Русский период творчества (до 1920 года)
Отчет по лабораторной работе должен содержать ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Как вызвать пользовательское меню? 2. Назначение Total Commander? 3. Какая из панелей Total Commander называется активной? 4. Как перейти от левой панели на правую или наоборот? 5. Как выбрать один из дисковых накопителей? 6. Как просмотреть содержимое файла? Как изменить формат просмотра? 7. Как отредактировать содержимое файла? 8. Как скопировать файл из одного каталога в другой? 9. Как переименовать файл? 10. Как создать новый каталог? 11. Как создать новый файл?
Игорь Федорович Стравинский (1882—1971) Характеристика творчества Стравинский - композитор гениального дарования и феноменальной эрудиции. Влияние его музыки на творчество последующих поколений композиторов огромно. Можно смело сказать, что мимо влияния Стравинского не прошел ни один крупный композитор XX века. Его творчество вобрало в себя все важнейшие явления культуры XX века: поздний романтизм, им-прессионизм, неопримитивизм, неофольклоризм, неоклассицизм. В плане техники письма: додекафонию (серийную технику) и джаз. Именно поэтому Стравинского называли «музыкальным хамелеоном», «композитором 1001-го (тысячеодно го) стиля». Ему было тесно в рамках традиций, в том числе только русских традиций. Он одним из первых русских композиторов уезжает за рубеж, но (!) еще до революции, в 1914 г. Он рано осознает, что в России его творчество пока не поймут. С 1910 г. он подолгу жил за рубежом (в основном во Франции, куда он выезжал с труппой Дягилева). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял французское, в 1945 —американское подданство). Отсюда его прозвище - «музыкальный космополит». Уже свои ранние балеты он осознанно предназначал для французской сцены. Эволюция творчества 1. В русский период (1908—1920), Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанные с «театром представления», закладываются основные элементы музыкального языка: «попевочный» тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие, по-новому зазвучавший оркестр-ансамбль и т.д. Основные произведения этого периода 0 так называемые «русские балеты» «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»,поставленные в антрепризе С. Дягилева в Париже в 1911-13 гг. 2. Неоклассицистский период (1920-1950-е гг.). Начало этого периода - Октет для духовых инструментов (1923). На смену русской тематике пришла античная мифология, библейские тексты. Стравинский обращался к различным стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европейской музыки барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), технику старинной полифонии («Симфония псалмов» для хора и оркестра, 1930) и др. Прокофьев с сарказмом называл его технику «бахизмы с фальшивизмами». Балет с пением «Пульчинелла» (на темы Перголези, 1920), балеты «Поцелуй феи» (1928), «Орфей» (1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера «Похождения повесы» (1951) — не столько высоки образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные стилистические модели, композитор создаёт современные по звучанию произведения). Такой художественный метод получил название «вариации на стиль» (термин С. Савенко). 3. Поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) характеризуется преобладанием религиозной тематики («Священное песнопение», 1956; «Заупокойные песнопения», 1966), свободным использованием додекафонной техники (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). Биография Русский период творчества (до 1920 года) Игорь Федорович Стравинский родился 5(17) июня 1882 года в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) близ Петербурга в семье знаменитого баса императорской оперы - Федора Стравинского. Первое его музыкальное впечатление - пение деревенских баб. Именно с этого момента, как вспоминал композитор, он почувствовал себя музыкантом. С 10 лет он стал регулярно заниматься музыкой. Его первым театральным впечатлением, как в свое время и у Чайковского, была опера "Жизнь за царя". Самое дорогое воспоминание - встреча с самим Чайковским в Петербурге. Любовь к музыке Чайковского Стравинский пронес через всю жизнь. По настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1905 г. Параллельно, с 1903 г., брал частные уроки композиции у Р-Корсакова, которого считал своим духовным отцом. Первые значительные произведения - симфония и вокальная сюита "Фавн и Пастушка", "Фантастическое скерцо", "Фейерверк". Несколько лет его творческая судьба была тесно связана с труппой "Русского балета" Дягилева, гастролировавшей в Париже. По предложению знаменитого антрепренера Стравинский написал 3 балета, благодаря которым сразу стал известен: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Первые два балета поставил прославившийся не меньше Стравинского балетмейстер Михаил Фокин. Особое впечатление произвела музыка "Весны священной" в постановке Вацлава Нижинского и с декорациями Николая Рериха. Музыка прогремела оглушительным взрывом, нарушив все правила и каноны. Дабы передать "варварский" дух далекой древности, автор дерзко использовал прежде неслыханные созвучия и ритмы, ослепительные оркестровые краски. Эти абсолютно новые и необычные ритмы, прежде не встречавшиеся инструментальные эффекты были использованы затем и в других его сочинениях. На парижской премьере балета разразился настоящий скандал, но уже через год концертное - без танцев - исполнение "Весны" в Париже было встречено с восторгом. С "Весны священной" начался новый этап в истории мировой музыки.
|