Поздний период творчества. 1952 -1971. Додекафония и жанры мемориум
Последний период творчества Стравинского начинается с 1952 г., когда композитор делает объектом своих интересов добаховскую музыку и одновременно - додекафонию нововенской школы. Он обращается к библейским сюжетам, на которые пишет вокально-инструментальные сочинения. Кроме того, возникают опера-балет "Потоп" (1962),балет "Агон" (1957). Последнее крупное произведение композитора - "Заупокойные песнопения" (1966). Ллитературные работы («Хроника моей жизни», «Диалоги с Р. Крафтом») позволяют лучше понять его творчество и его мир. В 1962 г. 80-летний композитор приезжал в СССР, где выступал с концертами, общался с крупнейшими музыкантами. Скончался он 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке. Стравинский никогда не забывал о своих корнях, о русской культуре, вскормившей его. "У человека одно место рождения, одна родина, - утверждал он, - и место рождения является главным фактором его жизни" Балет «Петрушка» В начале 1910-х годов Стравинским было написано 3 балета для антрепризы Дягилева: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Они были созданы в тесном сотрудничестве с художниками Бакстом (Жар-птица), Бенуа (Петрушка), Рерихом (Весна св.), балетмейстерами Мих. Фокиным, Вацлавом Нижинским (Весна св.). «Петрушка» впервые был поставлен в «Русских сезонах» в Париже в 1911 г. Стравинский работал вместе с Бенуа и Фокиным: музыка, декорации и хореография явились тремя неразрывными составляющими спектакля. Балет имел шумный и скандальный успех, поскольку даже для Парижа - центра западноевропейского авангарда - был необычен новый балетный жанр (так называемый хар а ктерный балет без пуантов, пришедший на смену «белому» классическому балету). «Петрушка» написан в традициях итальянской комедии масок - комедии dell'arte. Ее главные герои - куклы Пьеро, Арлекин и Коломбина. У Стравинского они стали героями русского балаганного ярмарочного театра. Такие представления разыгрывались на базарах в воскресные и праздничные дни. Пьеро стал Петрушкой, Арлекин - Арапом, а Коломбина - Балериной. Действие происходит в Петербурге 1830-х гг., во время народных гуляний на Масленой неделе. Бенуа называл «Петрушку» «балетом-улицей», а Страв. - «Потешными сценами в 4-х картинах». За внешней комичностью персонажей скрывается драма «любовного треугольника». Глупая, пустая Балерина предпочитает состоятельного Арапа. А сам Петрушка, по выражению Асафьева - «неврастеник XX века» - новый, тонко чувствующий герой. В балете 4 картины: 1 картина - «Народные гулянья на Масленой», оживление кукол Фокусником. 2 картина - «У Петрушки», экспозиция образа Петрушки, его «любовная сцена» с Балериной. 3 картина - «У Арапа» - экспозиция образов Балерины и Арапа, их любовный дуэт, ссора Арапа с Петрушкой. 4 картина - вновь «Народные гулянья на Масленой (под вечер)» и смерть Петрушки. 1 картина. «Народные гулянья на Масленой» - состоит из 3-х сцен. 1 сцена - сцена народного гуляния - изображает праздничную толпу, из которой выделяются подвыпившие гуляки, Шарманщик, Танцовщица и т.д. Сцена написана в форме рондо. Рефрен - тема гуляющих (с.7). В оркестре слышен вибрирующий гул - шум толпы, весенний гомон. На этом фоне выплывет «мелодия» - квартовая попевка, которая ритмически варьируется. Здесь видны характерные черты стиля Стравинского: «попевочный тематизм» и ритмическая вариантность. 1 эпизод - тема Подвыпивших гуляк (с. 9, ц. 5) - цитата нар.песни «Далалынь, далалынь по яиченьку». Тонкий сарказм Стр-го заключается в использовании этой пасхальной песни в характеристике нетрезвых мужичков, распевающих ее на Масленицу. Тема гармонизована // трезвучиями, что создает эффект гармошечного наигрыша (прием, «подсмотренный» у Чайковского, - см. «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома»). 2эпизод - тема Балаганного деда (с.10, ц 7). Это зазывала, приглашающий на представление кукольного театра. Долбящие секундовые звучания передают речитативную скороговорку «деда». 3 эпизод - тема Шарманщика (с. 10, ц. 9). Звучание шарманки передается двумя кларнетами, играющими в октаву. Это - тоже цитата народной песни «Не слышно шуму городского». 4 эпизод - тема Уличной Танцовщицы (с. 12, ц. 13), которая отбивает такт треугольником. Это цитата французской песенки «Деревянная нога», - тонкий намек на неуклюжесть танцовщицы (за исп.этой темы на Стр-го подали в суд; он не знал, что это авторская тема и надо бы поделиться). 2 сцена - «Фокус» (с.19) создает атмосферу таинственности. У Фокусника 2 темы. 1-я - музыкальный портрет Фокусника. У фаготов - зловещее, ползущее хроматическое движение фаготов. 2 тема - каденция флейты (с. 19, ц. 31). Это примитивная тема, обыгрывающая аккорды тоники и доминанты. Под эту «дудочку» оживают Петрушка, Балерина и Арап. 3 сцена - «Русская», яркий, сочный танец оживших кукол (с.21). Здесь тоже используется «гармошечный эффект» и сильно измененная цитата хороводной песни «Ай, во поле липенька». В верхнем регистре - параллельные секстаккорды, в нижнем - повтор D7. 2 картина - «У Петрушки» (с. 28) - лирико-психологическая. Сложный образ Петрушки охарактеризован 2-мя темами и танцами. 1 тема – муз.портрет Петрушки (с.28, ц.49). У 2-х кларнетов одновременно звучат 2 аккорда - C-dur и Fis-dur. Это политональное сочетание передает раздвоенность облика Петрушки. К тому же у фагота появляется ламентная плачущая интонация - стон Петрушки. 2 тема - тема проклятия Петрушки (обозначение в партитуре: «Проклятия Петрушки», с.30, ц.51), которая является его лейтмотивом. Она складывается из тех же аккордов C-dur и Fis-dur. Фоном служит политональное тремоло из этих же аккордов, а мелодия их обыгрывает и звучит в ярком, пронзительном тембре труб. 1 танец Петрушки («Грезы Петрушки», ц. 52) – меланхолический, мечтательный. Преобладают «пастельные» прозрачные тембры флейт, ксилофона, фп. 2 танец (ц.56) начинается после появления Балерины и передает безудержную радость Петрушки. Этот танец называют «экзальтированным». 3 картина - «У Арапа» (с. 35) - открывается темой-портретом Арапа, ц.62. Стравинский исп.средства «жестокого Востока»: воинственные взвизгивания // кварт с форшлагами, хроматику Основная тема Арапа - тема его танца (с.36, ц.65). Ее характер - застыло-неподвижный, угрюмый. Исполняется тема в октаву кларнетом и бас-кларнетом в сопровождении синкоп ударных и струнных. Танец Балерины рисует образ бездушной куклы (с.39). «Военная» («парадоксальная») оркестровка необычна для «лирического» женского персонажа: на четком остинатном фоне малого барабана звучит мелодия корнет-а-пистона (малая=сопрановая труба) - инструмента с резким, писклявым тембром (используется в военных оркестрах). Тема напоминает каденцию Фокусника, также обыгрывает простейшие аккорды. Вальс (с.40) - совместный танец Арапа и Балерины. У фагота - «прихрамывающее» сопровождение. У корнета и флейты - примитивная, незатейливая мелодия. Это цитата одного из вальсов популярного в начале XIX века австрийского композитора Ланнера, современника Штраусов. Своей обработкой Стравинский подчеркнул сентиментальность, слащавость музыки. Середина Вальса (ц.72)усиливает комический эффект: «элегантная» тема флейт на фоне сопровождения арф (фактура «бас-аккорд») соединяется с «прихрамываниями» Арапа (англ.рожок и контрафагот никак не могут попасть в такт). 4 картина – «Народные гулянья на Масленой» (под вечер), с.46 - реприза балета. Она так же, как 1 к., начинается со сцены народного гуляния, но тематизм здесь другой. Рефрен (здесь тоже рондо) основан на чередовании 2-х трезвучий Ре мажора: тоники и II ступени (ц.83), - эффект гула и гармошки. 1 эпизод - Танец кормилиц (с. 48). Здесь 2 народные темы-цитаты. 1-я - «Вдоль по Питерской» (с.49, ц.91). Она словно выплывает из гудящего праздничного фона, и звучит не целиком, а, 2 тема - «Ах вы, сени» (с. 51, ц.96) - гармонизована комично: параллельными тритонами, 3 эпизод - Мужик с медведем (с.53, ц.100). Грузные басы рисуют неуклюже переваливающегося зверя, а кларнет подражает дудке мужика. Финал балета - сцена смерти Петрушки (с.69) - продолжение 3 картины, когда взбешенный Арап бежит за Петрушкой. Из комнаты Арапа они выбегают на площадь. Арап ударяет Петрушку саблей по голове, и Петрушка падает с разбитым черепом. На фоне тремоло в высоком регистре у кларнета звучит лейтмотив Петрушки (ц. 129) - жалобно, печально. Появление Фокусника отмечено пародией на Танец маленьких лебедей Чайк. и 1-й темой Фокусника (с.70, ц.130, т. 7). Он успокаивает толпу, показывая, что Петрушка - всего лишь кукла. Но, как только все расходятся, над ярмарочным театриком появляется тень Петрушки и грозит всем кулаком, - как по пословице «сказка ложь, да в ней намек». Т.е. здесь дана аллегория: неизвестно, кто куклы в этом мире. Петрушка же всех оставляет в дураках, по словам Стравинского – «Всем показывает длинный нос».
|