Студопедия — Пустота, порождающая пространство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пустота, порождающая пространство






Святой Фома Аквинский говорил «Называться мудрым может лишь тот, чьи помыслы устремлены к концу Универсума, конец же его есть также начало Универсума»20. Основной принцип всякой мифологии состоит в том, что конец есть нача­ло. Мифы о творении пронизаны ощущением рока, неизменно возвращающего все сотворенные формы в нетленное, из кото­рого они изначально возникли. Формы безудержно устрем­ляются вперед, но, неизбежно достигая своего апогея, разру­шаются и возвращаются в исходную точку. В этом смысле мифология трагична в своем видении мира. Но в том смысле, что наше истинное бытие она помещает не в бренные формы, а в нетленное, из которого они тут же вновь извергаются вовне, мифология выше трагизма21. Действительно, какое бы мифо­логическое мироощущение ни преобладало, трагедия здесь не­возможна. Скорее, все это имеет характер фантазии. Кроме того, истинное бытие заключается не в этих формах, а в фантазии их творца.

 

 

 

 


Иллюстрация XIX. Мать богов (Мексика).

Иллюстрация XX. Тангороа, порождающий богов и людей (Австралия)

 

Как и в сновидении, эти образы выстраиваются от возвы­шенного до нелепого. Разуму, с его нормальными оценками здесь нет места, напротив – его постоянно оскорбляет и повер­гает в шок всякое утверждение, которое он, якобы, наконец – то понял. Мифология отступает, когда разум со всей серьезностью отстаивает свои излюбленные, то есть традиционные образы, защищая их так, как если бы в них и состояло послание, кото­рое они лишь призваны сообщить. Эти образы следует рассматривать как тени – и не более – непостижимого потусторон­него, недоступного ни глазу ни речи, ни разуму, ни даже вере. Подобно тривиальным фигурам сновидений, образы мифа на­полнены смыслом.

Первая фаза космогонического цикла описывает расщеп­ление бесформенности в формы, как в следующей песне о тво­рении, принадлежащей племени маори из Новой Зеландии:

Те Коре (Пустота)

Те Коре – туа – тахи (Первая Пустота)

Те Коре – туа – руа (Вторая Пустота)

Те Коре – нуи (Безбрежная Пустота)

Те Коре – роа (Далеко простирающаяся Пустота)

Те Коре – пара (Ненасыщенная Пустота)

Те Коре – вхивхиа (Незаполненная Пустота)

Те Коре – равеа (Восхитительная Пустота)

Те Коре – те – тамауа (Установленный Предел Пустоты)

Те По (Ночь)

Те По – теки (Долгая Ночь)

Те По – тереа (Медлящая Ночь)

Те По – вхавха (Плачущая Ночь)

Хине – маке – мое (Дочь Ужасного Сна)

Те Ата (Рассвет)

Те Ау – ту – роа (Наступивший День)

Те Ао – марама (Светлый День)

Вхай – туа (Пространство)

В пространстве разворачивается два лишенных формы су­ществования:

Маку (Влажность [мужское])

Махора – нуи – а – ранги (Великое Пространство Неба [женское])

 

От них берут начало:

Ранги – потики (Небеса [мужское]) Папа (Земля [женское])

Ранги – потики и Папа были родителями богов22.

Из пустоты, пребывающей по ту сторону всякой другой пус­тоты проистекают чудесные, подобные растениям эманации, на которых держится мир. Десятой в этом ряду является ночь; восемнадцатым – пространство (или эфир), остов всего види­мого мира; девятнадцатым является женско – мужская поляр­ность; двадцатой – видимый универсум. Такой ряд подразуме­вает глубины, уходящие дальше глубин самой тайны бытия. Уровни соответствуют глубинам, исследуемым героем в его приключении как миропроникновении; они соответствуют духов­ным стратам, известным разуму, сосредоточенному в медитации. Они представляют бездонность темной ночи души23.

Иудейская каббала представляет процесс творения как серию эманации во вне Я ЕСМЬ Великого Лика. Первой являет себя сама голова в профиль, а из нее берут начало «девять вели­колепных светил». Эманации представлялись также как ветви космического дерева, растущего вершиной вниз, корнями уходя в «непостижимую высь». Мир, который мы видим, является перевернутым образом этого дерева.

Согласно индийской философии санкхья (VIII в. до н.э.), пус­тота конденсировалась в элемент эфир, или пространство. Из него образовался воздух. Из воздуха произошел огонь, из огня – вода, а из воды – элемент земля. С каждым элементом разви­вались ощущения – функции, способные к их восприятию: соответ­ственно – слух, тактильное ощущение, зрение, вкус и обоняние24.

Забавный китайский миф персонифицирует эти элементы – эманации в виде пяти почтенных мудрецов, которые выходят из шара хаоса, висящего в пустоте:

«До того как небо и земля стали отделяться друг от друга, все было большим шаром тумана, названного хаосом. В это время духи пяти элементов приняли форму и развиваясь превратились в пятерых старцев. Первый назывался Желтым Старцем и был хозяином земли. Второй – Красным Старцем и был хозяином огня. Третий – Темным Старцем и был хозяином воды. Четвер­того звали Принцем Дерева, и он был хозяином дерева. Пятая же – Мать Металла – была хозяйкой металлов25.

Затем каждый из этих пяти старцев привел в движение первичный дух, из которого он произошел, так что вода и земля опустились вниз; небеса поднялись ввысь, а земля стала твер­дой до самых своих глубин. Затем воды собрались в реки и озера, и появились горы и равнины. Небеса просветлели, а земля разделилась; затем было солнце, луна и все звезды, песок, облака, дождь и роса. Желтый Старец привел в движе­ние чистую силу земли, и к ней добавилось действие огня и воды. Затем появились травы и деревья, птицы и животные, и родились змеи и насекомые, рыбы и черепахи. Принц Дерева и Мать Металла свели свет и тьму вместе и посредством этого создали человеческую расу, мужчину и женщину. Таким обра­зом постепенно появился мир...»26.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия