Пастернак.
Изменения СССР на политической арене. Раздвигание железного занавеса. В СССР публиковалась зарубежная классика и некоторые современные писатели. Советский народ выходит на международный уровень. Проводятся целые смотры, где выбираются лучшие. (Плесецкая, Латынина). СССР выносит на международный суд все, что достиг в науке(физика, кибернетика). Всемирный фестиваль молодежи. В 1970 году в Москве. Начинает развиваться туризм. Люди отдыхают заграницей. Быстрыми темпами развивается кино. Европейское кино становится доступным широкому кругу зрителей. Расширяются границы и в литературе. Переводят зарубежных авторов. В моду входят Хименгуэй, Ремарк, Драйзенг,Абдаев. Период оттепели- период возвращения в литературу, приходят писатели серебряного века. Писатели, которые были репрессированы.. Опубликовывают всего Бунина. Публикуют Есенина, Зощенко, Бабеля, Ильфа и Петрова. Расширяются границы дозволенного для писателей. Установка нового времени- дискуссия, но она не должна затрагивать основы советского строя. Писатель пишет о литературе, а на самом деле об обществе. Т.о., расширились границы в литературе. Появляется военная тема, лагерная. Поэзия выражает сущность времени. С 1959 года проводят «Дни поэзии»- чтение стихов, продажа книг с автографами. Поэту сделали частную жизнь предметом изображения в искусстве. Литература определяла смысл жизни людей. Появляются издания, которые концентрируют вокруг себя региональную аудиторию. Журнал «Дружба народов»- здесь писатели писали на нерусском языке, но жили в СССР. Происходил взаимообмен через посредничество, писатели печатаются в других странах. Журнал «Юность»- Ориентировался на молодежь(студенты, рабочие, старшеклассники). Тиражи росли быстро. Это революционный журнал. Здесь были рабочие люди, которые хотели сделать интересным все, что касается молодежи. Образ молодого человека с очень широким кругозором интереса. Писатели расширили молодежную литературу, печатаются статьи, посвященные молодежным проблемам. Были издания, которые публикуют первые разговоры с читателем. Борис пастернак «Доктор Живаго» Пастернак пишет о своем поколении. В 1958 году получил Нобелевскую премию, но отказался от нее. Революция калечит жизнь интеллигентной семьи. Чтобы сохранить ее, он отправляется в Москву и примыкается к природе(переезжает в деревню). Уходит из профессии, не хочет работать в рамках новой власти. Его не устраивает мироустройство. Общество выгнуло Живаго. Он колет дрова. Из хорошего врача, он опустился до того, что стал жить с дочерью дворника. Но он пишет философские работы и стихи. После него остаются стихи, дети, люди, которых он спас, так же память и дочь Лары- Таня (Татьяна Ларина). Для Пастернака важно - она душа того общества, в котором она существует. У него 25 стихов. Центральное место занимает «Сказка». Там прослеживаются темы: человек и история, любовь. В «Гамлете» герой отчасти Живаго, отчасти И.Христос. Судьба человека предопределила, а она не хочет такой судьбы. Предназначение Живаго- предназначение Гамлета. В стихах показан круг жизни- от рождения до смерти(от марта до весны). Тема любви. История трагической любви. Заканчивается все тем, что любовь уходит, разлука. Но потом наступает успокоение. Свобода у человека- максимум прожить и принять все трагедии. И ты получишь то, что суждено.
30.«Жизнь Клима Самгина». Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX века. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Внешность Самгина отмечена ординарностью. “А лицо у вас обыкновенное”, — сказала ему Тося. Когда он родился, родители долго думали, какое ему дать имя. Отец назвал его Климом, говоря: “Простонародное имя, ни к чему не обязывает...” Претензия на героическую судьбу у нашего героя проваливается сразу же. С детских лет Клим решил “выдумать” себя, “иначе никто из взрослых не будет меня замечать”. Он также был озабочен своей оригинальностью. Он — герой ложных претензий. Не случайно образ Самгина окружен роем мотивов пустоты, призрачности, нереальности. Не случайно М. Горький неоднократно повторяет фразу: “Да был ли мальчик-то?” Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений.
32."Романы-воспитания". Наиб. показат. образец - "Как закалялась сталь" Николая Островского. Н. О. был яростным комсомольцем, пострадал в ходе классовой борьбы и строительства, был парализован, лежа навзничь на постели написал роман, в1е опубл. в ж-ле "Молодая гвардия", ред. коллектив к-рого помогал ему в работе (что не умаляет талант автора). Я еще помню, каким бестселлером он был. Мои родители - вполне приличные люди, не комсомольцы, стремились достать роман, ставший желанным предметом дефицита. Сила искренности и непосредственности романа. Павел Корчагин - фанатический комсомолец, который живет революцией и ничего другого не знает. Для него не существует никаких личных интересов, никакой частной жизни. Искренность книги оплачена собственной судьбой автора, св. жизнью подтвердившего подлинность романа, до сих пор сохраняющего силу воздействия, хотя не столько художественного, ск. нравств. Тип людей изобр. в романе - подлинный. Иное дело, что на этих людях лежит ответственность за трагические события, и + именно этот тип рыцарей революции потерпел поражение и был истреблен в течение 30-х годов. На смену им пришел тип бездушных исполнителей. Вытесненный из жизни, этот человеческий тип тиражировался десятками авторов и в конце концов выродился в шаблон. Павел К. - человек высокой нравственности, но, с др. стороны, это тип фанатика. Такие люди во имя высокой цели, не считаясь ни с чем, проводили коллективизацию (= кампания по истреблению лучших сельских хозяев и искусственно организованный голод, унесшие жизнь 15 млн. человек), индустриализацию (= подготовка технической базы к войне против всего цивилизованного мира), со всей революционной искренностью пытали людей в ЧК. Тип исполнителей, творящих зло уже из страха, корысти, послушания - вошел в историю на плечах поколения Корчагиных.
|