М.Цветаева
Не дамские стихи писала Марина Цветаева (1892-1941). Родилась в Москве в семье профессора античной истории, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств имени Александра Третьего, в 30-е годы переименованного в "имени Пушкина". Начала писать стихи в 6 лет, печататься с 16. Поэтическая зрелость наступила ок. 1916 г. Стихи этого времени собраны в сборнике "Версты", опубликованном в 1922 г. Ни к одному из течений Серебряного века не принадлежала. Познакомилась с Сергеем Эфроном. Обвенчались в 1912 году. Ее женитьба определила повороты ее личной и творческой судьбы: привела сначала к эмиграции, потом к возвращению в Россию. Эфрон совершил обычный путь белого офицера: он отправился на Дон, затем Крым - Константинополь - Прага. А Марина Цветаева осталась бедствовать в Москве и сочинять стихи, позднее собранные в сборник "Лебединый стан" и впервые увидевшие свет в Берлине в 1957 году. Стихи о подвиге и поражении белой гвардии. "Лебединый стан" - это палаточный городок русских военных в Турции. Марина похоронила в Москве дочь, умершую от голода, а Эфрон благополучно учился на философском факультете в Праге. Отношения с эмигрантской средой становятся напряженными. Угловатость характера + многие не любили ее стихи, тоже слишком "угловатые". Она не входила ни в какие кружки, течения и имела смелость обо всех высказываться независимо. Ее стихи все меньше понимали, ее бранила эмигрантская критика. Неизменно положительно отзывался о ней только Владислав Ходасевич. В 30-е Цветаева все больше пишет прозы, автобиогр. записки и своеобразный жанр "портреты-воспоминания", книгу "Мой Пушкин". Но и в поэзии появляются новые произведения, свидетельствующие о движении ее таланта. "К Чехии" (1939), "К Пушкину" (1938). В 1939 г. своим возвращением в СССР она уготовала себе дорогу прямо в петлю. Героиня все время готова к крутым реакциям. Ноябрь 1920: Алых губ своих отказом не тружу./Прокаженный подойди - не откажу./.../Блещут, хлещут раны кумачом -/ Целоваться я не стану с палачом./ Или: "Я этапник, а ты конвойный. Подорожная у нас одна..." Бунтарский, неукротимый характер формировал строй стиха, экспрессивный, нервный, как бы неупорядоченный монолог. Стиль, осн. на паузах, перебоях ритма - а именно ритм движущая сила стиха, упр. размером, организацией стиха. Передает реальность не только в зрительных образах, но и в звуковых. От лирических форм постоянно обращается к емким и сложным лироэпическим конструкциям. Да и лирика ее объед. в целостные циклы общим лирич. сюжетом. Форма речи - от первого лица, монолог. Очень часто это речь, как бы обращенная к собеседнику, которого нет, который остается "за кадром", но лирический герой спорит с ним либо убеждает. Главная тема: драма... обреченности, разлада с миром, одиночества и бесприютности. Обстоятельства личной судьбы здесь - не главное. И там и там равно отражены формы ее личности, которая сформировала и черты ее биографии, и черты ее творчества. Личность, трагически противопоставленная миру. Судьбы любви. Человеческая, особенно женская, любовь предст. трагически обреченной безответности, неопределенность любви, трагич. развязка - непреложный закон. 2 стихотворные трагедии: "Ариадна" (1924) и "Федра" (1928) воссоздают традиционные античные сюжеты и их идею власти рока. Образцы лирической драматургии, где действия не существует, предназначены для чтения, а не для сцены. Никто никогда и не пытался их поставить.... Сила чувств бессильна перед властью рока. По самой природе бытия человек обречен на гибель. Цветаева остро ощущает в стихах - вероятно, и в жизни тоже - свою отдельность в мире, отделенность от окружающих. Да, и потеря родины и разлад со средой, конечно, играли свою роль в душевной драме Цветаевой, но главное было онтологическое одиночество, которое не зависит от обстоятельств. Она сама говорила, что и на родине осталась бы такой же одинокой. Стихи: "Мне совершенно все равно, В какой стране мне одинокой быть.... Все равно, из какой среды мне быть выплюнутой... Не обольщусь и языком родным. Мне все равно, на каком языке меня будут не понимать". Декларация независимости и понимание своей отделенности как трагедии: ведь ни один человек не хочет быть в изоляции. Меньше всех затронута политическими событиями. Говорила, что не хочет ничего понимать в политике. 1927-29 гг. "Перекоп". Импульс - рассказы С. Эфрона о гражданской войне. Прямой материал - его записки о боях в Крыму, где он был в войсках Врангеля, о последнем военном успехе, когда белые прорвали укрепления красных и заняли Сев. Таврию. Через полгода красные пробили брешь в том же месте и белые были разбиты окончательно. Но до этого момента М.Ц. не довела поэмы. Она сознательно остановилась на победе белогвардейцев. Пусть именно своей победой они останутся в веках. Но поэму она не напечатала, потому что Эфрон был против. Он уже разочаровался в белой идее и, возможно, уже подумывал о покаянии перед советской властью. В 30-е годы развивается в эмиграции, особенно среди молодежи, т. н. "возвращенчество". "Союзы возвращения" тайно финансируют чекисты. Одним из первых вступил в "Союз возвращения" Сергей Эфрон, муж Марины Цветаевой. В 1935 г. он стал штатным сотрудником НКВД и горячим сторонником советского строя. Марина Цветаева осталась не просто одна, но с 14-летним сыном на руках. Цветаева была одинока всегда и творчески и лично среди эмигрантов, но после отъезда дочери и бегства мужа началась настоящая травля. Белые эмигранты, как любое крупное людское сообщество, были подвержены стадным инстинктам. В июне 1939 г. они с сыном уехали в СССР. В июле была арестована Аля. 15 с лишним лет она провела в лагерях и ссылке в Туруханске. Марина Цветаева не получила своего жилья. Писать не было сил, зарабатывала на жизнь переводами. Пастернак просил генсека Союза писателей Фадеева принять ее если не в Союз, то хотя бы в Литфонд (орг. оказ. материальную поддержку литераторам.) Фадеев отказал ему. В августе 1941 года в эвакуации в Елабуге Марина Цветаева, не выдержав страданий, повесилась на крюке для разделки мясных туш в домике, который снимала. Ее могила установлена только приблизительно. Горсовет выделил телегу и гроб. Сын Георгий даже не подошел к повесившейся матери. Он немедленно ринулся на пристань и уехал в Ташкент. Металлический крест с надписью "В этой стороне кладбища похоронена Марина Цветаева" сейчас заменен монументальным надгробием, которое может ввести в заблуждение туристов.
|