Подходы к периодизации экономических систем и их классификация
Существуют различные подходы к периодизации экономических систем, среди которых выделяются формационный и цивилизационный. Формационный подход периодизации развития общества разработан в теории марксизма. Он базируется на диалектическом единстве производительных сил и производственных отношений, их органическом единстве, составляющем общественный способ производства. На основе производительных сил складываются производственные отношения, которые должны соответствовать уровню развития производительных сил. Производственные отношения, как общественная форма производительных сил, в свою очередь, влияют на производительные силы. От того, каковы по своему социально-экономическому характеру производственные отношения, зависит и само развитие производительных сил. Если трудящиеся заинтересованы в результатах производства, то они будут заинтересованы в развитии самого производства, в его эффективности и ритмичной работе. И напротив, если такого интереса нет, то это означает, что производственные отношения сдерживают развитие производительных сил. Развитие производительных сил и, соответственно, производственных отношений, приводит к развитию общественного способа производства, а на определенной стадии развития и к одного способа производства другим. Следовательно, их единство противоречиво. По марксистской теории общество в своем развитии прошло первобытный способ производства, рабовладельческий, феодальный и ныне находится в условиях капиталистического способа производства. Но и на этом развитие общества не может остановиться, оно порождает новый, более прогрессивный способ производства. Далее марксизм утверждает, что отношения людей в обществе не ограничиваются только производственными отношениями. Общественные отношения многогранны, как многогранна и деятельность людей, охватывающая не только производство, но и нематериальную деятельность: духовную, политическую, культурную, религиозную, медицинскую, юридическую и т.д. Складывающиеся при этом общественные отношения представляются марксизмом в виде надстройки над производственными отношениями, выделяемыми как экономический базис. Надстройка активно влияет на свой базис, может либо способствовать его развитию, либо сдерживать. В совокупности способ производства и надстройка составляют общественно-экономическую формацию. Исторически общество прошло три общественно-экономические формации и находится в четвертой, в условиях капиталистической общественно-экономической формации (как и общественные способы производства). К. Маркс выделяет пятый способ производства — коммунистический с ее первой стадией — социализмом, который практически в России не состоялся. Как видим, в основу марксистской периодизации истории развития общества положена схема «способов производства», «общественно-экономических формаций». Подобный подход к периодизации развития общества называют формационным, когда экономические явления и в целом развитие общества рассматриваются с точки зрения действия определенных законов. Развитие и смена устройства общества рассматривается на основе развития производительных сил, экономических отношений, развития и смены форм собственности, развития и смены социально-экономического характера распределения и присвоения произведенных материальных благ, достижений в области культуры, духовной жизни. Вместе с тем экономисты ныне считают, что «классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписываются азиатский способ производства, цивилизации Китая и Индии... Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа производства при всей теоретической и исторической значимости такого подхода не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий». Цивилизационный подход предполагает характеристику развития общества с позиции общей культуры общества, то есть с позиции общечеловеческих ценностей. При этом обращается внимание на значение человека в обществе, условия его производственной деятельности, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Как видим, речь идет о совокупности элементов материальной и духовной культуры. Это и многое другое в обобщенном виде представляется как цивилизация (с латинского — общественный). Подобный подход позволяет определить периоды развития общества по уровню развития культуры, или по уровню цивилизации. Существуют различные определения периодов развития общества, но чаще, исходя из уровня деятельности человека по приспособлению предметов природы для удовлетворения потребностей и форм собственности, выделяются такие периоды, как дикость, когда человек свои личные потребности удовлетворял благодаря собирательству плодов и охотничества, когда не было частной собственности; период варварство, где основой хозяйства, является скотоводство, но уже с возникшей частной собственностью; период цивилизации, когда человек занимается земледельческим хозяйством при господстве частной формы собственности. В двух последних периодах общества предстают как производящие материальные блага. Более конкретно с позиции цивилизации общество выглядит следующим образом: доиндустриальный период хозяйствования, когда господствует ручной труд; индустриальный период, когда господствует машинное производство; постиндустриальный, когда начинает господствовать автоматизированное производство на основе достижений научно-технической революции. В неоклассической теории выделяются такие экономические системы, как рыночная, командная, смешанная и традиционная. Рыночная система характеризуется как хозяйство, которое функционирует в условиях господства рыночных отношений. Здесь экономика регулируется только рыночным механизмом, в том числе законами спроса, предложения, ценообразования и др. Это характерно для условий свободной конкуренции при капитализме. Командная система, где по существу отрицается рыночный механизм развития экономики, частная собственность. Здесь господствует государственная собственность, централизованное регулирование экономическими процессами. Такие условия, например, в России были созданы волевыми методами, хотя для этого уровня обобществления не было реальных условий. Со временем экономика оказалась в трудных, кризисных условиях. Смешанная система — характерна для условий совершенной конкуренции, когда стихийное регулирование рынка оказывается недостаточным, когда государство вмешивается в экономику, но главным образом экономическими методами, а не административными. Прямое влияние государство чаще оказывает в образовавшемся государственном секторе хозяйства. В результате в хозяйстве наличествует и рынок и государство. Традиционная система,где очевидны соблюдения традиций ведения хозяйства, причем в большинстве случаев характерных для замкнутых, натуральных хозяйств с ручным трудом. Все это было характерно для истории развитых стран. Ныне выделяется в экономической теории и переходная экономика. Возникает она в условиях, когда происходит становление нового по своему типу хозяйства, хотя еще сохраняется и прежний тип хозяйства.
|