Глава 3. Молодежные контркультуры
Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания. Контркультура (от лат. – против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70 гг. ХХ в. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов. Элементы контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских. В культурологии понятие «контркультура» имеет два значения: · отождествляется с молодежной культурой 60-х годов ХХ в., отражающей критическое отношение к современной культуре; · используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре (характерных не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур).
Примеры контркультур. Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников, сконцентрировавших антибуржуазные идеи и выступавших против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам. В большинстве случаев носителями контркультурных идей является преступный мир. Они бросают вызов обществу, не хотят жить по законам и правилам, установленными государством, отрицают господствующую культуру. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности. Яркий примерами являются «сицилийская мафия» США, которая наследовала многие христианские традиции и «советский уголовный мир», который основывался на коммунистических правилах. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. [12] Еще одним примером контркультуры СССР являлась андерграундная рок-культура, а также стиляги. Также в СССР появились "Стиляги" в 1950-е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре. Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов. Контркультуры не всегда связаны с преступностью и беззаконием. Ведь рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов. Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.
|