Глава 1. Сущность понятия молодежная культура
Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия. От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении. Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры. Молодежная культура выделяется тремя общими чертами: · это скорее культура досуга, а не работы; · в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг группы сверстников; · предметом особого внимания молодежных групп является «стиль», под которым понимается интерес к внешним маркерам, таким, как использование особых языковых форм, определенный вкус в одежде или музыке, усвоение определенных образцов проведения досуга или интерес к своей внешности. Среди наиболее важных причин возникновения молодежной культуры — рост находящихся в распоряжении молодежи доходов и увеличение периода перехода от детства к зрелости, отчасти вызванное более широким вовлечением в формы образования, которые предполагают полную или неполную временную нагрузку вплоть до возраста 21 года.[4] Главные составляющие молодежной культуры: 1. Досуг - это свободное время, когда вы не заняты работой или важными делами.[5] 2. Отношение к вере. 3. Политические ориентации. Политические ориентации - направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или другие политические силы, в совокупности являются внешними факторами, регулирующими и детерминирующих мотивацию личности и ее поведение в политической сфере. 4. Ценностные ориентации. Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида входе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное дляданного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенныхценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целейжизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.[6] 5. Культурная информированность 6. Культурные потребности. Существует много различных способов классификации культурных потребностей в зависимости от выбранного критерия.
Первый уровень включает широкий и традиционный для определенного времени спектр культурных потребностей, например, в определенной культуре труда, образовании, художественно-эстетических, рекреационных и прочее;
Второй уровень – конкретизируя направления потребностей, выделяет виды культурных потребностей, например, уточняются художественно-эстетические потребности в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве; На третьем уровне выделяются специфические культурные потребности. Например, театр, как направление интересов приобретает более четкую форму жанра: драматический, оперный, балетный, шоу-программа и другие; Четвертый уровень классификации содержит отдельные культурные потребности, т.е. на данном уровне классифицируется не просто потребность в определенном жанре театрального искусства, а потребности в услугах конкретных, например, драматических театров. [7]
Профессиональное самоопределение. Воспитание и заложенная родителями модель поведения. Влияние массовой культуры.
Классификация молодежной культуры. Существует два вида молодежной культуры в зависимости от роли в обществе, стиле существования и методов воздействия на жизнь государства. Это молодежная субкультура и контркультура.
Субкультура - понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.[8]
Контркультура – это направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.
|