие жанры ткацких песен, женских жалоб (о разлуке или неудачном замужестве), песен о Крестовых походах («Песнь об альбигойском Крестовом походе» XIII в.) К РАЗДЕЛУ «РЫЦАРСКИЙ РОМАН»: РОМАН – первоначально стихотворное произведение светского содержания на романском языке, по мере развития жанра приобретает черты большой формы эпоса, изображающей судьбы нескольких главных героев на протяжении значительного промежутка времени. ПАМЯТЬ ЖАНР А – категория, разработанная М. М. Бахтиным, существо которой состоит в утверждении глубинной взаимосвязи произведений одного жанра как ориентированных на один «канон» (набор приемов повествования, построения характера и др.). АВАНТЮРА – способ соединения любви и рыцарских подвигов в рыцарском романе путем их взаимной обусловленности: подвиги совершабтся во имя любви к Даме, чтобы прославить насравненную красоту и добродетели Дамы и добиться ее благосклонности. ИДИЛЛИЯ – жанр рыцарского романа со счастливым концом, в котором, несмотря на все злоключения, герои добиваются благополучия и счастья и все герои, независимо от религиозной принадлежности и социального статуса, проникнуты расположением друг к другу. КОЛЛИЗИЯ – в художественном произведении интрига, столкновение героев, связанный с ним сюжетный узел. САМОРАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА – психологический рост героя под влиянием обстоятельств, обусловленный воздействием внешних причин, коллизий сюжета, а не произволом автора. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: К РАЗДЕЛУ «РЫЦАРСКАЯ ЛИРИКА. ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ»: 1. Жизнеописания трубадуров /Изд. подгот. М. Б. Мейлах. – М., 1993. 2. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М., 1974. (БВЛ) 3. Песни трубадуров. - М., 1979. К РАЗДЕЛУ «РЫЦАРСКИЙ РОМАН»: 1. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. – М., 1984. 2. Средневековый роман и повесть. – М., 1974. 3. Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. – М., 1980. 4. Две старофранцузские повести. Мул без узды. Окассен и Николет. – М., 1956. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА: К РАЗДЕЛУ «РЫЦАРСКАЯ ЛИРИКА. ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ»: Основная: 1. Иванов К. А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. – СПб.,1991. 2. Мейлах М. Б. Язык поэзии трубадуров. – М., 1975. 3. Руа Ж. Ж. История рыцарства. - М., 1996. 4. Федотов О. И. Рыцарская лирика // История западноевропейской литературы Средних веков. Учебник- хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики. – М., 1999. С. 69-88. Дополнительная: 1. Дюби Ж. История Франции. Средние века. – М., 2000. 2. Шишмарев В. Ф. Лирика и лирики позднего средневековья. - Париж, 1911. 3. Фридман Р. А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Уч. Зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. М., 1965. К РАЗДЕЛУ «РЫЦАРСКИЙ РОМАН»: Основная: 1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. 2. Булфинч Т. Мифы и легенды рыцарской эпохи – М., 2009. 3. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М., 1983. 4. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986. 5. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976. Дополнительная: 1. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. – М., 1993. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. 3. Декс П. Семь веков романа. – М., 1962. 4. Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963. 5. Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси. – М., 1964. 6. Михайлов А. Д. Легенда О тристане и Изольде и ее завершение (роман Пьера Сала «Тристан») Philologica: исследования по языку и литературе. Памяти акад. В. М. Жирмунского. – Л., 1973.
Источник: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/pogrebnaya-srednie-veka/rycarskaya-literatura.htm
|