Пор-Рояль
Крупное цистерцианское аббатство в Парижском регионе, центр янсенизма и французской мысли XVII века. Португалия Одна из испанских окраин, восставшая против союза 1 декабря 1640 года. Порядочный человек Идеал порядочного человека определяет мораль, этику и мудрость группы, класса, эпохи. Он проходит через весь французский XVII век, выходит за пределы Франции и самого XVII века. Мораль порядочного человека была эклектичной: она соединяла христианскую мораль с двумя великими противоположными моральными системами античности — стоиков и эпикурейцев. Она опиралась на ренту, гарантировавшую завтрашний день, у нее была уверенность, которую дает сеньория или наследственная должность. Она предполагала досуг и жизнь в стороне от превратностей капиталистического роста. Мораль порядочного человека была моралью чиновника и дворянина, не до конца следовавшего требованиям католической контрреформации. Строго индивидуальная, в XVIII веке она сделает уступку вначале гедонистскому прагматизму, затем социальному утилитаризму. Постоялый двор Средневековая Европа странствовала много, но гостеприимство на уровне аристократии отличалось щедростью, а прием путников — паломников, студентов — был делом монастырей. Насаждение сети постоялых дворов стало, таким образом, помимо всего прочего, свидетельством экономического развития и своего рода обмирщения общества. И здесь проявился предсказуемый контраст между севером и югом: с одной стороны, символический испанский постоялый двор, с другой — уже вполне комфортабельная «гостиничная» сеть Голландии и Англии. В Париже настоящие «гостиницы» датируются XVIII веком. Постоялый двор принимал путников. На деревенской площади он являлся также местом собраний и питейным заведением. Отсюда все более острый конфликт с церковью к исходу XVIII века. Начиная с 1750 года во Франции в некоторых преждевременно затронутых дехристианизацией областях постоялый двор обличался как опасный конкурент церкви, сокращающий мужское участие в воскресных службах. Мир содержателей постоялых дворов был миром жестоким, неустойчивым, открытым для идей в их агрессивном и вульгарном выражении. Рано затронутым посланием философов для простого народа. Из его недр вышло много вовлеченных в революционное действие (см. Мюрат). Почта Первоначально королевская служба, в XVI веке почта королей зачастую вступала в соперничество с почтой купцов; почта последовательно прогрессировала в1600—1770 годах. Крупный сдвиг пришелся на 2-ю пол. XVIII века в связи с фундаментальными переменами в дорожной сети: «революция королевских мостовых». Доставка письма до изобретения почтовой марки в XIX веке обыкновенно оплачивалась получателем. Раздача почты выкрикиванием стала классической сценой жанровой живописи XVIII века. Православие Крупнейшую, наиболее многочисленную из православных церквей, русскую церковь в XVII веке раздирал раскол. Правосудие Исходило от короля. Могло быть делегировано (чаще всего) или отложено (опечатанная грамота, право помилования), за исключением Англии после «Habeas Corpus» (1679). Вместе с тем «Habeas Corpus» сохранял отложенное правосудие в праве государя на помилование. Прагматическая санкция Имперский законодательный акт чрезвычайной важности. В данном случае так обычно обозначается ни больше ни меньше как установление, согласно которому Карл VI (1711–1740), аннулировав «Диспозицию Леопольда» (1703), обеспечил наследование своей дочери Марии-Терезии в обход дочерей старшего брата Иосифа 1(1705–1711). Прагматическая санкция была составлена в 1713 году. Пресса Особенное развитие получила в Голландии в начале XVII века в связи с потребностями крупной колониальной торговли. Следом шла Франция, но с отставанием и при поддержке государства: официозная «Газетт де Франс» и не менее официозная «Меркюр де Франс» Теофраста Ренодо. Первая ежедневная газета «Дейли Карент» появилась в Англии в 1702 году.
|