Соматографические и экспериментальные (макетные) методы
решения эргономических задач используются для выбора оптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой, размерами машины (предмета), ее элементов. Соматография [от греч. soma (somatos) — тело и... графия] — метод схематического изображения человеческого тела в технической или иной документации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциями человеческой фигуры, формой и размерами рабочего места. В инженерной графике используются все нормы и приемы технического черчения и начертательной геометрии (см. рис.17). Большая трудоемкость затрудняет эффективное использование классической соматографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов (шаблонов-моделей) тела с шарнирными сочленениями (рис. 18). Метод плоских манекенов состоит в использовании плоских моделей фигуры человека (с соблюдением действительных пропорций). В основе построения манекенов лежит костная система человека, на которой определены центры окружностей — суставов, а контуры фигуры образуют касательные к этим окружностям. Манекены снабжены шарнирами (в местах расположения суставов), позволяющими придавать фигурам необходимые положения (позы), занимаемые человеком в процессе жизнедеятельности, в том числе сидя, лежа, стоя с наклонами тела, приседанием, подъемом на носки, сгибанием, вытягиванием рук, ног и т.д.
Манекены-шаблоны обычно выполняются в масштабах 1:5; 1:10 и «функционируют» на чертежах, эскизах интерьеров, рабочих мест, выполненных в том же масштабе. Для большей достоверности результатов этого метода манекены должны соответствовать не только средним, но и пороговым антропометрическим размерам. С помощью схематического изображения (шаблона) можно проверить (рис. 19): • соотношение пропорции человеческой фигуры, размеров и формы оборудования, мебели, рабочего места и пр. Рис. 18. Компоновочная схема (модель) оператора в масштабе для человека нормального роста
• досягаемость элементов интерьера, органов управления и удобство их размещения; • оптимальные и максимальные границы зоны досягаемости конечностей; • обзор и условия зрительного восприятия, например, с рабочего места при слежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т д.; • удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования, сиденья, пульта и т.д.; • удобство подхода к функциональным зонам, рабочему месту или ухода с них, оптимальные размеры проходов, коммуникаций. Экспериментальные (макетные) методы основаны на применении макетирования проектируемого оборудования в различном масштабе и с разной степенью деталировки При этом используются объемные антропоманекены; один из видов таких манекенов получил название «мультмены» (рис. 20) [29]. Методы с использованием манекенов позволяют решать ряд задач: • увязывать сложно-структурные конструкции оборудования между собой;
• достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку; • испытывать еще проектируемое оборудование на удобство работы с ним;
• отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряд других задач, связанных с учетом антропометрических особенностей пользователей проектируемого оборудования. Пример использования манекенов при отработке высоты рабочей поверхности приведен на рис. 21. Параллельно с применением манекенов обычно проводят ряд расчетных процедур и геометрических построений на схемах и чертежах, связанных с закономерностями учета антропометрических данных [25]. Описанные выше методы непосредственно смыкаются переплетаются с дизайн-проектированием, особенно в методе сценарного моделирования (проектного инсценирования). Вне зависимости от конкретного содержания и форм проектных ситуаций суть сценарного метода остается одной и той же. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем все более опредмеченно отображает ее в серии графических эскизов, потом — в трехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец — в действенном натурном воспроизведении. При необходимости ведется фиксирование фото- или видеоспособом (ранее — киносъемка). В последнее время приемы инженерной графики и методы моделирования («ручные») дополняются и нередко заменяются компьютерной графикой за счет использования технических средств и программного обеспечения.
|