Солженицын.
Лагерная проза- явление эпохи оттепели, конец 50-х гг. Массовая реабилитация заключенных. Солженицын и Шаламов. Солженицын Александр Исаевич (1918)- окончил два университета. Учавствует в войне. Звание командир батареи. В 1945 г его арестовывают за переписку с его институтским другом, с которым они обсуждают проблемы командования армией. Сидел в Бутырке. Оттуда попадает в Шарашку- исследовательский университет заключенных. Там он работает над разработкой разведывательного прибора. Затем его ссылают в Карагандинские лагеря, а потом посылают на вечное поселение, т.к он болен раком. Он становится религиозным человеком. Говорит о том, что жизнь- это божий подарок и человек в этой жизни наделен особой миссией. После амнистии, он начинает писать. Тексты основаны на его биографии. Первые тексты: «Знают Истину в танке», «Один день Ивана Денисовича», роман «Раковый корпус». Он возвращается в Россию в Рязань, работает учителем физики и пишет свои романы. 1961г на 22 съезде партии Твардовский говорит о том, что нужно позволить литературе рассказывать о недавней нашей истории, т.е о репрессиях, лагерях. Рукопись Солженицына «Ща 84» или «Один День Ивана Денисовича» попадает к Твардовскому. Тот в восторге от этой повести. Успех у повести был оглушительный. Солженицын проснулся знаменитым. «Один День Ивана Денисовича» Использован прием, где «не собственно прямая речь» от 3лица, но при этом нам предоставляют возможность видеть, что происходит в сознании героя. Иван Денисович- крестьянин, рассказывать о себе он не мог. Описывается один день самого обычного заключенного. Нам рассказывается само устройство этого лагеря, жизнь, которая там происходит, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере. . Одновременно мы узнаем биографию этого героя- это обыкновенный человек, человек, который поставил перед собой задачу- выжить. Не заболеть, не совершать никаких трудовых подвигов, по мере возможности отдыхать. Нам показаны и характеры других заключенных: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который в лагере ведет «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный морской офицер; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается нам показан начальник режима- Волков, регламентирующий жизнь заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим. С. Показывает детальнейшую картину лагерного быта и труда. Мы видим проблему добывания еды, ради кот. люди идут на хитрости, выслуживаясь перед «авторитетами» вроде Цезаря и других. При этом важно сохранить своё человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как, например, Фетюков. «Опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно погибает. Т.о., вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос — отношение к подневольному труду. Заключённые, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом, для того чтобы не замерзнуть и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда. Умение «правильно» работать (не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство. Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи. Обмануть охранников и лагерное начальство — это тоже высокое искусство. Финал повести очень эффектный- подводя итоги, прожитого дня, Иван Денисович говорит о том, что вобщем день прошел удачно. Его главная задача- выжить! Критики противоречиво оценили этот текст. Критиковали за то, что он был написан не очень русским языком- т.е специфический язык- жаргоны. Статья Владимира Лакшина «Иван Денисович и его друзья»- он дает этой книге антисоветскую трактовку. Все герои Солженицына символизируют разные области репрессий. Самые разные слои населения.Умер Солженицын в 2008 году в Москве.
52. «застой» и «перестройка» «Оттепель» заканчивается в 1968 году. Следующая эпоха- эпоха «застоя»- внешне ничем не отличается от «оттепели». Все было точно так же- высокий интерес к искусству, выпускались множество журналов. Изменилось общественное настроение, которое было обусловлено степенью доверия к государству. В обществе нарастает недоверия к официальной пропаганде. Она все более расходится с реальностью. Общество болезненно реагирует на обещания власти, которые не осуществляются. Нарушается связь между государством и гражданами. Эпоха тотального дефицита. Все превращалось в проблему. И оправдываться уже было нечем. Общество стабильности, предсказуемая жизнь. О реальной жизни людей рассказывали театр и литература. Цинизм по отношению к власти. Литература в этот период выполняла функцию отдушины. Россия была самой читающей страной. Литература этого периода делится на несколько направлений: 1.Деревенская проза(Белов, Абрамов, Распутин); 2.Военная проза (Быков, Бондарев); 3.Городская лит-ра(Трифонов, Вампилов, Казаков). Период Перестройки (1986-1991гг) Изменения партийной политики. 1986 У власти Горбачев. Апрельский пленум ЦККПСС- было решено изменить экономическую политику. Нужно было заставить работать советскую промышленность. Сельского хозяйства не было. Общество было в сложной ситуации- недовольство государством росло, и нужно было что-то делать с экономикой. Идея свободы слова. – гласность- это возможность говорить правду обо всем, что связано с российским прошлым и настоящим. С 1 стороны «возвращенная литература»(это все литературные тексты, которые были созданы репрессированными, эмигрантами), с другой стороны публицистика. Вся!возвращенная литература» шла через литературно- художественные журналы. В литературу вошел весь Солженицын, был опубликован «Доктор Живаго», Булгаков и тд. Общество было в шоке от такого количества литературы. Первая волна гласности приходится на «возвращенную литературу» Вторая волна приходится на публицистику. Публицистическое начало было очень заметным. Создавались тексты о современности, в которых писатели ставили перед собой остро современные задачи. Самые яркие тексты: последние тексты деревенской прозы «Пожар» Распутина, «Печальный детектив» Астафьева, «Плаха» Айкматова и т.д) Это публицистика- т.к это повести публицистически заостренные. В них показывается на сколько строга жизнь. Писатели пытаются предложить какой-то выход из ситуации. Третья волна- это энергичное развитие разного рода направлений. Бурное развитие постмодернизма (т.е новых направлений в литературе).
|