Типы и виды ламп и светильников искусственного света
Таким образом бытовые светильники (это же во многом характерно и для светильников производственной среды и общественных учреждений) подразделяется на: · потолочные (подвесные, утопленные, передвижные); · настенные (пристроенные, подвесные, передвижные); · настольные (переносные, пристроенные); · напольные (переносные); · встроенные в оборудование (кухонная мебель и пр.). 1.7. ЦВЕТ В СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТАХ Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятие «свет» и «цвет» неразделимы как в физике, так и в психофизиологии. Естественный свет, считающийся белым, по физическому закону преломления раскладывается с помощью стеклянной призмы на цвета спектра от красного до фиолетового. Эти определенные цвета называются спектральными, или хроматическими. Поверхности объектов по-разному отражают излучения: одни лучи — в большей степени, другие — в меньшей. Лучи, отраженные с определенной длиной волны, определяют цвет поверхности. Если поверхности отражают все лучи спектра примерно в одинаковом соотношении (так, как они присутствуют в не разложенном призмой белом свете), то их называют ахроматическими (бесцветными). Это белый, черный и различные градации серого цвета. Цвет, как один из важнейших компонентов среды обитания человека, в проектной практике организуется в соответствии с конкретными условиями и учетом психофизиологии, психологии и эстетики. Задачи, решаемые с помощью цвета, можно разделить на три группы (рис. 15): · цвет как фактор психофизиологического комфорта; · цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия; · цвет в системе средств визуальной информации. Для случая производственной среды в классификации факторов и задач можно выделить следующие подгруппы. Участие цвета в создании психофизиологического комфорта: · создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение, использование физиологически оптимальных цветов и т.д.); · создание комфортных условий для функционирования организма (в т.ч. компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий).
Рис. 15. Основные задачи, решаемые с помощью цвета (по А.Г. Устинову 117])
Задачи второй группы (эстетические аспекты цвета), не отделимые от проблем первой, подразделяются на самостоятельное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственнои композицией, интерьером в целом и т.д.). Участие цвета в организации системы средств производственной информации: • информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям); • информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании; • информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом. Использование цвета как фактора психофизиологического воздействия основывается, в частности, на цветовых ассоциациях и предпочтениях (табл. 12). Однако следует помнить, что эти данные ориентировочны и могут меняться с изменением чистоты цвета, сочетания цветов, условий освещения и других параметров конкретной проектной ситуации. Основные характеристики светоцветового решения выбираются также с учетом таких психофизиологических особенностей людей, для которых предназначается среда или объект, как возраст, пол, профессия, национальность и пр. Хрестоматийным стало описание реально проведенного эксперимента по подтверждению влияния цвета на психофизиологическое состояние человека. На банкете гостям подали блюда из свежайших продуктов. После первого насыщения был включен скрытый,
проходящий через особые светофильтры, свет. При этом освещении цвета кушаний на столе удивительно изменились. Мясо стало казаться серого цвета, салат — фиолетового, свежий зеленый горошек приобрел цвет черной икры, молоко стало фиолетово-красным, яичный желток — красно-коричневым. У большинства гостей пропал аппетит, а некоторым стало дурно. Используя светоцветовые эффекты, различные технические приемы для их создания конечно можно обеспечить не только негативные, но и позитивные психофизиологические реакции человека, повлиять на его эмоциональное состояние, эстетические переживания. Одно из новых концептуальных направлений в цветовом решении интерьера с применением достижений техники — так называемый Black light («черный свет»). Суть этого метода состоит в том, что под воздействием невидимых для человеческого глаза лучей, по спектру близких к ультрафиолетовым (отсюда название «черный свет»), происходит свечение специально подобранных красок и материалов. Этот эффект, использовавшийся сначала на ночных дискотеках, получил распространение при оформлении залов кафе, ресторанов (особенно не имеющих естественного освещения), ночных клубов и т.д. При использовании светоцветовых эффектов, «лепке» за их счет как бы нового пространства, объемов, создании оригинального цветового «климата» надо соблюдать меру и даже осторожность, что подтверждает описанный выше эксперимент на банкете.
|