Тема №10. Проблемы истории, теории и историографии национально-освободительного движения в Казахстане в XVIII - начале XX вв.
10.1. Теория и периодизация истории освободительных движений. Источники. 10.2. Дореволюционная и советская историография национально-освободительных движений. 10.3. Анализ современной историографии национально-освободительных движений. Цель и задачи: Дать общее представление по теоретическим проблемам освободительных движений, их периодизацию, проанализировать историографию вопроса. Ключевые понятия: «народно-освободительное движение», «протестное движение», «восстание», «крестьянская война», «революция», периодизация, историография. Литература: 1. Мажитов С.Ф. Проблемы истории, теории и историографии народно-освободительного движения XVIII - начала XX вв. в Казахстане. Монография. - Алматы: Мектеп, 2007. - 350 с. 2. Абдилдабекова А.М. Историография присоединения Казахстана к России. Алматы, 2001. 3. Абдиров М. Ж. Завоевание Казахстана царской Россией и борьба казахского народа за независимость (из истории военно-казачьей колонизации края в конце XVI - начале XX вв.). Астана, 2000. 4. Абилев А.К. Русская историография истории Казахстана XVIII начала - XX вв. Караганда, 1988. 1. В современной периодической печати и специальной литературе имеют место неоднозначные по своему содержанию суждения и утверждения по поводу этнической истории, этнической территории, истоков государственности, преемственности в традициях освободительной борьбы в Казахстане и соседних с ним государств. Между тем, постоянное переписывание истории и часто мнимое ее «переосмысление» порождает все новые и новые дискуссии по поводу негативов и позитивов прошлого, что в условиях национальных историографий ведет к замкнутости. Именно поэтому одной из серьезных, требующих сугубо специального научного подхода в процессе своего изучения является история освободительных движений эпохи колониализма. В литературе их принято считать «национально-освободительными движениями». Наряду с этим обществоведы и историки применительно к освободительному движению используют понятия «народно-освободительное движение», «протестное движение», «восстание», «крестьянская война», «революция» и т.д. В данном случае речь идет о неполноценной научной разработанности, и как следствие – появлении самых различных суждений по поводу истории и типологии социально-политических движений, направленных на преобразование общества и государства. Анализ историографии народно-освободительного движения казахов в XVIII – начале XX вв., позволит оценить современное состояние проблемы и наметить как приоритеты, так и перспективы ее изучения. Несмотря на значительные успехи и достижения отечественных историков в исследовании рассматриваемой проблемы за годы независимости Республики Казахстан, обнаруживается, что некоторые из них остаются изученными на уровне 40-80-х гг. ХХ века. Согласно современным исследованиям историков, основными и этапными событиями борьбы казахов за независимость и самостоятельное развитие являются: антиколониальное движение под руководством Сырыма Датова (1783-1797 гг.), крестьянское освободительное восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838 гг.), народно-освободительное восстание или народная война Кенесары Касымова (1837-1847 гг.), восстание Джанхожи Нурмухамедова (1856-1857 гг.), восстание Есета Котибарова (1858-1869 гг.), восстание крестьян на Мангышлаке (1869-1870 гг.). Традиции борьбы против втягивания казахского края в колониальную систему Российской империи были продолжены, но уже другими методами и средствами представителями реформаторского движения казахской интеллигенции второй половины XIX-начала XX вв. В целом, среди исследователей существует мнение о том, что в процессе народно-освободительной борьбы за свою независимость казахский народ поднимал знамя свободы более 400 раз. На сегодняшний точка зрения о том, что историю народно-освободительного движения периода противостояния Российской империи следует начинать с движения Сырыма Датова представляется устаревшей. К примеру, А.И. Левшин усматривал протест в среде казахов уже в момент появления в Младшем жузе переводчика Коллегии иностранных дел Российской империи А.И. Тевкелева. Проблема начала истории протестных движений против установления российской власти в казахской степи требует своего специального изучения в силу ряда причин. Обращает на себя внимание общий фон исторических событий в центральноазиатском регионе. Он характеризуется объективно активным подъемом стремления народов к сохранению своей национальной независимости. В то же время в условиях общей социально-экономической неурядицы, а также внутренней и внешнеполитической нестабильности, народы Востока были вынуждены принять силу более развитых стран в обмен на свое отставание от общемировых процессов. С начала XVIII века Казахстан и страны Центральной Азии включаются в общую систему мирового капиталистического хозяйства. Развитые страны капитализма были заинтересованы в вывозе из этих стран дешевого сырья, продуктов сельского хозяйства и других богатств. Между этими государствами появляется соперничество за политическое, торговое, военное и промышленное преобладание в мире. В начале XVIII в. на Среднем Востоке столкнулись интересы России, Джунгарии, Китая, Османской империи, среднеазиатских ханств (Хивинское, Бухарское, Кокандское) и Англии. Казахстан в результате сложных изменений в международных отношениях столкнулся с опасностью потери своей политической независимости и государственного суверенитета. Новые подходы в исследовании периодизации народно-освободительного движения казахов видятся в рассмотрении его как цельного и единого. В связи с этим предлагается следующая периодизация основных этапов национально-освободительного движения: I этап – 1731-1847 гг.; II этап – 1847 г.-конец XIX в.; III этап – начало XX в.-1940 гг.; IV этап – 1950-1990-е гг. ХХ в. Первый этап характеризуется присутствием монархических иллюзий и завершается открытой войной с метрополией. Для второго этапа присущи «мирные» формы борьбы, просветительство, реформаторство, идея национальной автономии. На третьем этапе появляются самостоятельные крестьянские выступления, направленные на борьбу с модернизациями казарменного строя и тоталитарной системы. На четвертом этапе имеют место открытые выступления против административно-командной системы управления, политической бюрократии, советской идеологии, что завершается достижением Казахстаном политической независимости и строительством основ суверенного государства. Благодаря такому подходу появляется возможность представить народно-освободительное движение казахского народа как цельный процесс, который на каждом из отдельных этапов имел свои особенности и специфику. 2. Первоначальные попытки создания историографии народно-освободительного движения XVIII – начала XX вв. в Казахстане с креном на их теоретическое осмысление следует усматривать в так называемой «дворянско-буржуазной» историографии прошлого столетия. Именно в ней, несмотря на наличие многочисленного фактического материала, обнаруживается стремление концептуально закрепить за событиями 30-40-х годов ХIХ в. славу «бунта», «разбойного мятежа», движения «неспособных к воинственности». Как отмечает Н.И. Красовский: «…Воинственный дух этот привило киргизам само правительство русское, и начинающаяся на западе порча народного характера необходимо отразилась и на некоторых племенах Средней и Большой Орд. Многое дурное привилось к этому характеру с тех пор, как степь подпала под влияние чужеземных властей». История, теория и историография народно-освободительного движения в Казахстане не могут быть исследованы в отрыве от достижений отечественной историографии советского периода в анализе проблем протеста казахского народа против колониальной политики империи. В плане воссоздания общего контекста и воспроизведения внутренней логики изучаемой проблемы представляются весьма значимыми работы М.П. Вяткина, Н.Г. Аполловой, В.Ф. Шахматова, П.Г. Галузо, С.З. Зиманова, Б.С. Сулейменова, Г.С. Сапаргалиева и других. В современной казахстанской исторической литературе в наиболее обобщенном виде проблемы истории, теории и историографии народно-освободительного движения представлены в работах Ж.К. Касымбаева. Автором предлагается история изучения и исследования проблемы, основанная на критическом подходе и стремлении восстановить объективную истину в анализе проблем народно-освободительного движения казахского народа. Среди авторов, чьи труды заслуживают пристального внимания исследователей, Ж.К. Касымбаев называет имена Ч.Ч. Валиханова, М. Красовского, И. Завалишина, В. Потто, А. Янушкевича, П. Семенов Тян-Шанского, Н. Середы, А. Кенесарина, А. Ф. Рязанова и других. Развитие теории и методологии советского историографического знания к середине 1980-х гг. обнаружило, что проблематика освободительного движения стала не только «белым пятном» истории, но и актуальной составной общественно-политической жизни Казахстана. Грядущие исторические перемены уже во второй половине 80-х-начале 90-х гг. стали предметом исторического прогнозирования через обращение к урокам освободительной борьбы в прошлом. Обозначенные парадигмы определили в целом научный взгляд на степень изученности истории, теории и историографии народно-освободительного движения XVIII – начала XX вв. в Казахстане. Как отмечала Д.И. Дулатова: «Расставить правильные акценты в развитии казахского общества, взглянуть на жизнь народа с точки зрения исторической перспективы, выявить поступательный путь достижения его самосознания, к которому он шел медленным и мучительным путем - это задача исторической науки сегодняшнего дня». 3. Общая тенденция к усложнению образа профессиональной историографии в 1990-е гг. определила новое качество историографической рефлексии. Историографическое пространство отечественной науки отмечено в данный период появлением различных направлений и групп исследователей, предлагающих собственное видение путей развития народно-освободительного движения в Казахстане. На смену некогда однозначно политизированному подходу к изучению данной проблемы пришло долгожданное научное видение. В работах академиков М.К. Козыбаева и К.Н. Нурпеиса, а также их школ определился прорыв, связанный с методологическими новациями в исследовании освободительного движения казахского народа в предсоветский период. Особую значимость для осмысления степени изученности темы нашего исследования имеют работы В.З. Галиева. Следует отметить их практическую значимость, которая состоит во введении в научный оборот большого количества документального материала относительно истории народно-освободительного движения ХVIII-ХIХ вв. Третье направление историографических поисков по рассматриваемой проблеме можно определить как основу для возникновения в отечественной исторической науке теоретической истории. Необходимость последней диктуется современными государственными приоритетами и задачами формирования конкурентоспособной науки Казахстана в новом мире. Для теоретического осмысления круга конкретно-исторических вопросов, имеющих отношение к исследуемой проблеме весьма важны исследования М.Ж. Абдирова, М.-А.Х. Асылбекова, К.М. Атабаева, Э.Ж. Валиханова, К.Л. Есмагамбетова, И.В. Ерофеевой, М.К. Койгелдиева, Г.М. Какеновой, О.Х. Мухатовой, Х.А. Сутеевой, У.Х. Шалекенова и др. В свете изучения внутренних аспектов рассматриваемой проблемы большой интерес представляют историко-этнологические и политологические исследования Ж.Б. Абылхожина, К.Н. Бурханова, Т.С. Жумаганбетова, Н.Э. Масанова, Н.А. Алимбая, К.Р. Несипбаевой, Б.М. Сужикова. Комплексное изучение проблем истории, теории и историографии народно-освободительного движения в Казахстане невозможно без анализа трудов историков и других зарубежных исследователей-обществоведов. Работы В.В. Дегоева, А.В. Ремнева, Дж. Скотта, Т. Шанина, Н. Шахрани, Ш. Эйзенштадта и других содержат ряд положений, имеющих первостепенную важность при осмыслении особенностей и специфики освободительной борьбы в традиционных обществах, взаимодействия империи и окраины и т.д. Таким образом, историографическое положение в подходах и оценках вокруг проблемы народно-освободительных движений XVIII – начала XX вв. в Казахстане показывает, что современная историческая наука Казахстана представляет собой сегодня открытую плюралистическую систему, в которой господствующие теории сосуществуют с альтернативными научными концепциями, что вносит диалектическую логику в научную жизнь.
Тесты к теме №10: 1. По мнению исследователей в процессе народно-освободительной борьбы сколько раз казахский народ поднимал знамя свободы за свою независимость? а) более 400 раз б) более 200 раз в) более 50 раз 2. В историографии какого периода обнаруживается стремление концептуально закрепить за событиями 30-40-х годов ХIХ в. славу «бунта», «разбойного мятежа»? а) дореволюционного периода б) советского в) современного 3. В соответствии с предложенной периодизацией какой период охватывает I этап национально-освободительного движения: а) 1731-1847 гг.; б) 1847 г.-конец XIX в.; в) начало XX в.-1940 гг. 4. В соответствии с периодизацией какой период охватывает II этап национально-освободительного движения: а) 1731-1847 гг.; б) 1847 г.-конец XIX в.; в) начало XX в.-1940 гг. 5. В соответствии с периодизацией какой период охватывает III этап национально-освободительного движения: а) 1731-1847 гг.; б) 1847 г.-конец XIX в.; в) начало XX в.-1940 гг. 6. Назовите автора труда «Казахстан в 20-40 годы ХIХ века» а) Е.Б. Бекмаханов б) М.П. Вяткин в) М.Т. Тынышпаев 7. Назовите автора труда «Батыр Срым» а) М.П. Вяткин б) Е.Б. Бекмаханов в) М. Тынышпаев 8. Назовите имя исследователя, который был подвержен репрессиям за труд, посвященный национально-освободительной борьбе под предводителдьством К.Касымова а) Е.Б. Бекмаханов б) М.Т. Тынышпаев в) А.Т. Шоинбаев 9. Кто автор строк: «…Воинственный дух этот привило киргизам само правительство русское, и начинающаяся на западе порча народного характера необходимо отразилась и на некоторых племенах Средней и Большой Орд». а) Н.И. Красовский б) А.И. Левшин в) И.Г. Андреев 10. В работах каких академиков, а также их школ определился прорыв, связанный с методологическими новациями в исследовании освободительного движения казахского народа в предсоветский период а) М.К. Козыбаева и К.Н. Нурпеиса б) Н.Э. Масанова и Ж.Б. Абылхожина в) И.В. Ерофеевой и М.К. Койгелдиева
Тема №11. Актуальные вопросы изучения национально-освободительных движений в контексте истории присоединения Казахстана к России. 11.1 Военно-политическое наступление России в конце XVIII века. 11.2 Участие казахов в Крестьянской войне под предводительством И.И. Пугачева (1773-1775гг). 11.3 Антиколониальное движение под руководством Сырыма Датова (1783-1797 гг.) Цель и задачи: Осветить общественно-политическую ситуацию конца XVIII - первой половине XIX века, раскрыть основное содержание причин, характера, движущих сил, последствий национально-освободительных движений в Казахстане. Литература: 1. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы XIX века. Алма- Ата, 1992. 2. Вяткин М.П. Батыр Срым. М., 1947. 3. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца 17-первой половины 19 века. А., 1960. 4. Абдиров М. Завоевание Казахстана Россией. Астана, 2000. Ключевые понятия: форт, Жаик, жатак, егинши, генерал–губернаторство, область, дистанции, байгуши, толенгуты, консы, «воинские поиски».
1. К 80-м годам 18 века Россия, укрепившаяся в Казахстане, начинает вести открытую колониальную политику. Она проявилась в конкретных мероприятиях, шедших по трем линиям: а. По линии военного закрепления. б. По линии политического закрепления. в. По линии экономического закрепления. Эти мероприятия царизма привели к сопротивлению со стороны казахского народа. Сопротивление это было и активным, и пассивным. Пассивное сопротивление выражалось в укрывательстве беглых крестьян, солдат, строительстве зимовок на захваченных правительством землях и др. Активное же сопротивление вылилось в ряд крупных народных движений. Одним из первых восстаний, в котором казахи открыто выступили против царизма, была крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Основной причиной активного участия казахов в восстании Е.Пугачева стало обострение земельного вопроса, потеря казахами пастбищ по Яику, Илеку, правобережью Каспийского моря. Восстание Е.Пугачева началось 16 сентября 1773 года на хуторе Толкачев в 100 км от Яицкого городка. После ряда сражений Пугачев был схвачен предателями Федуловым и Чумаковым, выдан Суворову и 10 января 1775 года казнен в Москве. Тем не менее, выступления в степи продолжались. В сентябре 1775 года в Младшем жузе появился человек, объявивший себя преемником Пугачева. В истории он остался под именем Коктемир (невидимка). В 1775-1776 годах его отряды сосредоточились между Гурьевым и Кулагиной крепостью и постоянно нападали на отряды регулярных войск, на форты и крепости. Однако оказать существенного влияния на ход событий они уже не могли. Участие казахов в восстании Пугачева подготовило почву для более широких и самостоятельных выступлений населения против усиливавшегося давления империи. 2. Присоединение Казахстана к России носило прогрессивный характер. Но при этом нельзя забывать, что одновременно казахский народ подвергался колониальному гнету со стороны царизма и его основной опоры - помещиков. Политика царизма в Казахстане преследовала определенные классовые цели. Его законы всегда стояли на страже интересов господствующего класса. Так, указы 1742 и 1756 годов запретили населению Младшего и Среднего жузов перегонять скот через Яик и Иртыш, в низовьях Ишима и Тобола, к побережью Каспийского моря. Для подкрепления указов в названных районах были построены линии военных укреплений, вдоль рек установлена запретная десятиверстная полоса. Земельные ограничения и феодальный гнет до предела ухудшили положение казахских крестьян, обострили классовую борьбу в аулах. Знаменательным событием было в жизни Казахстана этого времени участие казахов Младшего и Среднего жузов в крестьянской войне 1773-1775 годов под руководством Емельяна Пугачева. Восстание в Казахстане началось под влиянием манифестов Пугачева. В них Пугачев обещал казахам землю, воду, леса оружие, свинец, одежду, право "жить прежним обычаем и по прежней вере". Эти манифесты послужили искрой для массового присоединения казахов к армии Пугачева. Еще до начала восстания, летом 1773 года, Пугачев лично побывал в кочевьях Младшего жуза, интересовался положением казахом, надеясь, заручиться их поддержкой раньше, чем поднимать яицких казаков. Пугачев посетил казахские аулы тайно, опасаясь разглашения его планов до начала восстания, но в декабре он вновь прибыл в Младший жуз в сопровождении большого отряда в 400 человек. В отряде были русские, чуваши, черемисы, башкиры, татары, калмыки. Этим пестрым составом своего отряда Пугачев хотел наглядно показать казахам многонациональность всего войска. Часть казахской родовой верхушки сразу же поддержала восстание Пугачева. Надеясь, что восстание в приграничных районах России позволит ослабить колониальный нажим на казахов, хан Абылай начинает переписку с Пугачевым, отказывает в помощи царским карательным отрядам, официально разрешает своим подданным нападать на русскую пограничную линию. Большая часть казахской знати Младшего жуза также поддержала восстание. Активное участие в организации нападений на русские отряды принял султан Досады и его сын Сейдалы. Хан Нуралы, совершенно потерявший авторитет среди казахов пытался помочь осажденным в Яицком городке, но ввиду колебания в своем отряде поспешил откочевать подальше от охваченных войной районов и выждать. Казахские отряды принимали участие в осаде и организованном штурме не только мелких, но и крупных, хорошо укрепленных военных крепостей: Оренбурга, Яицка, Гурьева, Орска, Саратова и Пензы. Нередко в многодневных и упорных сражениях с царскими войсками казахи-войны выходили победителями. В сражениях казахи обычно наступали лавиной или обходили противника с флангов, хорошо маневрировали и мужественно сражались. Отступая, они шли на некоторую тактическую хитрость: быстро рассыпались по степи и вновь собирались в отдалении для нового удара. Перед нападением казахи обычно проводили разведку, а, отправляясь в поход, двигались скрытно, с целью напасть внезапно. При штурме крепостей пытались в первую очередь поджечь деревянные строения внутри укрепления, для чего зажигали бересту, прикрепленную к стрелам, а затем начинали наступление на крепостной вал и стены. Остановить их не могла даже артиллерия, так как штурмовавшие умели тушить ядра и бомбы мокрым войлоком. Так, у стен Оренбурга и в прилегающих районах действовало несколько тысяч казахов. Они принимали участие не только в осаде крепости, но и снабжали армию Пугачева провиантом и фуражом, контролировали дороги, сражались с царскими войсками на подступах к городу, на Самарской дистанции и у Татищевой крепости. Часть казахских отрядов была послана Пугачевым на нижние яицкие форпосты. Здесь они влились в отряды сподвижников Пугачева-атамана Толкачева и татарина Тангаева. Эти отряды взяли Кулагинскую крепость. В Гурьеве казахи поддержали восставший местный гарнизон и пришедшего им на помощь атамана А. Овчинникова. В Среднем жузе в восстании приняли участие казахи, кочевавшие в верховьях рек Ишима и Тобола. Они сформировали отряд и направили его на помощь армии Пугачева к Оренбургу. Е.Пугачев постоянно вел переговоры и переписку с родовыми старшинами Среднего жуза. Он договорился об объединении двух армий, но поражение Пугачева под Троицкой крепостью помешало объедению. Поэтому казахские отряды вынуждены были начать самостоятельные действия. Волнения в Среднем жузе были настолько сильны, что царское правительство перебросило сюда войска из Сибири и Оренбургской губернии, где в это время действовала армия Пугачева. Поражение восстания. После того, как Пугачев ушел со своей армией в Башкирию, часть казахских отрядов осталась в прияицких степях, а другие последовали с армией повстанцев в среднее и нижнее Поволжье. После разгрома Пугачева в августе 1774г. под Царицыным русское правительство наконец получило возможность послать крупные военные силы в казахскую степь для помощи осажденным крепостям. Однако, несмотря на поражение пугачевцев, казахи продолжали борьбу, уничтожая продовольственные обозы, запасы сена и посевы, чем вызвали голод среди русского населения Оренбургской, Астраханской и Саратовской губерний. После казни Пугачева в январе 1775 г. царские войска начали карательные походы в глубь казахских степей. Поддержку русским войскам оказал и Нуралы хан, верно служивший колониальной администрации. Казахи оказали мужественное сопротивление. карателям и даже сами нападали на казачьи хутора и крепости по Жаику и Едилю. Особо отличился отряд рода байбакты, который возглавлял Сырым Датулы. Байбактинцы действовали в районе казачьих поселений на Едиле, разгромили несколько крепостей и хуторов, разбили гусар Молдавского полка. Весной 1775 г. русские войска начинают карательные действия против казахов. Для этого кроме яицких казаков и гарнизонов крепостей были привлечены большие отряды донских казаков, гусарские и драгунские полки, башкиры и калмыки, регулярная пехота. Разбившись на несколько колонн, русские войска при поддержке Нуралы начали уничтожать все казахские аулы на своем пути. Все лето продолжалась карательная экспедиция вдоль Жаика. Казахи, несмотря на мужественное сопротивление, были вынуждены массами откочевывать в глубь степей. Восстание в Казахстане разгоралось, его пламя еще два года после казни Е.Пугачева бушевало в степях, участились выступления крестьянства против местных феодалов. Наиболее острыми были выступления в Западном Казахстане. Часть отрядов возглавляли выходцы из простого народа, как братья Джамбулат и Тохбулат Айзовы. Казахские отряды действовали в огромном районе от Каспийского моря до Волги и Уральских гор. Против восставших царское правительство направило карательные отряды. Казахское население оказывало им мужественное сопротивление. Рядом с мужчинами сражались женщины, но силы оказались неравными, и повстанцы были разбиты. Восстание "Невидимки". Репрессии только временно снизили накал борьбы. Уже осенью 1775 г. движение вспыхивает с новой силой. Во главе его становится двадцатидвухлетняя Сапура Матенкызы из рода табын. При поддержке мужа и Досалы султана она создала легенду о человеке-невидимке - Коктемире, который якобы живет в ее доме и призывает казахов продолжить сопротивление. Сапура от имени Коктемира, считавшегося святым, обещала скорое возвращение "нового государя" - Пугачева и начала собирать в своей ставке войска. Весной 1776 г. отряды Сейдалы султана совершили ряд походов против башкир, участвовавших в карательных экспедициях. Вдоль пограничной линии вновь стало неспокойно, казахские отряды стали совершать нападения на крепости, сжигать фураж и продовольствие, захватывать пленных. Большие отряды численностью до 10 тыс. человек начали концентрироваться между Гурьевым и Кулагинской крепостью для большого похода в Россию. Были совершены нападения на Верхнеуральскую, Таналыцкую, Орскую крепости, на Илецкую защиту и Оренбург. Напуганная действиями казахов местная администрация затребовала новые войска из центральных губерний. Отошли от движения и многие султаны, подкупленные колониальным аппаратом. Так, в феврале 1776 г. на сторону России перешел султан Досалы. Это внесло раскол и растерянность в лагерь Коктемира. Летом Сапура и поддерживавшие ее роды, не дождавшись помощи от казачества и башкир и опасаясь новых репрессий, откочевали в глубь степей. Боевые действия на пограничной линии временно прекратились. В период Крестьянской войны 1773-1775 годов окрепли узы дружбы между народами России, плечом к плечу впервые выступившими против гнева самодержавия, притеснений местных феодалов. Восстание Пугачева и участие в нем казахов еще раз наглядно подтвердило важность сближения казахского и русского народов, прогрессивность присоединения Казахстана к России. 3. Восстание Срыма Датова, начавшееся в 1783 и закончившееся в 1797 годах стало естественной реакцией казахов на усилившееся колониальное давление России. Руководителем восстания стал старшина рода байбакты из Младшего жуза, активный участник пугачевского движения Срым Датов. В рядах участников восстания были как представители родовой знати, так и простые кочевники-шаруа. Начало восстания было стихийным. Основное ядро повстанцев сосредоточилось в районе реки Сагыз. В августе-сентябре 1790 года усилились нападения казаков на казахские аулы. Атаман Донсков с 1500 казаками напав на казахов, разгромил 225 кибиток. В донесении Срыма Датова в Пограничную комиссию сообщалось, что «причинив жестокие насилия безвинным людям, убивал женщин, а у некоторых, разрезав животы, вытаскивал младенцев и отрубал им головы». Каратели убили 150 и пленили 57 человек. По степи поползли слухи о возвращении ненавистного хана Нуралы и военное сопротивление вспыхнуло с новой силой. В декабре 1796 года указом царицы была восстановлена Оренбургская губерния, во главе которой встал Игельстром. Он создал марионеточный ханский совет, председателем которого стал султан Айчувак. Срым Датов не был избран в ханский совет и откочевал на р.Сырдарью. Восстание пошло на убыль и в скором времени прекратилось. Чуть позже Датов откочевал на территорию Хивинского ханства, где по народному преданию в 1802 году был отравлен ставленниками казахских султанов. Восстание Срыма Датова показало, как губительна непоследовательность руководителей народных движений, отсутствие единого управления, четкого плана действий. Тесты к теме №11: 1. В каком году Игельстром представил правительству проект реформы управления Казахским краем? а) 1781 г. б) 1786 г. в) 1787 г. 2. В каком восстании в России принимали участие казахи? а) восстание Степана Разина б) восстание Емельяна Пугачева в) восстание Салавата Юлаева 3. Одним из руководителей повстанческих отрядов, примкнувших к восстанию под предводительством Е.Пугачева, явился старшина Байбактинского рода, будущий предводитель восстания в Младшем жузе, батыр: 4. Где находилась казачья крепость, которую осаждали воины Сырыма Датулы? 5. Главной целью восставших казахов Младшего жуза в 1783-1797гг. было: 6. Во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами, погибли дети Сырыма Датулы. В каком году это было? 8. Главный результат восстания под предводительством Сырыма Датулы: 10. Что показало участие казахов в крестьянской войне Пугачева и восстании Сырыма Датулы?
|