ВВЕДЕНИЕ. Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства) и информации и
Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается, с одной стороны, на интуиции и спонтанности (сфера искусства) и информации и методологии (область науки и техники), с другой. Проектировщик (архитектор, дизайнер) как бы балансирует между искусством и фактами. К основополагающим составляющим, определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Оскар Шлеммер еще в Баухаузе целью своего курса (1922—1929 годы) сделал ознакомление студентов с «человеком в совокупности его бытия», подчеркивая, «что соотношение между человеком и внешним миром является посвящением в проблемы жилища и его планирования». Основы эргономики являются одним из специальных курсов в цикле профессиональной подготовки специалистов квалификации «архитектор-дизайнер» и «дизайн среды», т.к. раскрывают основные принципы и приемы проектного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды, составляющих важнейшую и неотъемлемую часть современных интерьеров и городских пространств. Курс, давая студентам не только комплекс практических навыков при решении определенных методы функционально-пространственного анализа, визуального восприятия и т.д.) и тесно связаны с другими учебными дисциплинами. Наше время требует новых подходов к использованию эргономических знаний при проектировании среды. Достижения и знания эргономики в производственной и военной сферах, таких далеких, казалось бы, от области архитектурно-дизайнерского проектирования, сегодня трансформируются и используются при организации досуга, жилища, формировании рабочих мест в офисах, банках и домашних кабинетах. Знания основ проектирования систем взаимодействия человека и машины, основ формообразования предметов становятся важными и для сферы повседневного жизнеобеспечения. Они также используются при создании архитектурных объектов с использованием концепции «интеллектуального дома», когда сложное электронно-технологическое оборудование программируется сообразно сценарному моделированию и конкретному образу жизни, при проектировании мебели для отдыха, спортивного снаряжения, медицинского оборудования, автомобилей и мотоциклов, велосипедов и роликовых коньков и других изделий, предназначенных для рядового пользователя-непрофессионала, автолюбителя, старика, ребенка и т.д. Эргономика помогает архитектору и дизайнеру развивать имеющиеся у них простейшие навыки функционально-пространственного анализа, превращающего эти навыки в комплексный системный подход, детально учитывающий потребности и возможности человека в различных аспектах его жизнедеятельности. Эргономика во многом является прикладной наукой, а элементы эргономических методов и приемов часто интуитивно используются проектировщиками в практической деятельности. Например, в результате диалога с заказчиком происходит «анкетирование» и «профессиографирование», т.е. составление детальной структуры деятельности на стадии формулирования задачи, изучения особенностей того или иного образа жизни, типа личности и т.п. ~го~ Ffl со Детальное знание методов и приемов эргономической науки, их творческая интерпретация способствуют более тонкому пониманию задач средового проектирования. Эргономика показывает, что «типовое» проектирование, при котором конкретными исследованиями минимизируется поиск архитектурно-дизайнерских решений, наиболее адекватных той или иной проектной задаче в различных ситуациях, не всегда эффективно. Методы эргономики направлены на индивидуализацию решений, что соответствует разнообразию человеческих требований и запросов. Вопросы удобства, комфорта и безопасности являются центральными в эрго-дизайнерском проектировании средовых объектов. Эргономика участвует и в создании нормативной базы проектирования, способствуя разработке ее новых разделов. В пособии особенное внимание уделено проблемам формирования среды для детей, людей пожилого возраста и инвалидов, рассмотрены специфические требования для реализации полноценной жизнедеятельности в интерьерных и открытых городских пространствах. Учебное пособие по курсу состоит из трех разделов, последовательно раскрывающих основные моменты его освоения: Раздел I. Основы эргономики; Раздел П. Эргономика и оборудование отдельных видов среды; Раздел III. Эргономические аспекты восприятия и проектирования среды. Представленные разделы завершаются Приложениями, которые имеют учебно-методическое значение и прикладной характер. В пособии использованы таблицы, иллюстративный материал и положения, имеющие научно-практическое и методическое значение, как из достаточно распространенных отечественных и зарубежных источников, так и уникальных на сегодняшний день изданий. Основные из них приведены в перечне использованной литературы. В пособии также использованы фрагменты из работ студентов МАрхИ и МЭИ (ТУ): Е. Аксёнова, А. Богушова, Е. Взоровой, А. Комоловой, М. Лебсак, Е. Серова, А. Селивановой, А. Смирнова, С. Снегиревой, М. Толыпиной, Е. Тулуповой, М. Филипповой 11
|