Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Периодизация: конец XIX – середина ХХ века




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глоссарий:

Архетип - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Коллективное бессознательное - структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы.

Индивидуальное бессознательное -одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга, является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей.

Эгонаправленность- экстраверсия и интроверсия. Ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной.

функции Эго- функция выбора, или функция "да" - "нет". Она непосредственно осуществляет идентификацию / отчуждение при контакте.

Бессознательное- область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль.

Сознание- это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека.

Предсознательное- одна из трех форм психики; отличительный признак - наличие процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но способных стать сознательными при определенных условиях.

Комплекс- понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (иливытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека»

Гипноз- изменённое состояние сознания, одновременно сочетающее в себе признаки бодрствования, сна и сна со сновидениями. Гипноз позволяет сосуществовать одновременно взаимоисключающим состояниям сознания.

Ид- бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

Супер эго- один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, Сверх-Я представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Эго («Я») субъекта.

Эго- согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Комплекс неполноценности- совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.

Стремление к превосходству- внутреннее верховное влечение к самореализации

Базальная тревога- переживание ребенком чувства беспомощности и изоляции. Считается, что оно возникает в результате утраты чувства безопасности.

Эгоидентичность- целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития

Литература:

· Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.

· Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий.

· Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности".

Персоналии:

Бернгейм И.(1840 - 1919)

практиковал гипноз так же, как Льебо, но пришел к заключению, что сон (как обычный, так и искусственно вызванный), не является необходимым условием для реализации гипнотических феноменов, просто «все внушенные идеи стремятся реализоваться». «В действительности это означает: нет гипнотизма, есть только внушение; то есть не существует особого искусственного, анормального, или истерического состояния, которое можно было бы квалифицировать как гипноз; существуют только проявления чрезвычайно сильного внушения, которые удается получить в состоянии физиологического, или вызванного сна» (Bernheim. 1916). Далее он уточняет: «Сон усиливает внушаемость, Во-первых, потому, что он делает пациента доверчивее, ограничивая его способность рационально мыслить, во-вторых, потому, что воображение доминирует и усиливает идеодинамический фактор; вот два элемента, составляющие механизм внушения».

Бернгейм впервые отождествил гипноз и внушение, он дал жизнь этой идее, получившей затем развитие. Поскольку единственным способом индукции, известным в ту эпоху, было прямое внушение, смешения этих двух понятий (гипноза и внушения) невозможно было избежать. Это тем более вероятно, что, как мы теперь знаем, в определенных случаях внушение тоже оказывает лечебное действие.

 

 

Шарко Ж. (1825—1893)

Главный врач и руководитель больницы Сальпетриер в Париже. Здесь прошли обучение З.Фрейд, П.Жане, А.Бине. С 1860 г. - профессор невропатологии Парижского университета.

Исследования. Проводил многочисленные исследования невротических больных. Основал Парижскую психоневрологическую школу. Особую известность ему принесли "лекции по вторникам", на которых он демонстрировал на пациентах проявления истерии и действие гипноза. Гипнотическое состояние рассматривалось им как патологическое, по аналогии с истерией.

 

Фрейд З. . (1856-1939)

Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция претерпевала существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов.

В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Не утратили своего значения такие работы Ф. этого периода, как "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901). Основной побудительной силой поведения человека Ф. считал подавленное сексуальное влечение - "Три очерка по теории сексуальности" (1905). В это время психоанализ начал приобретать популярность, вокруг Ф. сложился кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желавших изучать психоанализ (1902). Распространение Ф. фактов, полученных при изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма критически.

Во втором периоде концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В 1909 г. он читал лекции в США, вышедшие затем как полное, хотя и краткое, изложение психоанализа - "О психоанализе: пять лекций" (1910). Наиболее же распространенной работой являются "Лекции по введению в психоанализ", первые два тома которых представляют собой запись лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.

В третьем периоде учение Ф. - фрейдизм - претерпело существенные изменения и получило свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры, религии, цивилизации. Учение об инстинктах было дополнено идеями о влечении к смерти, разрушению - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). Эти представления, полученные Ф. при лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны являются следствием инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека. К этому же периоду относится описание трехкомпонентной модели личности человека - "Я и Оно" (1923).

Таким образом, Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.

Юнг К.Г. (1875-1961)

Швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. В юношеские годы увлекался философией и свою будущую профессию видел на грани соприкосновения философии и медицины. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 г. работал ассистентом в психиатрической клинике Цюриха, возглавляемой Блейлером (Bleuler E.). В 1905-1906 гг. преподавал психиатрию в Цюрихском университете. С 1907 по 1913 г. активно сотрудничал с Фрейдом (Freud S.), вместе с ним совершил поездку по университетам США. В 1909-1913 гг. Ю. становится виднейшим последователем Фрейда, первым президентом Международного психоаналитического общества. Он председательствовал на III и VI психоаналитических конгрессах; в 1911-1913 гг. редактировал психоаналитический журнал "Jahrbuch"; читал лекции по введению в психоанализ в Цюрихском университете. Отход Ю. от Фрейда относится к 1913 г. и связан с выходом его книги "Метаморфозы и символы либидо", в которой он отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейда. С 1913 г. занимался частной психоаналитической практикой, много путешествовал, посетил Северную Африку, США, Мексику, Кению, Индию и Цейлон. Интересовался даосизмом, буддизмом, сохранил интерес к философии. "Вопреки растущим научным интересам, - писал он, - я время от времени вновь возвращаюсь к моим философским книгам". В 1921 г. вышла работа Ю. "Психологические типы". В 1933 г. он стал президентом Международного психотерапевтического общества, в 1948 г. открыл в Цюрихе Институт аналитической психологии.

Определяющее место в аналитической психологии Ю. занимает положение о коллективном бессознательном, в котором в виде архетипов отражен предшествующий опыт человечества. Архетипы находят свое выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, фольклоре, сновидениях, невротических симптомах и т. д. Он рассматривал аналитическую психологию как "западную йогу", как "путь освобождения", что отражает существенное влияние на творчество Ю. восточной философии.

Юнг - создатель ассоциативного эксперимента (1906) и концепции интро- и экстраверсии.

 

Адлер А. (1870-1937)

В 1911 г. порвал с 3. Фрейдом и основал собственную школу. Работы А. этого периода посвящены в основном проблемам неврозов, в частности изучению влияния органических дефектов на развитие личности. Опираясь на патологический материал, создает свое широко известное учение о компенсации. Универсальным источником развития личности выступает, по А., первичное чувство неполноценности, переживаемое человеком. Это переживание порождает стремление человека к самоутверждению, к позитивному развитию, которое А. обозначает заимствованным у Ницше термином — стремление к власти (силе, могуществу). Под влиянием этого стремления неполноценность компенсируется или даже сверх компенсируется. Уже в это время между А. и Фрейдом обнаруживаются непреодолимые методологические разногласия. А. подчеркивал целостность, единство личности, ее внутреннюю непротиворечивость, критикуя учение Фрейда о личности, разделенной на конфликтующие между собой сферы. Воплощением принципов целостности и целенаправленности психики в концепции А. стало понятие жизненного стиля личности — интегрального образования, определяющего единую направленность и индивидуальную неповторимость всех проявлений человека.

Фрейд А. (1895-1982)

В 1922 г. опубликовала первую статью Бьющие фантазии и дневные мечты, в которой исследовала способы прекращения мастурбации. В 1922 г. была принята в Венское психоаналитическое общество и с 1923 г. начала практиковать психоаналитическую терапию. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, втом числе для коррекции недостатков обучения и воспитания. Разрабатывала методику и технику детского психоанализа. С 1923 г. работала в Венском ин-те психоанализа. В 1925—1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества. В 1927 г. опубликовала работу Введение в технику детского анализа, в которой изложила суть оригинального психоаналитического подхода к психологии детей, подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показа эффективность игровой терапии. В 936 г. в книге Психология Я и защитные механизмы развила психоаналитические идеи о механизмах защиты и указала их роль в формировании и функционировании психики и личности. В 938 г., после оккупации Австрии нацистами, подвергалась аресту и допросам в естапо. После вынужденной эмиграции в Англию (1938), совместно с 3. Фрейдом, >собое внимание уделяла поддержке больного отца. После смерти 3. Фрейда (1939) прилагала значительные усилия для корректного и эффективного развития психоаналитического учения и международного психоаналитического движения. В 1941 г., совместно с Дороти Берлингем, организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных с родителями во время войны, где работала цо 1945 г. Наряду с поддержкой детей осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований были опубликованы в работах Маленькие дети в военное время(1942), Дети без семьи( 1943), Война и дети( 1943). В 1945 г. содействовала организации периодического ежегодника Психоаналитическое исследование ребенка. В 1947 г. открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 г. организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на психоаналитическое лечение детей. Как директор этой клиники и курсов психоаналитической терапии руководила их работой до 1982 г. Систематизировала психоаналитические воззрения на детство и его роль в жизни человека. Выдвинула и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующимся наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка. Автор книг: Психоанализ для учителей и родителей(1931), Детство в норме и патологии(1968), Интересы ребенка(1973) и др. работ по детскому психоанализу и эгопсихологии.

 

Фромм Э.( 1900-1980)

Ф. рассматривал человека как социальное существо, анализировал влияние на человеческую психику социокультурных факторов, господствующих в обществе, выступал как критик капиталистического общества. В 1941 г. вышла книга Ф. "Бегство от свободы", в которой он излагал основные положения своей социальной философии, анализируя существование человека в рамках западной цивилизации. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах "Человек для самого себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Современный человек и его будущее: социально-психологическое исследование" (1960), "Искусство любви" (1962), "Картина человека у Маркса: из важнейшей части ранних писем Карла Маркса" (1963), "Сердце человека" (1964), "Революция надежды" (1968) и др. В последних работах - "Анатомия человеческой деструктивности" (1973) и "Иметь или быть?" (1976) - социальная философия, концепция гуманистического психоанализа Ф. приобрели окончательный вид. Он предложил основанную на психоанализе теорию реформации общества и достижения социализма. Ф. оценивал человеческие поступки и массовые общественно-политические движения как "механизмы бегства от действительности, которые являются движущими силами нормального поведения человека". Бессознательные "механизмы бегства", находящиеся в более глубоких слоях личности, включают мазохистические и садистические устремления, уход от мира, разрушение и автоматическое подчинение.

Ф., не делал различий между больным неврозом и здоровым человеком: "Феномены, которые мы наблюдаем у больных неврозами, в принципе не отличаются от таковых у здоровых людей".

С 50-х гг. в творчестве Ф. возникла вторая тема - гуманистическая религия. Основные ее положения изложены в работе "Психоанализ и религия" (1950), дальнейшее развитие получили в книгах "Дзэн-буддизм и психоанализ" (1960) и "Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиции" (1966).

 

Эриксон Э. ( 1902—1994)

В 1960— 1970 гг. вновь работал в Гарвардском унте. Осуществил пересмотр некоторых установок классического психоанализа 3. Фрейда. Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер душевной деятельности человека, интегратив-ным качеством которого считал психосексуальную идентичность. Создал учение об идентичности как динамичной конфигурации тождественности человека самому себе, собственному представлению о себе и способности к полноценному решению различных личностных задач. Показал, что изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирования новой идентичности человека. Разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных задач развития : 1) доверие— недоверие, 2) автономия — стыд, сомнение, 3) инициатива — чувство вины, 4) созидание — чувство неполноценности, 5) идентичность — спутанная идентичность, 6) интимность — изоляция, 7) генеративность — стагнация и 8) интегративность — безысходность. Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Установил автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности. Разработал концепции диффузии идентичности и психического моратория. Создал новые психотерапевтические методы, отчасти направленные на преодоление синдрома массовой патологии идентичности. Подчеркивал важную роль психических и личностных факторов в развитии общества. Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций и т.д.) и массовых неврозов. Развивал идеи об исторической актуальности. Сформулировал золотое правило этического поведения: Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе. В 1958 г. опубликовал книгу Молодой Лютер, ставшую первым серьезным опытом применения психоисторического метода и датой рождения созданной им психоистории.

 

Хорни К.( 1885-1952)

Видный представитель культурно- и социологически-ориентированного психоанализа. Работала практикующим психоаналитиком в Берлине. Находилась под влиянием марксистской теории. В 1932 г. переехала в США, где организовала Американский психоаналитический институт. Автор книг "Невротическая личность нашего времени" (1937), "Новые пути в психоанализе" (1939), "Самоанализ" (1942), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Неврозы и развитие человека" (1950). В своей концепции бессознательного X. заменила фрейдовское либидо двумя иными механизмами: анксиозностью (страхом) и перфекционизмом (стремлением к совершенству). Источник невроза X. видит в конфликте общественных устремлений человека с враждебными ему условиями социальной среды. Анксиозность приводит к неверию в свои силы, чувству собственной неполноценности. Перфекционизм побуждает к преодолению страха и обеспечивает свободу и уверенность. Однако тенденция к совершенствованию увеличивает зависимость человека от других членов общества. X. делает вывод, что повышение требований общества к индивиду увеличивает стремление последнего к совершенствованию, а это приводит к его порабощению социальными условиями, поэтому "различие между больным неврозом и нормальным человеком чисто количественное".

Литература:

· Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г.

· И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.

· Б. Д. Карвасарский.Психотерапевтическая энциклопедия.

· История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Генеалогическое древо психоанализа







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 739. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7